Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 05:53, реферат
Теория души является актуальной для всего творчества древнегреческого философа Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно взаимосвязана с другими положениями его учения. Главные платоновские мысли невозможны без раскрытия природы души. В своей работе мы попытаемся не только выявить связь между рассуждениями философа о душе и его рассуждениями о знании как припоминании, о любви, но и попытаемся раскрыть, что такое душа есть сама по себе, по Платону.
Введение
Платон и его теория…………………………………………..
Учёные о теории Платона…………………………………….
Основная часть
Глава 1. Душа обременённая ………………………………………………
Душа и тело………………………………………………….
Душа и её страсти……………………………………………
Глава 2. Любовь как движущая сила души………………………………. .
Глава 3. Душа и знание…………………………………………………….
Душа как инструмент нашего познания …………………..
Душа уже знает всё…………………………………………
“Познай самого себя”……………………………………….
Глава 4. Душа в своей чистоте …………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………..
Платон говорит о трёх началах души -- “разумное”, “яростное” и “вожделеющее” начала. “Яростное” и “вожделеющее” относятся к страстям. Задача человека состоит в том, чтобы подчинить эти два начала началу разумному. “Душа неразумная подчиняется телесным аффектам, ей свойственен неразумный пыл и раздражительность; душа разумная благодаря разуму [курсив мой -- О. П.] не обращает внимания на тело и борется с неразумием”, -- пишет Саллюстий философ. Саллюстия философа книга о богах и о мире.//Учебник платоновской философии. С. 110. Т. е. душе одолевать страсти помогает сама душа. Чем более душа предаётся своим истинным занятиям, тем менее её обременяет земное.
В
земной жизни страсти так или
иначе одолевают каждого
2. Любовь как движущая
сила души
Эрот, бог любви, пребывает, по словам Платона, между богами и людьми, и, благодаря ему, “Вселенная связана внутренней связью”. Платон. Пир 202е. Эрот связывает Небо и землю, являясь “посредником между богами и людьми”. Там же. Там же. Благодаря ему всё земное тянется к небесному. Любовь -- это то, что связывает низшее и высшее. Обитая в самой мягкой области на свете, в душе, любовь тянет душу с земли на Небо. Причём любовь бывает только к прекрасному, любовь к безобразному -- не любовь. Любовью называется стремление к чистому бытию, истинной родине души. Поэтому-то Эрот так важен для Платона: без стремления к истине истины не найти. Любовь -- это путь к миру идей, к этой обители чистой истины. Эрот является той стрелочкой, которая указывает на прекрасное, доброе, истинное, указывает, ведёт к ним.
Душа, обитая на земле, “довольствуется мнимым пропитанием”, однако, не остаётся спокойной. Душа хочет чего-то настоящего, а не мнимого, душа хочет прекрасного. Наслаждаясь внешним, чувственным, земным, человек оставляет незаполненной пустоту в своей душе, душа чахнет, болеет, душа ищет. Именно сила любви не даёт ей быть безмятежной и довольной.
Человек, добившись всего желаемого в этом мире, может считать себя счастливым. Но беспокойство остаётся, и любовь, живущая в душе каждого, напоминает ему, что что-то не так, напоминает ему о том, что есть свет, что есть настоящее счастье. Не видя прекрасного душа страдает, а созерцая истину, созерцая прекрасное, душа радуется, раны её начинают затягиваться.
Душа окружена чужим ей, и в ней самой поселяется чужое ей (страсти). Платон рассказывает нам о людях-андрогинах, которых насильно разрубили напополам, и теперь каждый человек ищет свою половину. Человек хочет изначального, он хочет найти своё, родное себе. Любовь и является желанием родного. Прекрасное и истинное ближе всего душе и составляют её содержание. Душа, любя, ищет саму себя. “У Платона душа -- и причина, и цель духовного развития”, -- пишет Фомин. Фомин В. П. Сокровенное учение Античности в духовом наследии Платона. С. 198.
Что имеет в виду Платон, когда пишет, что любовь является стремлением родить в прекрасном? Родить в прекрасном означает стать прекрасным. Душа хочет родить истину, хочет стать истинной. И именно любовь к истине движет ею. Выражаясь образно, можно сказать, что сначала душа имеет в себе лишь смутное представление об истине, и мир ей предстаёт неясным отражением истины. И любовь, любовь к прекрасному самому по себе подсказывает ей, что в ней нет ещё самой истины, а лишь предчувствие её. И, движимая Эротом, душа стремиться выйти за свои пределы, хочет преодолеть эту смутность и неясность. И чем сильнее её любовь к Небу, тем ближе она к Небу.
И важно понять то, что любовь не является чем-то извне пришедшим в душу. Любовь всегда есть в душе каждого. И, направляемая любовью, душа движется самою собою. Любовь к прекрасному рождается в душе, потому, что в ней уже есть прекрасное.
3.
Душа и знание
3.1.
Душа как инструмент
нашего познания
Платон не признаёт тела в качестве главного помощника в нашем познании. В диалоге “Теэтет” философ доказывает, что чувственное восприятие не является знанием. Ведь истинным знанием, согласно Платону, является знание не свойств вещи, а знание вещи самой по себе. В ощущении вещь даётся не по сущности, а в отношении к чему-либо. В чувственном восприятии вещь является нам как объект рождения, становления и возникновения, тогда как, чтобы понять данную вещь мы должны понять её вечную и неизменную идею. Ощущая что-либо, мы не знаем того, что ощущаем. Душа является тем, что делает наше познание возможным.
Мир, который предстаёт перед нами в ощущении слишком многообразен -- ощущение не даёт нам уловить общего в этом многообразии. Если мир является лишь становлением, лишь многим без чего-либо единого, огромным количеством явлений, происходящих случайно, без всякой закономерности, то тогда ощущение может являться знанием. Но, подумав, мы поймём, что при таком варианте знание вообще невозможно, и ощущение всегда остаётся лишь ощущением и никогда не становится познанием. Но поскольку человек всё же может что-то знать, поскольку познание возможно, постольку должен существовать иной инструмент познания помимо ощущения. Таковым и является наша душа. Именно она сводит материал, получаемый в ощущении воедино. Например, уши являются не тем, чем мы слышим, а тем, посредством чего мы слышим. А тем, чем мы слышим является душа, которая сводит к общей идее наши ощущения: “…душа сама по себе, как мне кажется, наблюдает общее во всех вещах”. Платон. Теэтет 185de. Душа лишь способна действительно познать вещь, несмотря на то, что познание эмпирических вещей необходимо начинается с ощущения, лишь душа может видеть вещь саму по себе.
В каждой вещи присутствуют бытие и небытие, и только душа может отличить истинное в вещи от ложного в ней. Как я уже говорила, мир предстаёт нам в ощущении беспорядочным хаосом, душа же упорядочивает этот мир, открывает законы. Поэтому перед нашим духовным взором предстаёт не хаос, а космос. Лишь душа способна уловить идею или сущность вещи. Вот что говорит Чужеземец в диалоге “Софист”: “…к становлению мы приобщаемся с помощью ощущения, душою же с помощью размышления приобщаемся к подлинному бытию, о котором вы утверждаете, что оно всегда само себе тождественно, становление же всегда иное”. Платон. Софист 248а. А о том, почему нашей душе доступно познание истинного в вещах и познание подлинного бытия (что, впрочем, одно и то же), мы поговорим в следующей части этой главы.
3.2.
Душа уже знает
всё
Заголовок этой части кратко отвечает на вопрос, поставленный в конце предыдущей: душа может знать что-либо, потому что в ней уже есть знание обо всём. Под словом “всё” подразумевается не каждая отдельная эмпирическая вещь, а подлинное бытие, подлинное в каждой вещи. Внешнее лишь помогает душе “припомнить”, то о чём она уже знает. Например, откуда душа может знать о том, что две какие-либо вещи в чём-то схожи, а в чём-то нет? -- из самой себя, поскольку в ней уже содержится понятие о подобном и неподобном. И не следует путать причину со следствием: понятие о равном самом по себе возникает в душе отнюдь не оттого, что она узрела две равные вещи, оно не приходит в душу извне, просто вид двух равных вещей “пробуждает” в ней понятие о подобном самом по себе, которое всегда в ней было.
Можно сказать, выражаясь не совсем точно, что именно душа “создаёт” вечную и неизменную природу каждой вещи, созерцая её идею, улавливая её сущность. Тогда как тело, наоборот, “разрушает” эту неизменность, поскольку, как уже было сказано, в ощущении вещи предстают нам постоянно меняющимися, становящимися. Душа наделяет мир смыслом, своим смыслом, который совпадает с его истинным смыслом. Душа -- единственное, не относящееся к миру с точки зрения пользы, душа -- единственное, “понимающее” мир, единственное действительно знающее мир.
Говоря о том, что душа уже знает всё, Платон имел ввиду не только понятия о белом самом по себе, горячем самом по себе, равным самом по себе и т. д., но и понятие о прекрасном самом по себе, о благе самом по себе, о добродетели самой по себе (что, в принципе, одно и тоже), а точнее об истине. Это действительно замечательная и верная мысль: душа всегда знала истину. Человек, родившись в теле временно “забыл” её, но не потерял этого знания. И с помощью любви, любви к истине, человек отыскивает её. Но, пожалуй, это всего лишь образные выражения. А суть вот в чём: просто душа и истина являются одним и тем же. Знать истину значит, по Платону, обладать истиной. А обладать истиной, следовательно быть истинным.
А истиной, согласно Платону, является мышление. “…После внедрения души в тело, то, что раньше называлось мышлением теперь лучше назвать природным понятием, т. е. некой мыслью, заложенной в душе. […] Это природное понятие Платон называет также крыльями души, а иногда -- памятью”, -- пишет Алкиной. Алкиной. Учебник платоновской философии.//Учебник платоновской философии. С.111. Небо всегда живёт в душе, и именно оно управляет душой, оно выводит душу на свет. Душа поднимается вверх и становится истинной, благодаря истине, которая ведёт её.
Согласно Платону, человек, родившись, не обладает истиной, душа его ещё не является истинной душой, и одновременно человек уже имеет в себе истину, душа его уже обладает истиной, но ещё как бы не “воплотившейся” истиной. Человек должен открыть в себе Небо и должен научиться жить им, он должен сделать свою душу истинной. Фомин в главе “Апология Платона” устами Платона произносит: “Вглядитесь пристально в Небо -- и вы не увидите ничего кроме Божественной природы своей души. Вглядитесь в светлую часть души вашей и вы не найдёте там ничего кроме Неба. Это и есть величайшая мистерия Божественной жизни, доступной смертным”. Фомин В. П. Сокровенное учение Античности в духовном наследии Платона. С. 281. Нужно всего лишь вглядеться в себя, нужно всего лишь вглядеться в Небо. И лишь приняв в себя Небо, душа становится собой. А значит и бессмертной.
Залогом бессмертия души является именно то, что она и истина, она и Небо -- одно и то же. А истина на то и истина, чтобы быть вечной. Истина не может уничтожиться, иначе бы она не была истиной. Небо -- это то, что необходимо, то, без чего не может быть жизни, без чего ничего не может быть. А самое главное состоит в том, что истина не может не существовать, она является родительницей жизни, она и есть жизнь.
И поэтому насколько душа наша является душой истинной, настолько в ней есть бессмертия.
3.3.
“Познай самого
себя”
“Согласно разумной вере, безусловное Добро есть само по себе, но обладание им не дано человеку безусловно, а требует необходимых условий. Цель впереди и нужен процесс её достижения”,-- пишет В. С. Соловьёв. Соловьёв В. С. Жизненная драма Платона.// Сочинения в 2-х тт. Т. 2. С. 596. Истина всегда есть в человеке, в душе человека, но он ещё не обладает ею, ибо ещё не знает её. Истина находится в душе каждого, но она может существовать в потенции, существовать нераскрытой. Чтобы открыть Небо в себе нужно познать его, тем самым открыв и свою сущность, открыв истинную природу своей души.
Познать самого себя означает в устах Платона стать собой, стать настоящим, “воплотить” свой дух. И “припоминание” есть ни что иное как познание себя, становление собой: “Но воспоминание (Erinnerung) имеет ещё другой смысл, который указывает нам этимология этого слова, а именно смысл овнутрения себя (inneres -- внутреннее), ухождения в себя.[…]В этом смысле можно сказать, что познание всеобщего есть ни что иное как воспоминание, ухождение в себя”. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. С. 142. Путь, который должна проделать душа к истине есть путь познания. Причём познания не чего-то чуждого ей, а познания родного, принадлежащего ей по сути, того, чем она по сути и является. “…Он [дух] уже был раньше тем, чем он становится для себя; это -- движение, в котором он не выходит из себя”. Там же. С. 141. Поэтому ошибочно думать, что платоновское утверждение о потребности познания является утверждением о познании внешнего душе. Познать мир, познать объективную истину (сказано условно -- ведь истина одна) означает познать субъективную истину. Платон констатирует, что истина в моей душе есть истина сама по себе, истина для меня во мне есть истина внутри себя для себя. О том же свидетельствует учение Платона об идеях. Сокровеннейшая суть вещей (их объективная суть) может быть познана только нашей душой, содержится только в душе. Т. е., познавая вещи субъективно (через себя), душа познаёт их действительную сущность.
Из вышесказанного ясно, что учение Платона о необходимости познания себя является наиважнейшем из положений его философии. Познать себя и обрести истину (стать истиной) одно и то же, по Платону. Познание является необходимым условием обладания истиной.
Истинность
души невозможна без её движения внутри
самой себя, которым является мышление,
т. е. познание души самой себя. Душа как
истинная и действительная душа не дана
человеку изначально, человек, мысля, должен
найти свою душу. Гегель, характеризуя
учение Платона, говорит, что дух, который
сначала является лишь в себе истинным
духом, должен стать истинным духом для
себя.
В “Тимее” Платон говорит, что душа есть везде, что она распространена по всему протяжению космоса и облекает его извне. Это в очередной раз подтверждает его мысль о том, что душа является сущностью всего, подлинной сущностью. Душа проникает во всё и всё наполняет смыслом. Душа сама является космосом, ибо она -- его истина.
Информация о работе Проблема души и ее конфликтов в теории Платона