Проблема человека в философии Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:02, реферат

Описание работы

Два столетия Возрождения - от Фр. Петрарки до Г. Галилея - знаменуют собой разрыв со средневековой философской традицией и переход к философии Нового времени. Главной проблемой философии Возрождения, также как и средневековой философии, являлась проблема Человека и Бога, проблема соотношения Природы и божественного первоначала. Однако философы Возрождения искали и находили новые, неожиданные решения традиционных проблем.

Работа содержит 1 файл

Проблема человека в философии Возрождения.docx

— 77.91 Кб (Скачать)

     Само  познание представляет собой познание совпадений противоположностей, прежде всего максимума и минимума: “Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения”, — писал Ноланец.

     Интересным  в этом отношении представляется мнение Бруно, что любое познание с помощью “ума” (“интеллекта”) должно сводиться к упрощению, т.е. к познанию минимума как субстанции всех вещей: “Когда интеллект хочет  понять сущность какой-либо вещи, он прибегает  к упрощению, насколько это возможно; я хочу сказать, что он удаляется  от сложности и множественности, сводя преходящие акциденции, размеры, обозначения и фигуры к тому, что  лежит в основе всех вещей”. В  этом случае, по мнению Бруно, “интеллект ясно этим показывает, что субстанция вещей состоит в единстве, которое  он ищет в истине или в уподоблении”.

     Космологические представления Джордано Бруно также  определялись его учением о единстве вселенной. Используя мысль Николая  Кузанского о том, что центр универсума находится повсюду, а окружности у него в сущности нет нигде, Бруно не только дополняет теорию Коперника, но и развивает ее, утверждая в духе Демокрита идею множественности миров. Иначе говоря, Солнце не может быть центром вселенной, ибо центр находится повсюду. И границ вселенной не существует. Следовательно, не только наша Земля является одной из планет Солнечной системы, но и само Солнце — это лишь одна из бесчисленных звезд. Следуя этой логике, Бруно пришел к выводу, что и у других звезд, также как и Солнца, должны существовать планетные системы.

     Более того, множество миров, существующих во вселенной, являются столь же одушевленными, поскольку одушевленным является и  наш мир. Таким образом, Бруно  приходит к убеждению, что миры вселенной  не просто одушевлены, но и населены, ибо необходимы носители Души Мира. При этом итальянский мыслитель  предполагал существование разных форм жизни, чувственной и разумной, отличной от тех, которые существуют на Земле.

     Учение  Джордано Бруно стало логическим завершением развития всей гуманистической  мысли Западной Европы XIV—XVI вв. доведя до абсолюта философский потенциал, заложенный в гуманизме. В дальнейшем западноевропейская философия стала  развиваться по пути углубленного познания естественных причин существования  мира [10].  
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв) с ее глубоким интересом к культурному наследию античности я вилась подлинным «открытием человека», когда стала утверждаться идея о том, что человека можно понять, не вторгаясь в области трансцендентного, а лишь анализируя условия его реальной земной жизни, от которых зависят его свобода и достоинство личности.  Ренессансный гуманизм проникнут пафосом автономии человека, его уникальности и безграничных творческих возможностей. Возрождаются идеалы античной культуры, учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи с природой. У истоков европейского гуманизма стоят Ф. Петрарка, А. Данте, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, М. Монтень, Пико дела Мирандола, Т. Кампанелла и ряд других выдающихся мыслителей и ученых, поэтов и художников. Они выступали против духовного засилия церкви, призывали к свободомыслию и исследованию реального человека средствами науки, философии и искусства. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения оказала заметное влияние на формирование прогрессивных философских представлений Нового времени о человеке, его место в мире и воспитании людей в духе свободного развития всех человеческих качеств, сил и дарований [11, c. 116].

     Таким образом, в эпоху Возрождения  философия развивалась в условиях доминирования принципов гуманизма  и антропоцентризма, что привело  к смене онтологических приоритетов. Идеализация духовной жизни человека,  свойственная средневековой культуре человека, уступила место телесному, предметно-практическому, материально-производственному  аспекту его бытия. Существенные изменения в онтологии предопределили развитие не только философской антропологии, философии религии и философии искусства, но и гносеологии, методологии, философии природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Рассел  Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: в трех книгах. Издание 6-е. – М.: Академический Проект; Деловая книга,  
    2008. - 1008 с.
  2. Особенности философии Возрождения [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru. Дата доступа: 30.11.2011 г.
  3. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Моледжян К. Х. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999 – 519 с.
  4. Кузьменко Г. Н. Введение в историю философии (мировоззренческий аспект): Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. - 141 с.
  5. Философия/ А. А. Козел, Л. Е. Лойко, И. А. Рябков, А. И. Татарников; под общ. ред проф. А. А. Козела, доц. Л. Е. Лойко. Курс лекций: в 2 ч. -  Мн.:Академия МВД Республики Беларусь, 2001 – ч.1. История философии. – 231 с.
  6. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Центр, 2003. – 272 с.
  7. О человеческом в человеке/ под общ. Ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат: 1991. – 384 с.
  8. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004. – 736 с.
  9. История философии: Учебник для вузов/ Под ред. В. В. Васильева,

     А. А. Кротова, Д. В. Бугая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008. – 783 с.

     10. Философия эпохи Возрождения [Электронный ресурс] – 2011. –    Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru. Дата доступа: 30.11.2011 г.

     11. Философия. Ч. III-IV./ Под ред. Проф. Беркова В. Ф.: курс лекций –  Мн.: Академия управления при Президенте  Республики Беларусь,  
2003. – 394 с.
 

Информация о работе Проблема человека в философии Возрождения