Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:30, реферат
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако, чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.
Введение………………………………………………………………..3
1.Проблема человека в философии Древней Греции……………4
2.Учение о человеке в софистов…………………………………....4
3. Философия Сократа и проблема
человека в сократических школах………………………………...6
4. Проблема души и человека в философии Демокрита………..9
5. Проблема души и человека в философии Платона…………..10
6.Проблема души и человека в философии Аристотеля………..12
7. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД……………………………..15
7.1. Эпикуреизм: счастье – это умеренное наслаждение………16
7.2. Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космическим законом ………………………………………………16
8. НЕОПЛАТОНИЗМ……………………………………………….17
9. Итог…………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………19
Список Литературы………………………………………………….20
Таким
образом, для Сократа основной интерес
представляет внутренний мир человека,
его душа и добродетели. Он впервые обосновывает
принцип этического рационализма, утверждая,
что «добродетель есть знание». Поэтому
человек, познавший, что такое добро и
справедливость, не будет поступать дурно
и несправедливо. Задача человека как
раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться
к нравственному совершенству на основе
познания истины. И прежде всего она сводится
к познанию самого себя, своей нравственной
сущности и ее реализации. Всей своей жизнью
Сократ старался реализовать нравственный
пафос своей философии человека, а сама
его смерть, когда он ради утверждения
справедливости отказался от жизни, явилась
апофеозом его нравственной философии.
4. Проблема души и человека в философии Демокрита
Демокрит
— представитель материалистического
монизма в учении о человеке. Человек,
по Демокриту, — это часть природы, и, как
вся природа, он состоит из атомов. Из атомов
же состоит и душа человека. Вместе со
смертью тела уничтожается и душа. В отличие
от такого — вульгарно-материалистического
взгляда на душу человека, его этическая
концепция носит более деликатный характер.
Цель жизни, по нему, — счастье, но оно
не сводится к телесным наслаждениям и
эгоизму. Счастье — это прежде всего радостное
и хорошее расположение духа — эвтюмия.
Важнейшее условие ее — мера, соблюсти
которую помогает человеку разум. Как
утверждал Демокрит, «желать чрезмерно
подобает ребенку, а не мужу», мужественным
же человеком является тот, кто сильнее
своих страстей.
“У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возниконовение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процессалюди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.
Таким образом,
человеческое общество появляется лишь
после долгой эволюции как результат прогрессивного
изменения исходного природного состояния.
В этом смысле общество, полис, законодательство
созданы искусственно, а не даны по природе.
Однако само их происхождение представляет
собой естественно-необходимый, а не случайный
процесс.”
5. Проблема души и человека в философии Платона
В отличие от Демокрита Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.
Человеческая
душа постоянно тяготеет к трансцендентному
миру идей, она вечна, тело же смертно.
Это учение о двойственном характере человека
оказало влияние на средневековое религиозное
учение о нем. В единстве и противоположности
души и тела заключен, по Платону, вечный
трагизм человеческого существования.
Телесность ставит человека в животный
мир, душа возвышает его над этим миром,
тело — это материя, природа, душа же устремлена
в мир идей. Позднее этот трагизм станет
одним из существенных моментов русской
религиозной философской антропологии.
Платон являлся наиболее известным учеником Сократа. Настоящее имя этого философа Аристокл. "Платон" - это прозвище, от греч. слова platus - широкий. Кто-то говорит, что сам Платон был толстяком от рождения, иные говорят, что так его прозвал учитель гимнастики за его крепкий стан, когда он начал заниматься гимнастикой, по иным сведениям - за широту ума, за широкий лоб. Родился он в 427 г. в аристократической семье. Мать его вела свой род от одного из семи мудрецов - от Солона. Платон получил хорошее образование, занимался музыкой, гимнастикой, увлекался философией Гераклита. В 20 лет познакомился с Сократом и на протяжении восьми лет был его учеником.
По своему влиянию
и продолжительности
Философия Платона
есть философия описания и провозглашения
неизменных, всеохватывающих принципов
бытия. В рамках философии Платона
обсуждение какой-либо темы невозможно
без её интеллектуального сопоставления
с «бытием по истине», с Идеей всех идей,
только в этом случае познание человека
выводит его самого к миру, не заключённому
лишь в том, что даёт ему чувственное восприятие.
Философия Платона - это определённый
способ видения того, как душа человека
восходит на своё первоначальное место.
Такая нацеленность на первоначальный,
всеопределяющий мир, ярко выражена в
том, насколько телеологичной представляет
Платон жизнь человека; в философии Платона
целью человеческого существования является
сближение человека с истинной реальностью.
Космология Платона (как одно из возможных
идейных оснований) представляет жизнь
человека действительно осмысленной жизнью.
При познании вечного, Божественного,
определяющего всё сотворённое, которое
утверждается Платоном в качестве главенствующей
области во всем бытии, становится очевидно,
что человеческая жизнь, замкнутая в рамках
простого существования, не испытывающая
соединения с вечным, которое достигается
благодаря волевому усилию человека, не
является полноценной частью всеобщего
сотворенного бытия. Из актуальности проблематики
воспитания личности человека, воспитания
душевных качеств, вытекает интерес к
философии Платона как к определенной
попытке дать ответ на вопрос: как должен
жить человек, что ему необходимо для улучшения
душевных качеств. Проблематика соотношения
микро- и макрокосмоса является главной
проблемой космологии Платона, и ее существо
заключено, на наш взгляд, в возможности
тождества космоса и человека, души и Начала
бытия.
6.Проблема души и человека в философии Аристотеля
Аристотель - великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение.
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:
-растительная душа;
-животная душа;
-разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
-по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
-отличается от животных наличием мышления и разума;
-имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее
качество – потребность жить в
коллективе – приводит к возникновению
общества – большого коллектива людей,
занимающегося производством
Регулирующим
механизмом общества (защита от врагов,
поддержание внутреннего
В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое'. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». Еще один отличительный признак человека — его разумность,
«человек
и есть в первую очередь
ум». [1, c. 259]
Таким образом, человек, по Аристотелю, — это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного.
К этому следует добавить, что Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. Он, в частности, пишет, что добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности. Добрые качества и благие намерения остаются необнаруженными и не дают результата в том случае, когда человек спит или как-то иначе бездействует,
«подобно тому как на
венки получают
не самые красивые и сильные, а
те, кто участвует в состязании». [1, c. 378]
В плане соотношения общества и личности позиция Аристотеля примыкает к методологическому коллективизму, т.е. он признает приоритет социального целого над индивидом.
«Первичным по природе, — пишет он, — является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части». [1, c. 67]
Однако он выступает за экономический индивидуализм, т.е. является сторонником частной собственности, и этический индивидуализм, утверждая, что прежде всего «следует любить больше всего самого себя». Хотя такое себялюбие не исключает самопожертвования ради других и отечества, более того, составляет его нравственную основу. Другими словами, здесь мы сталкиваемся с концепцией нравственного, или, как позже будет сказано, разумного эгоизма.
Новая
сторона философского антропологизма
обнаруживается в эпоху разложения древнегреческого
общества. На первый план выступают проблемы
человека, связанные с социальным и нравственным
укладом, утратой экзистенциальных ценностей
и смысла жизни людей. В этой ситуации
на передний план выдвигается интеллектуально-
7. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Древние
греки называли себя эллинами, они
защищали себя и свою культуру от соседних
народов. Но завоевания Александра Македонского
резко изменили ситуацию, возникла империя,
происходило быстрое уравнивание греков
с завоеванными племенами и расами. Греческие
города-государства приходили в упадок.
Эллинская философия переходила в эллинистическую.
Новая философия решала сложнейшую задачу,
она была призвана сориентировать эллина
в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм
Платона и Аристотеля для этих целей не
очень подходил. Отклонения от него привели
к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев,
скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали
один и тот же идеал, они были призваны
обеспечить каждому человеку душевный
покой и счастье. Избавление от всех несчастий
видели прежде всего в автаркии (самодостаточности
человека), апатии (безразличии), атараксии
(невозмутимости). Рассмотрим некоторые
суждения о человеке, школ эллинистического
периода.
7.1. Эпикуреизм: счастье – это умеренное наслаждение
Основателем
эпикуреизма является Эпикур. Человек
состоит из атомов, что обеспечивает
ему богатство чувств и удовлетворений.
Человек существо свободное, это имеет
свои основания в самопроизвольном отклонении
атомов от прямолинейных траекторий, ибо
такие отклонения не допускают наличия
раз и навсегда установленных законов.
Для счастливой жизни человеку необходимы
три главные составляющие: отсутствие
телесного страдания (апония), невозмутимость
души (атараксия), дружба (как альтернатива
политическим отношениям). Боги тоже состоят
из атомов, но особых. Боги безразличны
к человеческим делам, об этом свидетельствует
наличие зла в мире.
7.2. Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космическим законом
Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский философствовал в портике, который был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески - стоя) представлял собой архитектурное сооружение с открытым входом.
Посредством чувств человек постигает ощущения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это - смысл слова и предложения.
Человек
существует в рамках космических
законов, он подвержен космической
судьбе. Смысл мира познается особенно
четко в представлении. Познанное
представление приводит к атараксии,
душевному спокойствию, невозмутимости.
Счастья можно достигнуть не в вечной
погоне за благом летучим, а в сознательном
следовании космическим, или, что то же,
божественным законам. Все люди ходят
под одними и теми же божественно-космическими
законами. Разница в том, что, как выразился
Сенека, "хотящего судьба ведет, нехотящего
- тащит".
8. НЕОПЛАТОНИЗМ
Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или - неоплатонизм.
Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не путать с Платоном!), живший в третьем веке, т.е. значительно позднее известных событий, происшедших с Христом. Значительную часть своей жизни Плотин провел в Александрии - городе, который часто характеризуется как место встречи греческой философии с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся восточного происхождения мистикой.