Проблема человека в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:56, реферат

Описание работы

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:
1) изучение человека метафизикой (античность).
2) изучение человека теологией (средневековье),
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).
4) изучение человека биологией.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 33.59 Кб (Скачать)

Основой для выводов  философской антропологии стали  общие догадки Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим  совершенством, человек - это нечто  несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская  антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается  множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.  

Особой страницей  в истории философии является философия марксизма. К.Марксу принадлежит  заслуга выступления против метафизического  исследования проблемы человека. Более  подробно мы остановимся на марксистских выводах несколько нижее, пока же ограничимся верной, на наш взгляд, характеристикой, данной вкладу Маркса в философию человека: "В чем-то методологическое влияние социальной философии марксизма на понимание  человека аналогично влиянию христианской доктрины. Там так же одновременно открывались и новые ориентиры, горизонты постижения человека и  его связи с Богом и тут  же устанавливались границы - опять  же в связи с Богом. Так и  социальная философия марксизма, открыв новые горизонты понимания человека в его общественной жизни, эти  же горизонты объявила их пределами" (Барулин В.С. Социально-философская  антропология. Общие начала социально-философской  антропологии. М.,1994. С.23-24.).  

Для современного изучения философских проблем человека определяющее значение имел XVIII Всемирный философский  конгресс, проходивший в 1988 г. в Великобритании. На нем прозвучала мысль о насущной необходимости критического анализа  традиционных представлений о природе  человека. Вместе с тем, неоднократно отмечалось, что исчерпывающее определение  сущности (природы) человека дать невозможно.

Антросоциогенез (Антропосоциогенез) 

Внимание. Понятие  антросоциогенез иначе говорится - антропосоциогенез. Антропос - человек. Заходите на форум, где все понятно. Антропосоциогенез – исторический процесс превращения человека как  антропоса, биологического существа, в  члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений. Антропосоциогенез – теория происхождения (становления) человека и общества. 

Проблема антросоциогенеза 

      Антропосоциогенез  – процесс становления человека  как общественного существа. В  19 веке после создания Чарльзом  Дарвином эволюционной теории, получила  распространение трудовая теория  происхождения человека. Сторонники  этой теории настаивали на  том, что именно труд создает  человека. В ходе трудовой деятельности  рука становится весьма более  гибкой и свободной. Одновременно  развивается мозг, достигается полное  сплочение людей, возникает потребность  что-то сказать друг другу.  Но почему наши предки начали  трудиться? В популярной литературе  можно встретить ответ: чтобы  поддержать свое существование,  люди должны есть, защищаться  и т.д. Однако в природе животные  не производят, не испытывают  такой потребности но способные  поддерживать свое существование.  Даже если животные осуществляют  орудийную деятельность – это  не способствует преодолению  ими животных границ мира. Ход  антропосоциогенеза можно объяснить  возникновением принципиально новой  формой наследования. Существенной  чертой антропосоциогенеза является  именно то, что достигается тем,  что в процессе изготовления  предмета придается целесообразная  форма. Поскольку человек в  одном из своих определений  есть совокупность способностей  и влечений, их приобретение и  совершенствование есть развитие  человека, составляющее содержание  антропосоциогенеза. Антропосоциогенез  и есть, в конечном месте, становления  живой, постоянно пульсирующей  системы, конденсирующей в себе  способы деятельности с ними, способы отношения людей к  миру, друг к другу и самим  себе. По мнению американского  философа Мемфорда преимущество  человека состояло в том, что  он обладал движимым умом, телом,  являлся самосовершенствующим животным,  использующим главным образом  свой ум.

Проблема антропосоциогенеза 

   Предыстория  человечества по сей день остается  такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни.  К вопросу о происхождении  жизни человека антропологи и  философы подходят с различных  и внешне противоречащих друг  другу позиций. Антропологи озабочены  поисками недостающего» звена  и биологической эволюции от  обезьяноподобного предка человека. Философы стремятся выявить и  обрисовать сам прорыв «постепенности»  – революционный скачок, который  имел место в процессе человеческого  становления. 

   Давно признано, что превращение животных (гоминидов)  в людей не могло быть неким  мгновенным, одноактным событием. С  неизбежностью должен был существовать  длительный переход и период  становления человека (антропогенеза)  и становление общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две  неразрывно связанные стороны  единого по своей природе процесса  – антропосоциогенеза, длившегося  в течение 3–4 млн. лет, то  есть почти в тысячу раз  дольше, чем вся писаная история. 

   Важнейшая  чета антросоциогенеза – его  комплексный характер, поэтому принципиально  неверно было бы утверждать, что  сначала возник труд, потом общество, а позднее – язык, мышление  и сознание. Тезис об определяющем  значении труда выделяет последний  в качестве центрального антропогенетического фактора, в связи с которым формируется и общежитие и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика. 

  Одним из важнейших  факторов антропосоциогенеза было  развитие языка. В самом широком  смысле слово язык – это  вся система культуры, поскольку  посредством нее устанавливаются  межчеловеческие связи. Язык в  более узком смысле – это  специализированная информационно-знаковая  деятельность, именуемая речью. Посредством  речи процесс общения между  людьми достигает если не предела,  то максимума эффективности. Язык  участвует в самом порождении  нашей предметной среды, равно  и как социального единства  человеческих индивидов. В примитивных  обществах один из наиболее  простых речевых актов – называние  – был священным, ритуальным  действием, участники которого  как бы сплачивались в тождественном  понимании называемой вещи. Тем  самым посредством языка конструировалась  сама социальность. Лишь посредством  языка и с его помощью первичные  материальные условия существования  палеантропа могли подразделяться  на категории «жилище, одежда, утварь» Но это значит, что  предметно-практическая деятельность  смогла формироваться не раньше, чем появился язык. 

     В итоге  Диметрий выделяет три главных  посыла в антросоциогенезе, то  есть в развитии человека на  пути к обществу: труд (орудия  труда), язык (речь), социализация (интегративные  процессы в обществе, то есть  объединение людей). Пример. Маугли  без социализации сможет прожить,  однако, чтоб стать членом общества, он должен развить в себе  многие качества, необходимые в  данном обществе, созданные обществом.

Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения 

Отражение и информация. 

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной  истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И  для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как  оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и  естественную предисторию - развитие биологических  предпосылок в виде эволюции психики  животных. Двадцать миллионов лет  создавались условия для возникновения  разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим  чудом было бы и появление психики  у живых организмов без наличия  свойства отражения у всей материи. 

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в  воспроизведении признаков, свойств  и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также  характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение  в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. 

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального  мира. Это взаимодействие имеет своим  результатом взаимоотражение, которое  в простейших случаях выступает  в виде механической деформации, в  общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния  взаимодействующих систем: в изменении  их связей или направлений  движения, как внешняя реакция или как  взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение  свойств отражаемого предмета. Любое  отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в  другом. Информация есть объективная  сторона процессов природы и  как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах. 

Все в мире находится  в непосредственном или удаляющемся  в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все  несет информацию обо всем. Это  предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо  всем! Это вытекает из принципа отражения  как всеобщего свойства материи. 

Формы отражения. Определение  сознания. 

Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно  сказать, что отражение есть результат  взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся  в неорганическом мире. Например, проводник  нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п.  Это пассивное  отражение. Оно осуществляется в  форме механических и физико-химических изменений. 

По мере усложнения организации материи и появления  жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие  внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта  форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется  определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается  к окружающей среде. 

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность  ощущения, с помощью которого уже  более высоко организованное живое  существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность  и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный  аппарат (нервная система), который  позволяет активизировать их отношения  с окружающей средой. 

Высшей формой отражения  на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и  полноте. Психика (как результат  взаимодействия мозга с внешним  миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться  к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду . Возникновение психики у  животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных  рефлексов является биологической  предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие  элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения  человеческого сознания. 

Сознание - высшая форма  отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная  с речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании  поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием  мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. 

Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание  ограниченной связи с другими  лицами и вещами, находящимися вне  начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы. 

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они  формируются лишь тогда, когда человек  выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развиты х представителей животного мира. 

Следует заметить, что  отражение в неживой природе  соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической  форме, а сознание - социальной форме  движения материи. 

2) Единство биололог  и социального  в станов человека

Идеи о единстве биологического и социального в  становлении человека сформировались не сразу. 

Не углубляясь в  далекую древность, напомним, что  в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и  обычаи. Именно в этот период широкое  распространение получают такие  понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль". Естественное, или природное  рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного  устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как  бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной  среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные  теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь  принципы естественного отбора и  борьбы за существование в живой  природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных  индивидов. В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и  его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Его учение опирается  на две основные посылки. "Первая из них — признание первичности  психического и мысли в ткани  универсума. Вторая — признание  за окружающей нас общественной жизнью "биологического" значения". Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует  в себе все развитие мира. Природа  в процессе своего исторического  развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как  бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития. В настоящее  время в науке утвердилось  мнение о биосоциальной природе  человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится  отрицать биологические предпосылки  возникновения человека. Даже не обращаясь  к научным доказательствам, а  руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных  изменений — магнитных бурь в  атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий. В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения  между людьми, их политическими и  социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности  не мог бы привести к возникновению  человека, его выделению из мира животных. Это стало возможным  только благодаря их взаимовлиянию  и диалектическому единству. Биологическую природу человека, а он относится к одному из биологических видов, существующих на земле, определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гоминоиду (человекоподобному). Причем на многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние могут оказывать социальные факторы. Так, например, средняя "нормальная" продолжительность жизни человека, по данным науки, должна находиться в пределах 80 — 120 лет с учетом, разумеется, того, что он не подвержен наследственным и инфекционным болезням. Подобная "живучесть" Homo sapiens, считают ученые, предопределена его принадлежностью к виду гоминоидов. Практически лишь немногие из живущих укладываются в эти параметры и не в последнюю очередь из-за влияния на них социальных факторов — войн, загрязнения окружающей среды, стрессовых ситуаций. Биологически предопределены у человека возрастные периоды — детство, взрослость, старость. Но и на их продолжительность могут оказать влияние социальные факторы. Так, при разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из детского во взрослое состояние. 

Информация о работе Проблема человека в истории философии