Проблема бытия в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4
1.Философский смысл проблем бытия…………………………………..5-6
1.1.Содержание категории Бытие ………………………...……………6
1.2.Основные формы бытия…………………………………………….7
1.3.Реальное и кажущееся Бытие………………………………….……7-8
2. Материальная сущность мира
2.1. Философское понимание материи……………………………........9-10
3. Свойства материи в свете современной научной парадигмы…..........11
3.1. Движение…………………………………………………………….12-15
3.2.Самоорганизация…………………………………………………….15-16
3.3. Пространство и время…………………………………………….…16-18
3.4.Отражение……………………………………………………….……18
Заключение…………………………………………………………….19-20
Список использованной литературы…………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Проблема бытия в истории философии.docx

— 53.93 Кб (Скачать)

Основные  принципы энгелевкой классификации сохраняют своё значение, они схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития:

  1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;
  2. Между формами движения существует генетическая связь, т. е. высшие формы движения возникают на базе низших;
  3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим (редукционизм).15

Типы  движения, наблюдаемые в объективном  мире, условно можно разделить  на количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.16

Качественные  же изменения всегда связаны с  перестройкой внутренней структуры  объектов и превращением их в новые  объекты, обладающие новыми свойствами. Качественное движение, в свою очередь, разделяется на динамическое и полуляционное. Динамическое движение связано с сохранением устойчивости объекта, его качества: качественные превращения не выходят за рамки существующего вида материи, определенного уровня ее организации. Сода же относятся процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, при которых происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых, где как бы развиваются потенциальные возможности, скрытые в предшествующих качественных состояниях. Такие процессы характеризуются как развитие: это направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих систем. Процессы динамического развития – объект внимания диалектики -  учения о всеобщей связи и развитии материального мира. В неживой природе ярким примером динамического развития может служить эволюция звезд. В живой природе – это последовательное развитие в рамках уже сформировавшегося уровня организации материи. Вторая разновидность качественного движения – популяционное движение – связана с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию другого уровня организации материи. Формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неживой природы к биологическим уровням организации, возникновение человека, социума – примеры качественных изменений, сопровождающихся появлением новых видов материи. Проблемы источника и механизма популяционного движения давно обсуждается в философии в рамках вопроса об источнике движения вообще. Рассмотрим его. Вопрос об источнике движения, изменения материи – вечный философский вопрос, рассматриваемый со времен античности. В материалистической традиции видны два похода к этой проблеме. Одни философы делали вывод о наличии у всякого движения внешнего источника (Демокрит, И. Ньютон, Ж. Ламетри). Другие разрабатывали идею самодвижения материи, выражающую изменение материального мира под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий. При самодвижении внешние воздействия играют модифицирующую  либо опосредующую роль. Впервые принцип самодвижения нашел выражение в древнегреческой философии (Гераклит, Аристотель). В новое время идею о самодвижении развивал Лейбниц, вскрывший в телесной субстанции деятельное начало. Учение о самодвижении материи развивали французские материалисты (Гольбах, Дидро, Гельвеций). Сохраняющееся понимание материи как субстанции (активное, самообусловленное и самодостаточное основание) также предполагает принцип самодвижения материи. Однако до недавнего времени принцип самодвижения  материи сохранял умозрительный характер, естественнонаучного основания механизма самодвижения не имелось.17

Если  же и предполагали какие- то объяснения, то они носили мистический характер, не удовлетворяющий принципу материалистического  монизма.  Так, А. Бергсон в качестве источника качественных изменений  в мире видел «жизненный порыв» или  «потребность творчества» такого идеального объекта, как «сверхсознание». Источник возникновения нового мыслился Бергсоном в качестве идеальной силы и помещался вне самого материального мира. Это учение получило название «творческой эволюции».18

Ее аналогом является концепция «эмерджентной  эволюции», сложившаяся в работах  С. Александера и К. Л. Моргана. Качественные изменения здесь «эмерджентны», непредсказуемы, не сводимы к исходным элементам и не обусловлены ими. Так, кислород и водород сами по себе не обладают теми свойствами, которыми обладает состоящая из них вода. Движущая сила качественных изменений «эмерджентной эволюции» - в «низусе», в стремлении к высшему началу, отожествляемому с божеством как целью развития. В 50-60-е годы нашего столетия развитие кибернетики, оформление синергетики как особой науки о самоорганизующихся системах позволило создать новый мировоззренческий образ, конкретизирующий проблему самодвижения материи с точки зрения развивающегося естествознания и удовлетворяющий материалистическому монизму: его принципу самоорганизации и самодезорганизации материи.19 
 

3.2. Самоорганизация 

Самоорганизация – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних  сил или причин. Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Эти процессы носят естественный, спонтанный характер. Протекая при взаимодействии с окружающей средой, они в то же время автономны, относительно независимы от среды. На вопрос «каким образом происходит возникновение в мире новых систем?» (популяционный тип движения) синергетика дает такой ответ: флуктуация – всеобщая форма изменений. Случайно возникшее в результате флуктуации структурное состояние системы ( это состояние носит название «диссипативной структуры») закрепляется, становится устойчивым. Эта устойчивость возможна только в одном случае – если она придерживается притоком энергии из внешней среды: диссипативная структура уменьшает в себе уровень энергии за счет увеличения энтропии во внешней среде, поглощая энергию внешней среды. Далее такая система развивается по динамическому типу; в ней идут процессы, благодаря которым система сохраняет, поддерживает определенный уровень организации при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования, идут процессы приращения организации в пределах того же вида материи.20

Бельгийский ученый русского происхождения И. Пригожин, один из основателей синергетики, считает, что именно так на Земле развивается  жизнь, большое многообразие ее форм, появляются новые системы. Многие социальные процессы также укладываются  в построения синергетики. Раскрытие закономерностей самоорганизации на разных уровнях развития материи – задача современного естествознания.21 
 

3.3. Пространство и время 

Обсуждение  вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стал вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в истории философии спорят две точки зрения. Первую принято называть субстанциальной концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур, Ньютон). Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя самостоятельными субстанциями. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих материальных процессов. Пространство здесь – чистая протяженность, пустое вместилище людей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково по всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит. Вторую концепцию называют реляционной. Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.22

В наше время реляционная концепция  имеет естественнонаучное обоснование  в виде созданной в начале 20 века теории относительности. Теория относительности  А. Энштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределение и взаимодействием материальных масс, т. е. гравитацией. Сам А. Энштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».23

Таким образом, согласно реляционной концепции, пространство – это форма бытия  материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и  взаимодействие элементов во всех материальных системах. Понятие пространства (протяженности) имеет смысл постольку, поскольку  сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы – на элементы, связанные между собой, то понятие  пространства не имело бы смысла.24

Но материальный мир непросто состоит из структурно расчлененных объектов. Эти объекты  находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно  выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение  между собой качественно различных  изменений дает нам представление  о времени. Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.25

Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей,  но и друг с другом: в понятии пространства отражаются структурная координация  различных объектов в один и тот  же момент времени, а в понятии  времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и  их состояний в одном и том же месте пространства. Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени.26 

3.4. Отражение 

Отражение есть способность материальных систем воспроизводить в их свойствах особенности  взаимодействующих с ними систем.27

Каждая  из взаимодействующих систем, воздействуя  на другие и вызывая в них соответствующие  изменения, оставляет тем самым  определенный «след» в той системе, на которую воздействует и как  бы запечатывает себя в результате этого воздействия. Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие и основание всех процессов отражения, следует иметь в виду качественное своеобразие этих процессов, их генетическую иерархию и развитии неживой, живой и социальной материи. Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.28 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Индивидуальное  бытие человека противоречиво: человек, в самом деле, не может смотреть на мир иначе, чем "сквозь призму" своего бытия, сознания, знания, и в  то же время способен - в чем Хайдеггер  нрав - "вопрошать" о бытии как  таковом. Не без оснований усматривая в таком противоречии источник драматизма человеческой жизни, феноменология  и экзистенциализм, особенно на начальных  этапах их развития, по существу, упускали из виду другое, не менее, если не более  важное обстоятельство. Отдельные индивиды, не говоря уже о поколениях людей, о человечестве в целом, исходят, конечно, из своего "местоположения" и из своего "времени", когда "устраиваются" в мире. Но они не сделали бы ни одного жизненно верного, эффективного шага, если бы повседневно, ежечасно не выясняли, каковы объективные свойства (в том числе пространственные и временные) мира самого но себе, его вещей и процессов. Поэтому из того факта, что человек видит мир не иначе, чем своими глазами, постигает его не иначе, чем собственной мыслью, вовсе не вытекает идеализм, как ошибочно полагают экзистенциальные философы. Люди научаются сопоставлять себя с миром, видеть свое бытие как часть и продолжение бытия мира. Они умеют судить о мире, осваивать его не только по мерке своего вида, своего сознания и действия, но и по мерке самих вещей. 
Иначе они не смогли бы выжить в этом мире и тем более не смогли бы 
"вопрошать" о бытии как таковом. Не случайно М. Хайдеггер в своих более поздних работах, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм ранней позиции, на первый план выдвигает бытие как таковое.

И все  же нельзя согласиться с тем, что  онтологии XX века, подобные феноменологическим, экзистенциалистским, заслуживают  лишь негативных оценок. Связывание учения о бытии с человеческим действием, построение учения о бытии человека, о сферах бытия, о социальном бытии - путь, по которому поила и марксистская философия. Она также отличается от классических вариантов онтологии. Но при этом, в отличие от экзистенциальной философии, марксизм развивает некоторые тенденции классической онтологии - прежде всего идею о том, что человек, при всей неотделимости мыслей, действий, чувств индивида от его собственного бытия, способен не только "вопрошать" о бытии как таковом, но и давать на свои вопросы ответы, доступные проверке самыми разными способами. А потому человек и в повседневном действии, и в науке, и в философии накапливает объективные знания о мире и самом себе. Он всегда, так или иначе, строит (с разной мерой сознательности, глубины, разработанности) "объективные онтологии", помогающие ему познавать мир и овладевать им. В частности, человеческое бытие-в-мире обладает самостоятельными объективными структурами, независимыми от индивидов и, по крайней мере, отчасти, постепенно улавливаемыми человеком и человечеством.

Философы XX века (вслед за Кантом) справедливо  подчеркивали опасность отождествления человеческих представлений о реальности с самим миром - опасность непосредственной "онтологизации" человеческих состояний и знаний. Особенно важной была борьба феноменологов и экзистенциалистов против такой "натурализации", биологизации человека, когда его изучение естественными науками, сколь бы ни было оно ценным, выдавалось за 
"последнее слово" изучения человеческая сущности, тем более за сущность человека как таковую. Философы XX века - особенно Э. Гуссерль (1859-1938) в работе "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" справедливо увязывали тенденцию "натурализации" человека в науках, в философии с социально опасными манипуляторскими попытками обращаться с людьми примерно так же, как обращаются с вещами. Один из важнейших акцентов такой "новой онтологии", как, впрочем, и других гуманистически ориентированных философских течений XX века, - идея об уникальности, неповторимости человека.
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. - М»., 1991.-210 с.
  2. Философия: Учеб. для ВУЗов. –Ростов на/Дону: Феникс, 1995.-234 с.
  3. Алексеев, П.В. Философия/П.В.Алексеев, А.В. Панин-Учеб. для ВуЗов. –М.: ТЕИС, 1996.- 198 с.
  4. Радугин, А.А. Философия/А.А.Радугин-Курс лекций. 2-е изд. – М.: Центр, 2001.-246 с.
  5. Спиркин, А.Г.  Философия/А.Г.Спиркин- Учебник. 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.-304 с. 

Информация о работе Проблема бытия в истории философии