Проблема человека в творчестве Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Проблема человека в творчестве Сократа
Со времен софистов и Сократа проблема человека становится одной из важнейших проблем философии. В отличие от представителей ранней греческой философии, преимущественно занимавшихся изучением природы, Сократ главную цель философии видит, как упоминалось ранее, в познании человека, его внутренней жизни. В центр своих размышлений Сократ поставил человека, смысл его бытия.

Работа содержит 1 файл

Проблема человека в творчестве Сократа.docx

— 29.51 Кб (Скачать)

«единого»;

«ума»;

«души».

«Единое»: является основой  всякого бытия;

не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

есть ничто;

выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки  зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»: происходит от «единого»;

разделен с «единым»;

 противоположен «единому»;

является сущностью всех вещей;

есть обобщение всего  живого на земле.

«Душа»: подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

также согласно Платону душа может быть мировой и душой  отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

душа человека (вещи) есть часть мировой души;

душа бессмертна;

при смерти человека умирает  только тело, душа же, ответив в подземном  царстве за свои земные поступки, приобретает  новую телесную оболочку;

постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

4. Гносеология (учение  о познании) Платона.

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной  им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир  является всего лишь отображением «мира  идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

высшей духовной деятельностью  могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

5. Проблема государства  в философии Платона.

Особую роль в своей  философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия – справедливая власть одного человека;

тирания – несправедливая власть одного человека;

 аристократия – справедливая  власть меньшинства;

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

демократия – справедливая власть большинства;

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия  и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Платоновский проект  государства.

Также Платон выдвигает собственный  план государственного устройства, согласно данному плану:

все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

работники (крестьяне и  ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть  частной собственностью;

воины занимаются физическими  упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

философы (мудрецы) – разрабатывают  философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

философы и воины не должны иметь частной собственности;

жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

не существует брака, все  жены и дети общие;

допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных  в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел  некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность  и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного  плана были сохранены.

7. Значение философии Платона.

 Историческое значение  философии Платона в том, что

впервые философом оставлено  целое собрание фундаментальных  произведений;

положено начало идеализму  как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность  материалистической «линии Демократа»);

впервые глубоко исследованы  проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;

были заложены основы понятийного  мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие –  становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое  и др.);

была создана философская  школа (Академия), просуществовавшая  около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона.

Академия Платона –  религиозно-философская школа, созданная  Платоном в 387 г. в природе Афин и  просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную  философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Философия Аристотеля

1. Этапы творчества Аристотеля  и его основные произведения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

367-347 гг. до н.э. (20 лет) –  работал, начиная с 17-летнего  возраста, в Академии Платона  и был его учеником (до момента  смерти Платона);

347-335 гг. до н.э. (12 лет) –  жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

335-322 гг. – основал собственную  философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

К наиболее известным произведениям  Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

2. Классификация философии,  данная Аристотелем.

Философию Аристотель разделил на три вида:

 теоретическую, изучающую  проблемы бытия, различных сфер  бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила  название «первичная философия»);

 практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть  философии была выделена логика.

3. Критика Аристотеля как  способ объяснения сути бытия.

 Рассматривая проблему  бытия, Аристотель выступил с  критикой философии Платона, согласно  которой, окружающий мир делился  на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку  данной проблемы:

не существует «чистых  идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых  являются все вещи и предметы материального  мира;

существуют только единичные  и конкретно определенные вещи;

данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея  лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся  в конкретном месте и имеющий  свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и  т.д.;

  индивидуумы являются  первичной сущностью, а виды  и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

4. Категории Аристотеля  как способ объяснения сути  бытия.

 Поскольку бытие не  есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с  древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий  говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

сущность (субстанция);

количество;

качество;

отношение;

место;

время;

положение;

состояние;

действие;

страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение  и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

5. Проблема материи в  философии Аристотеля

Важное место в философии  Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

реальность – это последовательность перехода от материи к форме и  от формы к материи;

потенция (материал) есть пассивное  начало, форма – активное;

высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне  мира.

6. Проблема души и человека  в философии Аристотеля.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три  уровня души:

 растительная душа;

животная душа;

разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря  ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически  подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

отличается от животных наличием мышления и разума;

имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося  производством материальных благ и  их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

 Регулирующим механизмом  общества (защита от врагов, поддержание  внутреннего порядка, содействие  экономике и т.д.) является государство.

7. Классификация Аристотеля  форм государства.

Аристотель выделяет шесть  типов государства:

монархия;

тирания;

 аристократия;

крайняя олигархия;

охлократия (власть толпы, крайняя  демократия);

полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и  охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение  философии Аристотеля в том,  что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии  Платона, критикуя учение о «чистых  идеях»;

дал материалистическую трактовку  происхождения мира и человека;

выделил 10 философских категорий;

дал определение бытия  через категории;

определил сущность материи;

выделил шесть типов государства  и дал понятие идеального типа – политии;

внес существенный вклад  в развитие логики (дал понятие  дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов  – вывода из двух и более посылок  заключения).

 

 

 

 


Информация о работе Проблема человека в творчестве Сократа