Проблема человека в Античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:30, реферат

Описание работы

Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако, чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Проблема человека в философии Древней Греции……………4
2.Учение о человеке в софистов…………………………………....4
3. Философия Сократа и проблема
человека в сократических школах………………………………...6
4. Проблема души и человека в философии Демокрита………..9
5. Проблема души и человека в философии Платона…………..10
6.Проблема души и человека в философии Аристотеля………..12
7. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД……………………………..15
7.1. Эпикуреизм: счастье – это умеренное наслаждение………16
7.2. Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космическим законом ………………………………………………16
8. НЕОПЛАТОНИЗМ……………………………………………….17
9. Итог…………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………19
Список Литературы………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Проблема человека в Античной философии.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

  Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое-Благо. "Все идущее от Блага,- с пафосом замечает Плотин,- прекрасно, само же оно - выше прекрасного, выше даже высочайшего - царственно содержит в себе весь умопостигаемый мир, являющийся областью умного Духа".

  Итак, есть иерархия: Единое-Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя. Будучи переполненным самим собой, Единое-Благо, изливаясь, переходит последовательно в Ум, Душу, Материю. Этот процесс мнимого изливания Единого-Блага не является чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого-Блага), нет добра.

  Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться  по лестнице, ведущей вверх, к Единому-Благу (Плотин иногда называл его богом). Это возможно посредством таинственного переживания и слияния с Единым-Благом. На греческом языке таинственное означает мистическое.

  Неоплатонизм  является последним всплеском античной философии. Плотин звал к Единому-Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Античная философия заканчивалась на высокой ноте Единого-Блага. Но звучала эта нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот возглас Бога: "Я - сущий". Но этот возглас относится уже не к античной, а к средневековой философии.

  9. Итог

  В итоге отметим, что древнегреческая философская антропологиянесет на себе печать мифологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними. Философия человека в Древней Греции является разнородной по своим школам, направлениям и позициям. Одна из  особенностей античной философии состоит также в том, что человек тут в большей степени открыт миру и занимает более активную позицию по отношению к обществу и его изменению. А типичным способом мышления и психики является экстравертивная ориентация индивида, связанная со стремлением к его объективизации.

  Также древневосточная философия человека оказала огромное влияние на все последующее ее развитие в рамках восточной традиции, древнегреческая философская антропология является началом и источником западноевропейской традиции в философии человека.

Заключение 

      Практически во всей античной философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма- идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

Проанализировав сущность человека, сравнив мнения мыслителей античных времён, я пришел к выводу, что философия,  как и другие гуманитарные дисциплины, никогда, по всей видимости, не приведут к окончательному, исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке его тайны.

Однако не менее  ясно и то, что каждый новый успех  в решении задачи, обогащение знания о природе человека, её социальной, физической и духовной слагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком..

 Мое мнение что, высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные и нравственные ценности.

Философия всегда была нравственно ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

Философия внесла, вносит  и будет вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  Литературы

1 Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 67.

2.Античная философия / Т.Н. Стуканов // Дидактический материал по дисциплине «Философия». -Новокузнецк, 2004.

3.Античные традиции философского анализа человека // Социально-политический журнал. -1993. -№11,12.

4.Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1976.

5.Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. - М., 1986.

6.Лосев А.Ф. История Античной философии / А.Ф. Лосев. -М., 1989.

7.Чанышев А.Н.  Философия древнего мира / А.Н. Чанышев. -М. 

8.http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke02.shtml

9.Горан В.П. О социально-исторической обусловленности генезиса греческой философии // Гуманитар. науки в Сибири. 1996, № 1

Информация о работе Проблема человека в Античной философии