Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:30, реферат
Мышление реального человека, по представлениям классической рациональности, не соответствует идеалу «чистого разума», для которого мир прозрачен и постигаем. Абстрагирование от эмпирического субъекта, приводящее к недопустимому упрощению реального процесса его познавательной деятельности, сегодня говорит о том, что человеку познающему по-прежнему, со времен Декарта не доверяют, полагая его эгоистическим Я, творящим произвол, имеющим ум, отягощенный различного рода «идолами», предрассудками, субъективными интересами и предпочтениями
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Скептицизм и познаваемость мира…………………………………………….4
Главные идеи скептиков…………………………………………………...4
О доверии человеку познающему………………………………………....6
2 Эпистемологический релятивизм…………………………………………….10
3 Проблема истины в эпистемологии и философии науки………………...…14
3.1 Основные концепции истины в эпистемологии……………………...…14
3.2 Истина: две формы соответствия………………………………………...17
3.3 Истина в гуманитарном знании……………………………………….…20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………
Понимание этого возвращает нас к утраченной было традиции — к тезису Протагора «человек есть мера всем вещам», сегодня обретающему новое социальное и гуманистическое звучание, вызывающему к жизни новые или забытые смыслы категории субъекта познания.
Хайдеггер, еще в 30-х годах
размышляя над тезисом
Хайдеггер предложил также
новое прочтение учения об истине
Платона, а его интерпретация
притчи о пещере представила эту
проблематику как фундаментальную
и вечную в теории познания, как
«перемену в определении
Истина, или область непотаенного, доступа к сущности, становится зависимой от «степеней свободы» и местопребывания познающего; каждой ступени освобождения, «образования» соответствует своя область непотаенного, свой род истины. Необходимость борьбы за истину оказывается, таким образом, сущностным признаком ее получения. Таким образом, вне человека и независимо от него не может быть получена истина, причастная к сущему. Позже Платон вводит понятие идеи, и непотаенность, алетейя «попадает в упряжку идее». Существо истины перекладывается на существо идеи, от которой зависит правильно увидеть «вид» существующего, согласовать познание с самой вещью. Но тем самым изменяется существо истины, она превращается в адекватность, правильность восприятия и высказывания, т. е. становится характеристикой человеческого отношения к существующему. Однако Хайдеггер не согласен с тем, что непотаенность, как у Платона, должна приниматься только в «упряжке идеи», она есть изначальное, самое глубинное существо истины, о котором еще «достаточным образом даже не спрошено». Отмеченное Хайдеггером «раздвоение» понимания истины в истоках европейской философии и установление господства трактовки истины как правильности представления, высказывания, «соответствия положению дел» создало возможность полного отвлечения от познающего человека-субъекта, сама элиминация которого в классической науке стала рассматриваться как условие получения объективной истины. Отвлечение от познающего человека стало также возможным после того, как в науке явным или неявным образом были приняты допущения об идеальном исследователе — никогда не ошибающемся и не заблуждающемся; в совершенстве владеющем всеми методами, имеющем идеальные приборы и условия исследования, не испытывающем влияния эмоций, воздействия природных, социальных и культурных факторов.
Такой идеальный субъект превращался в могущественное наблюдающее «сознание вообще», которое можно было, имея в виду как предпосылку, вывести за пределы познавательной деятельности и рассуждения о ней, что и было сделано. Все было сведено к представленному в знаковой форме знанию об объекте, методам его получения и проверки на адекватность, соответствие действительности. Истина перестала иметь какое-либо отношение к субъекту, сущему, бытию, но стала «правильностью», адекватностью, т. е. лишь характеристикой предметного и методологического знания. Это допущение, «объективируя» познание, в свою очередь, создало возможность применения математики, что было серьезным прогрессом в научном познании, но при этом исчезли «непосредственное усмотрение», человеческое «добывание истины», была утрачена связь с жизнью человека, ее смыслом и ценностями.
3.3 Истина в гуманитарном знании
Для понимания особенностей истины в гуманитарном познании обратимся к плодотворным идеям отечественного мыслителя М.М. Бахтина. Еще в 20-х годах XX века в рукописи о «философии поступка» он представил традиционную гносеологию как «теоретизированный мир», «самозаконный» мир познания, где субъект, истина и другие категории живут своей автономной жизнью. В теоретизированном мире истина автономна, независима от «живой единственной историчности» — познающего человека, ее значимость вневременна, ее методическая чистота и самоопределяемость сохраняются. Именно в этом мире истина оценивается как объективная по содержанию, не зависит «ни от человека, ни от человечества» (по выражению В.И. Ленина), эта независимость рассматривается как условие преодоления релятивизма и произвола в познании.
Необходимо считаться
с тем, что современный европейский
человек более уверенно чувствует себя
именно в теоретизированном мире, где
он имеет дело не с собой, а с имманентным
законом, одержим необходимостью смысла,
совершает путь от посылки к выводу, т.
е. поступает не от себя, но следуя этому
закону. Философия познания в целом, как
и учение об истине в частности, должны
строиться не в отвлечении от человека,
как это принято в теоретизированном мире
рационалистической и сенсуалистской
гносеологии, но на основе доверия человеку
как целостному субъекту познания. Этот
подход особенно значим для гуманитарного
познания, где представлена не столько
логико-методологическая, сколько экзистенциально-
Бахтин считает печальным
недоразумением, наследием классического
рационализма представление о том,
что правда может быть только истиной
общих моментов, генерализируемых положений,
индивидуальная же правда «художественно-
Очевидно, что рассмотренные выше способы проблематизации истины, которые носят философско-антропологический характер, глубоко укоренены в европейской и отечественной истории философии и представлены яркими и плодотворными идеями крупнейших философов начала XX века.
Необходимо отметить, что
логико-методологическая и экзистенциально-
Традиционный логико-
Вторая — экзистенциально-
Еще И. Гете, безусловно крупнейший
выразитель этой традиции, писал о том,
что «как с истинным, так и с ложным связаны
необходимые условия бытия», считал, что
существует глубокая интегрирующая необходимость
ошибки для целостной жизни, а сама истина
в абсолютном значении охватывает и истинное
и ложное в их относительной противоположности.
Г. Зиммель, с одобрением излагавший эти
идеи, показал, что Гёте исходит из тесной
связи истины и личности, считая, в частности,
что поскольку мы познаем истину, мы все
друг с другом уравнены, и лишь в возможности
бесконечных ошибок проявляется разнообразие
наших индивидуальностей. Такое видение
проблемы возвышается над теоретической
противоположностью истинного и ложного,
истина, по Зиммелю, видится как «оформляющая
человека, и как человека вообще, и как
этого особенного человека». Этой традиции
соответствует также рассмотрение в целостности
различных типов знания, признание правомерности
их существования и выполнения различных
функций. При этом признается их гносеологическое
своеобразие и понятие «научный» не выполняет
оценочные функции, но лишь обозначает
один из типов знания. Типологии знания
соответствуют типологии познавательных
способностей индивида и типологии практик,
каждому виду знания свойственны свои
критерии строгости, адекватности и обоснованности.
В основе такой позиции лежит осознание
исторической природы самой рациональности,
понимание того, что иррациональное служит
необходимым компонентом любой познавательной
деятельности; само определение того,
что является иррациональным, также претерпевает
изменения. Соответственно должна быть
переосмыслена и природа истины, не сводимой
только к научной истине и ее критериям,
что предполагает актуализацию и развертывание
экзистенциально-
Заключение
Проблемы рационального и иррационального, бессознательного и интуиции, а также фундаментальных процедур познания — репрезентации, интерпретации и конвенции показывают, сколь велика роль в научном познании допонятийных, неформальных, вненаучных компонентов, проистекающих из особенностей принадлежащего обществу познающего человека, его ценностей, истории и культуры. Из этого следует, что научное знание не может быть полностью обоснованным, доказанным, проверенным, оно всегда в разной степени гипотетично, содержит интуитивные моменты, относительно истинно. В таком случае встает проблема надежности нашего знания, которая в философии традиционно обсуждается как вопрос о познаваемости мира. Поиск ответа на этот вопрос идет уже тысячелетия и представлен идеями скептицизма, критикой релятивизма, различными учениями об истине.
Развитие философии и методологии науки показало неоднозначность оценок категории «истина», поставило вопрос ее необходимости для анализа процессов научного познания. Истина — одна из главных категорий теории познания и эпистемологии, меняющая свои определения в разных контекстах. Происходящая сегодня переоценка ряда фундаментальных понятий, прежде всего таких, как отражение, субъект, практика (как критерий истины), позволяет по-новому проблематизировать категорию истины, вырваться из пут традиционной гносеологической концепции, несущей на себе явные следы созерцательного материализма.
Ответы на вопрос о познаваемости мира и надежности знания во многом зависят от исходной философской позиции, в частности, казалось бы, единая реалистическая позиция, признающая существование независимого от сознания мира, дает целый спектр представлений о возможности его познании.
Список использованных источников