Проблема человека в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:01, контрольная работа

Описание работы

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.

Содержание

Введение 3
Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности. 4
Единство биологического, психологического и социального в человеке 9
Философия о смысле жизни человека 12
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Проблема человека в философии.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: Проблема человека в  философии

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Проблема  человека в истории философии. Понятие  человека, личности, индивида, индивидуальности. 4

Единство  биологического, психологического и  социального в человеке 9

Философия о  смысле жизни человека 12

Заключение 15

Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и  назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории  философской мысли.

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже  в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.

Практически во всей древней  философской мысли шла речь о  мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое  рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества. В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий.

Смысл жизни человека, по мнению средневековых мыслителей, состоит  в постижении божественного, приближении  к нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верил в себя, он верил в Бога.

В философии Нового времени  человек исследовался с позиций  механицизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и  внешний мир, тоже есть механизм, сложная  машина. Эта машина является порождением  природы, плодом ее длительной эволюции. Главным качеством в человеке считалась его разумность. Призвание  человека виделось в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания1.

  1. Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности.

Размышление о том, что такое человек, кем  он является и куда идет, было, основным для философии на протяжении тысячелетий  ее развития. Любовь к мудрости, прежде всего, предполагала уяснение отношения  человека к миру вокруг него и к  самому себе. В человеке усматривали  все богатство Космоса и сравнивали с червем и «больным» животным; искали образ и подобие Бога и  втаптывали в прах земной; считали  его жизнь величайшей ценностью и ничтожной.

Диапазон  размышлений всегда был максимальным и в то же время философы испытывали постоянную неудовлетворенность решением этого «вечного вопроса», что порождало  настроения скепсиса. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда  появилась возможность самоуничтожения  всего человечества, и в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек2.

Почему  человек остается загадкой для самого себя? Почему, изучив и даже покорив  природу, познав в какой-то мере основные законы развития общества, человек  чувствует себя неуверенно и жизнь  его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы непросто, и первое, что нужно уяснить, — это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что-то изучать, надо как  бы отойти в сторону, посмотреть на предмет исследования объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так  поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философская  антропология наука о человеке, изучать  человека объективно, а если может, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо пони-мая, что человек сам для себя является наиболее трудным для изучения предметом. Но вполне уместно задать вопрос — занимается ли философия познанием человека как такового или интересует особый, свой угол зрения на него?

Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и др. Имеете с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они  составляют цикл человекознания. Философия  в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую  картину человека и выделяя понятие  его сущности. Оно является центральным  для философской антропологии, т. е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя  возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как философское учение о человеке, но и как особый, специфический  метод мышления, взгляд на мир с  позиций человека, его природы  и сущности.

Эти два основных понятия, т. е. «природа»  и «сущность» человека, близки между  собой по содержанию, но различают  по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь его отличие  от естественного бытия, и, прежде всего  от  животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающем его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, и исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это казалось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой.

У человека нет какой-то одной, раз  и навсегда данной ему «природы», также как и неизменной «сущности»3.

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно  общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств  и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим  и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные  характеристики человека:

особое  строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель  человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость  по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид - это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии4.

Личность  же рассматривается как результат  развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это  социальная сущность человека.

Определение. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность  рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими  индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными  составляющими индивидуальности, в  неё входят биологические, физиологические  и другие особенности человека. Можно  дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Единство биологического, психологического и социального в человеке

Признаки  личности: разумность, свобода, ответственность. Пожалуй, в истории науки более  сложного, многогранно и таинственного  понятия "человек", не было. Да и  вряд ли будет. С самых древних  времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена. Для этого  создавались различные концепции  человека, которые подходили к  его пониманию с различных  точек зрения. Вполне возможно понимать, что человек - одновременно есть результат  акта божественного творения и планетарно-космическое  существо, и продукт природы, для  которого применим принцип эволюции. Человек - единство биологического, психологического и социального6.

Вопрос  о том, как и для чего человек  живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философской  мысли. И в разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Личность - это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных  в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и делающих его  субъектом (творцом) труда, познания, общения. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность. Вполне возможно, что  каждый человек по рождению, от природы  потенциально имеет личностные качества. Но в процессе социализации эти качества могут быть реализованы, а может  быть и нет.

С точки зрения психологии управления, важное значение имеют такие свойства личности, как:

1) Темперамент; 

2) Характер;

3) Способности; 

4) Мотивация. 

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщённых типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. В  характере можно выделить ряд  подсистем или свойств, как раз  и выражающих различное отношение  личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности. Ко второй подсистеме относятся черты  личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, то есть в общении. Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в  отношении человека к самому себе. Четвёртая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам7.

Тип личности - идеальный образ, введенный  социологами искусственно в целях  классификации индивидов и систематизации знаний. Типы личности используются для  изучения и описания индивидов. Существует множество различных типологий  личности в социологии.

Среди них типология Эрика Фромма, Макса  Вебера, Карла Маркса и др. Основой  данных типологий могут быть:

Информация о работе Проблема человека в философии