Проблема души и ее конфликтов в теории Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 05:53, реферат

Описание работы

Теория души является актуальной для всего творчества древнегреческого философа Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно взаимосвязана с другими положениями его учения. Главные платоновские мысли невозможны без раскрытия природы души. В своей работе мы попытаемся не только выявить связь между рассуждениями философа о душе и его рассуждениями о знании как припоминании, о любви, но и попытаемся раскрыть, что такое душа есть сама по себе, по Платону.

Содержание

Введение

Платон и его теория…………………………………………..
Учёные о теории Платона…………………………………….


Основная часть

Глава 1. Душа обременённая ………………………………………………
Душа и тело………………………………………………….
Душа и её страсти……………………………………………


Глава 2. Любовь как движущая сила души………………………………. .

Глава 3. Душа и знание…………………………………………………….
Душа как инструмент нашего познания …………………..
Душа уже знает всё…………………………………………
“Познай самого себя”……………………………………….


Глава 4. Душа в своей чистоте …………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………..

Литература …………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Психология).doc

— 99.00 Кб (Скачать)
ign="justify">       Космос, созданный демиургом, самодовлеющ. Т. е. душа самодовлеюща. Ничто не выходит  за её пределы, она всегда пребывает  в себе самой. Для души нет ничего иного, ибо всё иное -- её. Исходя из себя самой, душа возвращается лишь к себе. “Это абсолютный род есть дух, движение которого есть постоянное возвращение в него самого, так что для него нет ничего такого, чем он не был бы сам в себе”. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. С. 141. Душе не требуется ничего, ибо всё находится в ней. И бессмертна она потому, что сама является причиной собственной жизни и живёт собой.

       Душа  представляет собой “смесь тождественного, иного и сущности” Платон . Тимей 35d. . Сущность состоит из иного и тождественного. Главным образом, следует обратить внимание на то, что Платон называет сущностью души. Действительно ли это необходимый момент души или, как может показаться с первого взгляда, Платон выделяет его случайно? Конечно же, этот момент не случаен, более того -- этот момент преимущественно характеризует душу. Сущность - это то, что позволяет душе оставаться собой при соприкосновении с иным, и в то же время становиться этим иным, улавливая его идею. Тогда как момент тождественного означает тождественность души самой себе (она существует только в себе), а момент иного означает, что душа может становиться иной себе, отчуждаться от себя. Сущность же являет собой душу как истину в себе, субъективную истину (тождественность души себе) и истину саму по себе, объективную истину.

       Душа  и мир внутренне тождественны. Космос -- это душа, а душа -- это  космос. Движение души в космосе  вокруг себя самой, неизменно истинные суждения её о каждой вещи как имеющей  отношение к иному, так и к тождественному, и является властью души над космосом, “это и есть сущность мира как блаженного внутри Себя Бога; лишь здесь завершается идея целого и лишь в согласии с этой идеей появляется мир” Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. С. 182..

       Также и в вещах есть иное, тождественное  и сущность. Иное в вещи -- это её небытие, небытие о котором говорит  Платон в “Софисте”. Тождественность  вещи самой себе доступна только нашей  душе. То что есть эта вещь сама по себе (идею вещи) познать мы можем только с помощью души. Нашей душе также доступна и ложь каждой вещи, её небытие, её иное. Но в отличии от тела, которому вещь в ощущении только и предстаёт в этом своём ином, случайном, в котором тело как бы теряется, не находя тождественного и постоянного в вещи, то душа, соприкоснувшись с вещью знает и её иное, и тождественное.

       Мир начинает существовать только в нашей  душе, ибо познан он может быть только нашей душой. В ощущении его ещё  нет перед нами -- он предстаёт  случайным, несуществующим по-настоящему.

       Душа  совпадает с космосом, её объективность  совпадает с её субъективностью. Всё, что предстаёт перед ней, есть она сама. Для истинной души нет ничего внешнего ей, куда бы она  ни взглянула своим мысленным  взором -- всё её, нет ничего чужого ей, всё родное, ибо она составляет сущность всего. И повсюду душа может видеть лишь себя. И истиной она является потому, что она истина всего, потому, что она -- всё.

 

        

       Заключение 

       Подводя итог, мы хотим ещё раз сформулировать важнейшие положения своей работы, которые были раскрыты в соответствии с задачами и целями:

       Платон  во многих своих диалогах говорит  об обременённости души телом и страстями, идущими от тела. Внешнее мешает душе. Но душа сильнее внешнего и  поэтому, будучи обременённой мирским, душа обременена лишь собой. Т. е. душе мешает что-то, что находится в ней самой. Душа тогда ещё не является истинной душой. Во многом она живёт тем, что ей поистине не присуще. Отделяя себя от внешнего мира (он кажется душе чужым), душа начинает поиск себя и Истины.

       Роль  Эрота состоит в том, что он поднимает душу с земли на Небо. Эрот -- это любовь к Истине, стремление к Истине. Это стремление помогает душе обрести Истину.

       Далее мы можем придти к выводу, что  любовь к истине всегда есть в душе, поскольку в ней всегда есть Истина. Сама Истина помогает душе. 

         Душа, ставшая истинной душой,  совпадает с прекрасным , с Истиной.  Душа является истиной (или  идеей) каждой вещи, т. е. сущностью  всего. А значит и просто  Истиной. Мир и истина (истина  для человека) не являются чем-то разным как может казаться душе ещё не нашедшей себя, а совпадают, т. е. истина мира (объективная истина) и истина человека, наша истина (субъективная истина) -- это одна Истина. Это и есть душа, душа сама по себе, душа, ставшая истинной душой.

 

 

Литература 

  1. Алкиной. Учебник платоновской философии.//Учебник  платоновской философии. М. - Томск, “Водолей”, 1995.
  2. Апулей. Платон и его учение.//Учебник платоновской философии. М. - Томск, “Водолей”, 1995.
  3. Геворкян А. Т. Иносказания Платона. Ереван, “Анастан”, 1987.
  4. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. СПб, “Наука”, 1994.
  5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., “Искусство”, 1969.
  6. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 2. М., “Мысль”, 1994.
  7. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 3. М., “Мысль”, 1994.
  8. Платон. Федон. Пир. Федр. СПб, “Азбука”, 1997.
  9. Соловьёв В. С. Жизненная драма Платона.//Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М., “Мысль”, 1990.
  10. Саллюстия философа книга о богах и о мире.//Учебник платоновской философии. М. - Томск, “Водолей”, 1995.
  11. В. П. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М., “Аргус”, 1994.

Информация о работе Проблема души и ее конфликтов в теории Платона