Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:01, контрольная работа
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.
Введение 3
Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности. 4
Единство биологического, психологического и социального в человеке 9
Философия о смысле жизни человека 12
Заключение 15
Список литературы 16
1)
преобладающие социальные
2) принадлежность к определенной социальной группе, классу (К. Маркс);
3) национальная принадлежность;
4)
степень рациональности
5) принадлежность к зодиакальным знакам;
6) система ценностей личности;
7) активность личности (Э. Фромм);
8)
количество энергии (Л. Н.
Рассмотрим некоторые способы типологий:
1)
по виду социальных установок
личности разделяют на шесть
групп: теоретический тип,
экономический, стремящийся к собственному материальному обогащению;
политический,
стремящийся к получению
социальный;
эстетический;
религиозный;
2)
по классовой и групповой
студенты, интеллигенция, рабочие, военнослужащие, пенсионеры и др. По виду преобладающих ценностей различают следующие типы:
1)
реалист - личность с особо
развитым чувством долга,
2)
идеалист-личность, вырабатывающая
собственные систему ценностей,
3)
традиционалист - человек, привыкший
выполнять поручения, не
4)
фрустрированный тип - личность
с заниженной самооценкой,
5)
годенист - личность, основной целью
которой является
В данной типологии выделяются:
рецептивный тип - пассивная личность;
эксплуататорский, рыночный и накопительный8.
Вопрос о смысле жизни ("Зачем ты есть?) является другой стороной вопроса "Что ты есть?", ибо определение содержания предмета ("Что?") предусматривает вывод о его предназначении ("Зачем?"). Определить предмет - значит найти его пределы, за которыми будет уже ДРУГОЕ предмета, существенно от него отличающееся. Мысль о верхнем пределе как раз и соотносится с понятием совершенства, полноты какого-нибудь положительного качества.
Итак, вопрос о смысле жизни, смысле человеческого бытия вытекает из вопроса о его сущностных чертах, о возможной их предельности - совершенстве9.
Каждая
культурно-историческая эпоха, по-своему
отвечая на вопрос «Что есть человек?»,
выработала свой взгляд на совершенство
и его связь со смыслом человеческой
жизни. XIX век, с одной стороны, наследи
дух своих философских
В
Средневековье смысл жизни
Возрождение перемещает центр, источник совершенства в самого человека, Совершенства не причащаются, в него разворачивается сама человеческая природа. Возрождение - отпущенность на свободу всех человеческих сил. Смысл жизни – не всегда явно - заключен в самореализации, в разворачивании человеческих задатков до возможной полноты. Божественное же в возрожденческой натурфилософии пантеистически нейтрализовано. Мир стал бесконечным, множественный и органический абсолют (природа) растворялись друг в друге НАД человеком не оказалось никого и ничего. Человек становится само достаточным и самоценным в этом новом бесконечном мире: его красота, разум, творческая деятельность узаконены и воспеты, Секуляризованная культура, все же, оставляла место средневековому голосу, предполагая и божественное, и человеческое совершенство, но в разных "отсеках" бытия. Вопрос о том, отличаются ли друг от друга совершенство Бога и человека, вообще не ставился11.
Русская
философия конца XIX - начала XX вв., как
уже говорилось, соединяет в себе
эти традиции: в ней с одной
стороны сохранилось
Таким образом, совершенство оказалось единым для Бога и человека, или для единого Богочеловечества.
Совершенство, как уже было сказано, необходимо связано со смыслом человеческого бытия. Однако в русской философии этот кажущийся очевидным вывод (в совершенстве - смысл бытия) иногда либо специально отстаивался, либо отрицался
И то, и другое - реакция на преувеличение какой-то одной стороны единства. Когда настаивают на человеческом совершенстве как на цели - это акт самоутверждения человека в противовес абсолютизации его самоотвержения, средневековой идеи жизни как служений и жертвы. В обратном случае - отвергается именно индивидуальное совершенство как индивидуальная цель. Это уже ограничение ложных притязаний, забывающего о человеке и Боге. Т.е. средневековое и возрожденческое начала в. русской философии нераздельны, но и не слиянны, и синтезирующей идеей для них является Богочеловечество12.
Еще Флоренским начато обоснование внутренней соотнесенности человеческого и космического порядков. И вся логика русской философии выводит к мотивам современного антропокосмизма. Следовательно, Богочеловечество разомкнулось (или сомкнулось?) в троичность: Бог - человек (человечество) - мироздание. Тогда совершенство едино для Бога, человека и космоса, и смысл их бытия - во взаимной гармонизации, совершенной взаимоотнесенности13.
Интенсивный
интерес к проблеме человека в
современной философской
Таким образом, мы по-прежнему далеки от разрешения загадки человека, как и века назад проблема человека остается основным вопросом философии, но сегодня ясно, что разрешать ее нужно объединив усилия конкретных наук, искусства, различных философских концепций14.
1 Злобин Г.С. “Вопросы философии”. 1988г.№2.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23.
3 Карсавин Л.П. О бессмертии души.//Русские философы. М., 1993 г.
4 Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л.: ЛГУ, 1990
5 Барулин В.С. Социальная философия. Ч.2. М., 1993 г.
6 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1979 г.
7 Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990 г.
8 Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992 г.
9 Булычёв И.И. “Человек как интегральная философская проблема”. М. 1991.
10 Барулин В.С. Социальная философия. Ч.2. М., 1933 г.
11 Злобин Г.С. “Вопросы философии”. 1988г.№2.
12 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1979 г.
13 Энциклопедия мысли. Харьков, 1995 г.
14 Шпет Г.Г. Философские этюды. М., 1994 г.