Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:02, реферат
Два столетия Возрождения - от Фр. Петрарки до Г. Галилея - знаменуют собой разрыв со средневековой философской традицией и переход к философии Нового времени. Главной проблемой философии Возрождения, также как и средневековой философии, являлась проблема Человека и Бога, проблема соотношения Природы и божественного первоначала. Однако философы Возрождения искали и находили новые, неожиданные решения традиционных проблем.
Само познание представляет собой познание совпадений противоположностей, прежде всего максимума и минимума: “Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения”, — писал Ноланец.
Интересным в этом отношении представляется мнение Бруно, что любое познание с помощью “ума” (“интеллекта”) должно сводиться к упрощению, т.е. к познанию минимума как субстанции всех вещей: “Когда интеллект хочет понять сущность какой-либо вещи, он прибегает к упрощению, насколько это возможно; я хочу сказать, что он удаляется от сложности и множественности, сводя преходящие акциденции, размеры, обозначения и фигуры к тому, что лежит в основе всех вещей”. В этом случае, по мнению Бруно, “интеллект ясно этим показывает, что субстанция вещей состоит в единстве, которое он ищет в истине или в уподоблении”.
Космологические представления Джордано Бруно также определялись его учением о единстве вселенной. Используя мысль Николая Кузанского о том, что центр универсума находится повсюду, а окружности у него в сущности нет нигде, Бруно не только дополняет теорию Коперника, но и развивает ее, утверждая в духе Демокрита идею множественности миров. Иначе говоря, Солнце не может быть центром вселенной, ибо центр находится повсюду. И границ вселенной не существует. Следовательно, не только наша Земля является одной из планет Солнечной системы, но и само Солнце — это лишь одна из бесчисленных звезд. Следуя этой логике, Бруно пришел к выводу, что и у других звезд, также как и Солнца, должны существовать планетные системы.
Более
того, множество миров, существующих
во вселенной, являются столь же одушевленными,
поскольку одушевленным является и
наш мир. Таким образом, Бруно
приходит к убеждению, что миры вселенной
не просто одушевлены, но и населены,
ибо необходимы носители Души Мира.
При этом итальянский мыслитель
предполагал существование
Учение
Джордано Бруно стало логическим
завершением развития всей гуманистической
мысли Западной Европы XIV—XVI вв. доведя
до абсолюта философский потенциал,
заложенный в гуманизме. В дальнейшем
западноевропейская философия стала
развиваться по пути углубленного познания
естественных причин существования
мира [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв) с ее глубоким интересом к культурному наследию античности я вилась подлинным «открытием человека», когда стала утверждаться идея о том, что человека можно понять, не вторгаясь в области трансцендентного, а лишь анализируя условия его реальной земной жизни, от которых зависят его свобода и достоинство личности. Ренессансный гуманизм проникнут пафосом автономии человека, его уникальности и безграничных творческих возможностей. Возрождаются идеалы античной культуры, учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи с природой. У истоков европейского гуманизма стоят Ф. Петрарка, А. Данте, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, М. Монтень, Пико дела Мирандола, Т. Кампанелла и ряд других выдающихся мыслителей и ученых, поэтов и художников. Они выступали против духовного засилия церкви, призывали к свободомыслию и исследованию реального человека средствами науки, философии и искусства. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения оказала заметное влияние на формирование прогрессивных философских представлений Нового времени о человеке, его место в мире и воспитании людей в духе свободного развития всех человеческих качеств, сил и дарований [11, c. 116].
Таким
образом, в эпоху Возрождения
философия развивалась в
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
А. А. Кротова, Д. В. Бугая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008. – 783 с.
10. Философия эпохи Возрождения [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru. Дата доступа: 30.11.2011 г.
11.
Философия. Ч. III-IV./ Под ред. Проф.
Беркова В. Ф.: курс лекций –
Мн.: Академия управления при
2003. – 394 с.
Информация о работе Проблема человека в философии Возрождения