Автор: s**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 17:58, контрольная работа
Философия взялась за разрешение этих вопросов в то время, когда она была практически единственной формой теоретического знания (другие просто еще не возникли). Сегодня — ситуация иная. Мощный комплекс естественнонаучных дисциплин (космология, физика, химия и др.) чуть ли не посекундно может расписать сценарий возникновения нашей Вселенной, ее состав, структуру, эволюцию и прочие характеристики. Однако и философия не утратила интереса к этим проблемам.
Введение……………………………………………………………...….3
Проблема бытия в истории философской мысли…………....4-11
Основные формы бытия……………………………………15
Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX-ХХI столетиях……………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………..22
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра истории экономики политики и культуры
Воронежский
филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По философии
По
теме №25: «Проблема
бытия».
Арапов Александр Владиленович.
Факультет менеджмента и
Воронеж – 2012год.
План
Введение……………………………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Самая читаемая и почитаемая книга в мире — Библия. Она начинается с пяти «книг Моисеевых», первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился за много веков до появления философии, возникшей, как известно, в VII—VI вв. до н.э. Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т.д.
Философия взялась за разрешение этих вопросов в то время, когда она была практически единственной формой теоретического знания (другие просто еще не возникли). Сегодня — ситуация иная. Мощный комплекс естественнонаучных дисциплин (космология, физика, химия и др.) чуть ли не посекундно может расписать сценарий возникновения нашей Вселенной, ее состав, структуру, эволюцию и прочие характеристики. Однако и философия не утратила интереса к этим проблемам.
Необходимость
особого философского их осмысления
объясняется, во-первых, тем, что построение
любой теоретической модели мира
требует выбора исходных аксиом (креационизм
— самоорганизация, материальность —
идеальность), обоснованность которых
не может быть найдена в пределах наличного
человеческого опыта. Оправдание такого
выбора ищут в рассуждениях о «предельных
основаниях бытия», а это, как известно,
есть предмет философии. И во-вторых, философский
ракурс проблемам бытия придает необходимость
сопряжения бытия мира и бытия человека,
непреходящая потребность вписать смысл
человеческой жизни в более общий смысл
мирозданья, уразуметь направленность
развития того и другого. Но тут уж естествознание
ничем помочь не может.
1. Проблема бытия в истории философской мысли.
Бытие и небытие.
Осознание бытия как некоей проблемы,
которая нуждается в разрешении, было
впервые осуществлено в философии элейской
школы античности
(VI—Vвв. до н.э.).
Ее
признанный глава — Парменид обнаружил,
что логика осмысления категории
«бытия» неотвратимо приводит к
весьма необычным выводам. Ход его рассуждений
можно представить примерно так.
Бытие — это все то,
о чем можно сказать: «это есть» или «это
существует». А небытие есть? Если признать,
что «небытие есть», то мы получим логическую
ошибку: то, чего нет (небытие) — есть?!
Чтобы ее избежать, надо просто лишить
«небытие» статуса существования. Поэтому
единственным логически верным вариантом
соотношения бытия и небытия может быть
только суждение: «бытие есть, небытия
нет» (то, что есть — существует; то, чего
нет — не существует).
Но если небытия нет, то ничто не может ни возникнуть (из небытия), ни исчезнуть (уйти в небытие). А если ничто не возникает и не исчезает, то, следовательно, ничего не изменяется, т.е. не движется. Бытие неизменно и неподвижно! Аналогичным образом выводятся и другие характеристики бытия: оно едино (не множественно) и неделимо.
Выводы
Парменида остроумно подтвердил
его ученик Зенон Элейский. В своих
многочисленных апориях он показал,
что нельзя мыслить движение, множественность,
делимость и прочие привычные характеристики
бытия непротиворечивым образом. На сколько
частей можно разделить любой отрезок?
Вроде бы на бесконечное количество, ведь
предела делимости не видно. Но отрезок-то
конечен! Как же конечный отрезок может
состоять из бесконечного количества
частей? Получается чудо конечной бесконечности,
сосчитанной бесчисленности. Но это есть
логическое противоречие и, чтобы его
снять, необходимо признать (по логике
элеатов) неделимость, а значит, и единство
(не множественность), и неизменность бытия.
А как же быть с тем,
что мы реально видим и чувствуем в окружающем
нас мире, где все прекрасно движется и
делится без проблем? Выходит, что мир
совсем не такой, каким мы его воспринимаем?
Да нет, вообще-то он именно такой. Но он
по сути своей не такой. Сущность мира,
его бытие, т.е. то, что позволяет ему существовать,
радикально отличны от чувственно воспринимаемого
его облика. И это настоящее, подлинное
бытие мира открывается только в мышлении.
А это значит, что природа его идеальна,
оно в чем-то сродни нашему мышлению, составляет
его абсолютную основу.
Парменидовское «бытие»
выглядело, согласитесь, довольно необычно.
Такая трактовка не могла не вызвать возражений
и выдвижения конкурирующих концепций.
Но исходный пункт рассуждений уже не
оспаривался: подлинное бытие не дано
человеку непосредственно; оно скрыто,
отлично от повседневной реальности и
постижимо только силой абстрактного
мышления.
Античные оппоненты Парменида не согласились, прежде всего, с отрицанием небытия. Без него мир неполон, несовершенен, незакончен. Одно из самых удачных решений поставленных элеатами проблем нашел Демокрит. Вы помните, что основой мира он провозгласил атомы — мельчайшие неделимые частицы. Поскольку атом, по определению, неделим, то предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить до бесконечности (а только до атома). Поэтому и множественность, и делимость, и движение можно мыслить без противоречия. Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи). Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть — это пустота, в которой движутся атомы. Так родилась одна из самых глубоких и эвристичных материалистических концепций бытия.
Иное решение проблемы бытия было предложено Платоном. Единство, неделимость, неизменность он нашел в мире идей. Значит, идеи (эйдосы) — это и есть подлинное бытие. А все то, что движется, изменяется, возникает и исчезает, т.е. материальный мир, — это небытие. Таким образом, Платон не только сохранил парменидовские характеристики бытия (вечность, абсолютность, неизменность и пр.), но и сумел связать мир идеального бытия с привычным нам миром вещей. Идеи присутствуют в вещах, выполняют функции образца, цели и понятия вещи. Чтобы объяснить вещь, надо найти ее идею, иначе говоря — понятие, т.е. то общее, устойчивое, постоянное в ней, что дано только разуму, а не чувствам. Значит, только он в состоянии «схватить» сущность вещей; за изменчивым и разнообразным материальным миром разглядеть нечто постоянное, абсолютное, единое, т.е. реальное бытие.
Такое
же резкое противопоставление чувственно
воспринимаемого
Постановка античной философией проблемы бытия и поиски ее решения имели решающее значение для формирования ментальности западноевропейской цивилизации. Результатом усилий античных философов в этом плане были следующие мировоззренческие установки.
1.
Видимый, чувственно-
2.
Подлинное бытие постижимо
3.
Если в человеческих
4.
Если истинное бытие
Бытие от Бога.
Таким образом, античное решение проблемы бытия задало крупные мировоззренческие и ценностные ориентиры последующим эпохам. Средневековая христианская философия также не обошла вниманием тему бытия. И здесь на первый план вышло противопоставление земного, ограниченного существования подлинному, сверхчувственному бытию. Всецелой полнотой бытия в христианской картине мирозданья обладает только Бог. Он и есть, собственно, настоящее бытие. Все остальное — «тварно», т.е. сотворено Богом, и поэтому не имеет самостоятельности. Акт творения мира Богом создает причастность создаваемых вещей подлинному бытию (Богу) и одновременно выстраивает их в определенную иерархию. Ясно, что чем дальше от материи, тем ближе к Богу, тем больше укорененность вещи в реальном, т.е. божественном бытии. Душа человека, его разум, будучи идеальными образованиями, могут приближаться к истинному бытию, приоткрывать его реальные свойства.
Средневековая
метафизика по сравнению с античной
стала довольно плоской и прямолинейной.
Зато более цельной и однозначной.
Кроме того, европейские средневековые
представления об иерархии бытия в
итоге дали и весьма существенные в плане
последующего развития результаты:
- оправдывая тезис о создании человека
«по образу и подобию» Бога, средневековые
схоласты вырыли настоящую пропасть между
человеком и природой; именно в эту эпоху
складывается убеждение в том, что человек
— «царь природы», «венец творенья» и
т.д.; природа и общество стали восприниматься
как принципиально различные роды бытия;
- внутри бытия социального на первый план
был выдвинут внутренний духовный мир
человека, особая субъективная реальность,
непосредственно данная и открытая человеку
как частица подлинного бытия («искра
божия»);
- изощренный символизм и аллегоризм средневековых
учений (любая вещь есть знак, символ, указывающий
на потустороннюю реальность) подготовили
почву для будущего анализа знаково-символической
природы человеческой культуры, т.е. по
сути открыли новый пласт социального
бытия.
Субстанциальные начала бытия.
Новое время приносит с собой и новую метафизику.
Наиболее крупные метафизические системы
создали Декарт, Спиноза и Лейбниц. Их
философские концепции были, естественно,
ответом на «вызов времени». Естественнонаучная
революция XVII в., создание экспериментально-