Проблема бытия

Автор: s**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Философия взялась за разрешение этих вопросов в то время, когда она была практически единственной формой теоретического знания (другие просто еще не возникли). Сегодня — ситуация иная. Мощный комплекс естественнонаучных дисциплин (космология, физика, химия и др.) чуть ли не посекундно может расписать сценарий возникновения нашей Вселенной, ее состав, структуру, эволюцию и прочие характеристики. Однако и философия не утратила интереса к этим проблемам.

Содержание

Введение……………………………………………………………...….3
Проблема бытия в истории философской мысли…………....4-11
Основные формы бытия……………………………………15
Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX-ХХI столетиях……………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

           И прежде всего надо знать,  как те предметы, те данности, с коими имеет дело человек, «присутствуют» в мире, то есть иметь представление о специфике их бытия. Однако при этом человеку — сколь бы конкретные практические задачи он ни решал и как бы ни был он далек от философии — не обойтись без некоторых хотя бы элементарных знаний и навыков, позволяющих «учесть» бытие как таковое. А это, в частности, означает: надо различать сущее и бытие (вопреки тем учениям, где они отождествляются). Однако не только различать, но и связать их. М. Хайдеггер подчеркивал: традиционная философия (даже та, которая именовала себя онтологией, то есть учением о бытии) сосредоточивала внимание главным образом на проблеме сущего. В этом проявилось «забвение бытия», в чем Хайдеггер видел особенность метафизики и мироощущения европейского человечества, обусловившую трагичность его судьбы. Поворот от «только сущего» к «самому бытию» — вот чего требовал Хайдеггер от новой онтологии. И это не праздная и не абстрактная мысль. Действительно, человечество склонно проявлять интерес к сиюминутным проблемам и задачам (к конкретному сущему); в таких, например, «заботах» было создано самое современное оружие массового уничтожения. Людей долгое время мало заботило то, как это скажется на судьбе мира — природы, человечества, цивилизации, культуры. Хайдеггер прав: настало время «озаботиться» самим бытием. Такая задача неразрывно связана с философским осмыслением бытия и его форм.

           Проблема форм бытия важна,  следовательно, для повседневной  практики и познавательной деятельности  людей (пусть в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).        Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

  1. бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний   природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
  2. бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества;
  3. бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовно и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

             
 

     3. Какие особенности  бытия выявили  философия и наука  в XX-ХХI столетиях.

             Данные формы бытия выделяются  исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек — существо природное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.

       Итак, только что ушедшее столетие  добавило к традиционным характеристикам форм бытия следующие новшества.

     В области бытия природы современное  миропонимание опирается на три  фундаментальные характеристики природы:

     - системность;

     - универсальный эволюционизм;

     - самоорганизация.

     Сегодняшняя философская мысль видит в природе не вещи, в которых проявляется тот или иной субстрат, а системы, сущность которых определяется способом взаимодействия элементов, т.е. структурой. Считается, что «архитектуру» мироздания определяет не исходный материал, а его системно-структурная организация.

     Именно  она обеспечивает как разнообразие мира, так и его единство и устойчивость.

     Другой  важной характеристикой природного бытия ныне признается его способность  к эволюции. Все известные науке  естественные системы (а не только живые, как считалось в XIX в.) представляют собой результат эволюции. Тот же вывод верен и по отношению ко Вселенной, миру в целом. Феномен эволюции не локален, но универсален.

     Вполне  возможно, что универсальны и механизмы  эволюции. В качестве главного из них  сегодня рассматривается явление самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного перехода открытой неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка. 
       Такая форма бытия, как бытие социального, проявила в последнее время следующие тенденции:

     - технологизацию;

     - институциализацию;

     - глобализацию;

     - виртуализацию, информатизацию и  др.

     Первая  тенденция — технологизация означает, что в составе социального  бытия все больший вес набирают технические средства адаптации  человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни. Институциализация свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам.

     Тенденция к глобализации заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. Последняя же из упомянутых выше тенденций выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов.

     Бытие духовного — эта форма бытия  напрямую зависит от состояния социального  бытия в целом и поэтому  фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики:

     1) в полную мощь проявлена инструментальностъ, т.е. практическая, материальная  значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.);

     2) обнаружены индивидуальные и  коллективные неосознаваемые духовные  структуры («бессознательное»), степень  влияния которых на социальную  жизнь пока точно не установлена;

     3) та часть духовного бытия, в  которой формируются социальные  ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;

     4) духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;

     5) новые коммуникационные технологии  видоизменяют как формы представления  духовного бытия (образы и понятия  замещаются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным.

     Таковы  некоторые особенности основных форм бытия, выявленные развитием философии и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные из этих особенностей относятся к бытию природы, материального мира в целом. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Вопрос  понимания бытия и соотношение  с сознанием определяет решение основного вопроса философии.

     Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия  и соотношения его с сознанием  стоит в центре философского мировоззрения.

     Будучи  для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения  на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с  тем бытие является источником и  условием всех форм жизнедеятельности  человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

     Истолкование  бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

     Существо  развития научного и философского знания заключается в том, что человек  все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 
 

     
  1. Аверинцев С.С. Бытие как совершенство –  красота как бытие//Аверинцев  С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: 1977
  2. Слинин Я. А. Мудрость Парменида. Альманах молодых философов. Вып. 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
  3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003 г.
  4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону,  1995.
  5. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.2. М., 1990.

Информация о работе Проблема бытия