Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:56, реферат
Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:
1) изучение человека метафизикой (античность).
2) изучение человека теологией (средневековье),
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).
4) изучение человека биологией.
1) Проблема человека в истории философии.
Современный немецкий
ученый Э.Кассирер выделил в истории
изучения человека четыре исторические
периода:
1) изучение человека
метафизикой (античность).
2) изучение человека
теологией (средневековье),
3) изучение человека
математикой и механикой (
4) изучение человека
биологией.
Первые представления
о человеке возникают задолго
до появления философии - в мифологическом
и религиозном сознании. При этом
в верованиях древних людей человек,
как специфический объект рассмотрения,
еще не выделяется из окружающего
его природного мира, а представляет
собой лишь "младшего родственника"
природных объектов. Это наиболее
наглядно проявляется в тотемизме
- форме первобытных верований, заключающейся
в поклонении растениям и животным,
с которыми якобы существует кровнородственная
связь и которые являются сверхъестественными
покровителями рода или племени.
Первыми философскими
взглядами на проблему человека можно
считать выводы, сложившиеся в
древневосточной философии . Однако
при этом не следует забывать, что
в Древнем Египте философское
мировоззрение еще не отделилось
от обыденного знания, в Древней
Индии философия срослась с религиозным
мировоззрением, а в Древнем Китае
она была нерасторжима с нравственной
формой общественного сознания.
Важнейшей особенностью
древневосточной философии была
характерная для нее "стертость"
личностного начала, его "безликость"
и подчиненность всеобщему. Здесь
универсальное "Я" превалирует
над индивидуальным "Я". Если для
древних латинян характрно
Слияние с вечностью,
в той или иной форме характерное
для всей древневосточой философии,
не предполагает активности в реализации
личностного начала. Уподобление
вечному и неизменному абсолюту
предполагает статичность, безоговорочное
следование традиции и ориентацию человека
на почтительное и бережное отношение
к внешнему миру, как природному,
так и социальному. При этом особо
подчеркивалась необходимость
Античнаяая философия
сформировала основные западно- европейские
подходы к выделению человека
в качестве отдельной и специальной
философской проблемы. Западная философия
берет начало в Древней Греции
и Древнем Риме. Уже в ионийской
натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята
первая попытка определить место
человека в мире. Алкмеон из Кротона
первым дал определение человеку
как существу, которое отличается
от других животных тем, что только
оно способно понимать, в то время
как другие, хотя и воспринимают,
но не понимают.
Согласно взглядам
Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы
наг, разут, раздет и безоружен. Он может
поддержать себя только благодаря прометеевскому
огню, искусной мудрости, дарованной Афиной,
и переданному Зевсом общественному
устройству, основанному на стыдливости
и справедливости. Эти качества человека
развиваются благодаря
И еще одна важная
черта античной философии. Сформулировав
принцип разумного
Сократа по праву
считают основоположником не только
западноевропейской философии человека,
но и основоположником этики. Его
прежде всего интересовал внутренний
мир человека, его душа и добродетели.
Сократу принадлежит вывод о
том, что "добродетель есть знание",
поэтому человеку нужно познать
сущность добра и справедливости
и тогда он не будет совершать
дурных поступков. Учение о человеческой
душе и разуме занимает центральное
место в сократовской философии,
а самопознание человека выступает
в ней главной целью философии.
Великому ученику
Сократа Платону принадлежит
идея о том, что человек есть не
просто единство души и тела, но что
именно душа - та субстанция, которая
делает человека человеком. От качества
души зависит общая характеристика человека.
По его мнению, существует "иерархия
душ", на первом месте в которой стоит
душа философа, на последнем - душа тирана.
В чем причина такого странного расположения
душ? Дело в том, что душа философа ближе
всех приближена к мудрости и восприимчива
к знаниям. А это как раз и есть главные,
сущностные черты человека, отличающие
его от животного.
Что касается связанного
с именем Платона определения
человека, как двуногого животного
без перьев, то оно, скорее всего, Платону
не принадлежит, а только приписано
ему последующей молвой.
Следующий шаг в
философском постижении человека сделал
Аристотель. У него этика и политика
образуют единый комплекс "философии
о человеческом", занимающейся изучением
практической деятельности и поведения
человека. Важнейшее достижение Аристотеля
в философском понимании
Западноевропейское
средневековье отмечено сильнейшим
воздействием христианского мировидения
на все стороны жизни людей, тем
более - на жизнь духовную, которая
была неотделима от религиозного мировоззрения.
Теоцентризм являлся основной характерной
особенностью философии эпохи средневековья,
а философия находилась на положении
"служанки богословия" и обосновывала
идею греховной сущности человека.
Один из крупнейших
представителей раннехристианской
теологии Августин Блаженный утверждал:
"Не тем человек сделался похожим
на дьявола, что имеет плоть, которую
дьявол не имеет, а тем, что живет
сам по себе, то есть по человеку. Ибо
дьявол захотел жить сам по себе,
когда не устоял во истине... Итак, когда
человек живет по человеку, а не
по богу, он подобен дьяволу" (Антология
мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2.
М.,1969. С.600.). Из этой посылки с неизбежностью
следовал только один вывод. Нельзя допустить,
чтобы человек жил "по человеку".
Это неизбежно погубит его, ибо
отдаст во власть дьяволу. В человеке
скрыта темная бездна и духовник обязан
помочь заблудшим душам найти
истинный путь, строго направляя их
в соответствии с авторитетом
Святого Писания.
В обыденном сознании
средневековый период развития европейского
общества нередко воспринимается как
временя мракобесия, крепостной зависимости
крестьянства, костров инквизиции и
т.п. В определенной мере это действительно
так. Но нельзя не учитывать и то
обстоятельство, что религиозно-философский
взгляд на человека задает довольно высокий
уровень оценки его сущности, жизнедеятельности,
назначения в мире. Это не безбрежный,
непонятный, а потому нередко устрашающий
космос античности, а Бог, понимаемый
как носитель глубоких нравственных
истин, эталон созидания и добродетели.
Поэтому в средневековой философии проблема
человека была поставлена по-новому, более
широко. Она включила в поле своего внимания
духовность и осмысленность человеческой
жизни, а также ее возвышенность над эмпирической
повседневностью. Так, Августин Блаженный
решающее для человека значение придавал
не интеллекту, а воле, не теории, а любви,
не знанию, а вере, не рациональнму, а живой
надежде.
Одной из особенностей
общественной мысли, а вместе с нею
и философии, эпохи Возрождения
является антропоцентризм. Центром
любого исследования - будь то литература,
живопись, скульптура или философские
трактаты - становится человек. Натуралистическая
и религиозная направленность философских
исследований уступает место антропоцентрической.
Философия Нового времени
формируется под влиянием развития
капиталистических отношений и
расцвета наук, прежде всего механики,
физики, математики, чем был открыт
путь к рациональному истолкованию
человеческой сущности. Достижения точных
наук отразились в своеобразном взгляде
на человеческий организм как на специфическую
машину, которая заводится аналогично
часовому механизму (французская философия
XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций,
Д.Дидро).
Но, пожалуй, самый
интересный и значительный вклад
в философское осмысление человека
был сделан немецким философом И.Кантом.
С его именем связано становление
одной из первых в истории философии
антропологических программ. И.Кант
исходил из понимания человека как
существа, принадлежащего двум мирам
одновременно - миру природной необходимости
и миру нравственной свободы. Он разграничиваел
антропологию в "физиологическом"
и "прагматическом" отношениях. Первая
исследует то, что делает из человека
природа, вторая - то, что человек, как
свободно действующее существо, делает
или может и должен делать из себя
сам.
Перечисляя основные
вопросы философии, И.Кант заключает
их вопросом: что есть человек? По его
мнению, именно этот вопрос объединяет
в себе все остальные основные
вопросы философии.
В философии человека
ХIХ века можно выделить несколько
особенностей:
1) углубление изучения
духовности человека, внимание к
его внутренними миру, его чувствам
и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей,
Ф.Ницше);
2) формирование целостного
взгляда на общественную жизнь,
3) антиметафизическую
направленность появляющихся с
середины XIX века концепций человека.
Эту особенность нужно
Одной из характерных
особенностей русской философии
второй половины XIX - начала XX века также
является внимание к человеку, антропоцентризм.
Здесь четко выделяются два направления:
материалистическое и идеалистическое,
светское и религиозное. Материалистическое
направление представлено революционерами-демократами
и прежде всего В.Г.Белинским и
Н.Г.Чернышевским, идеалистическое
связано с именами В.Соловьева,
Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.
В ХХ веке разработка
философских и философско-
Большое влияние
на развитие философских исследований
человека оказали фрейдизм и неофрейдизм.
Здесь, однако, следует подчеркнуть
ошибочность нередко
В ХХ веке произошло
становление специальной