Проблема бытия в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4
1.Философский смысл проблем бытия…………………………………..5-6
1.1.Содержание категории Бытие ………………………...……………6
1.2.Основные формы бытия…………………………………………….7
1.3.Реальное и кажущееся Бытие………………………………….……7-8
2. Материальная сущность мира
2.1. Философское понимание материи……………………………........9-10
3. Свойства материи в свете современной научной парадигмы…..........11
3.1. Движение…………………………………………………………….12-15
3.2.Самоорганизация…………………………………………………….15-16
3.3. Пространство и время…………………………………………….…16-18
3.4.Отражение……………………………………………………….……18
Заключение…………………………………………………………….19-20
Список использованной литературы…………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Проблема бытия в истории философии.docx

— 53.93 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………………3-4

1.Философский  смысл проблем бытия…………………………………..5-6

   1.1.Содержание категории Бытие ………………………...……………6

   1.2.Основные формы бытия…………………………………………….7

   1.3.Реальное и кажущееся Бытие………………………………….……7-8

2. Материальная  сущность мира

   2.1. Философское понимание материи……………………………........9-10

3. Свойства  материи в свете современной  научной парадигмы…..........11

   3.1. Движение…………………………………………………………….12-15

   3.2.Самоорганизация…………………………………………………….15-16

   3.3. Пространство и время…………………………………………….…16-18

   3.4.Отражение……………………………………………………….……18

       Заключение…………………………………………………………….19-20

     Список использованной литературы…………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В ряду многочисленных философских категорий, составляющих категориальный аппарат  большинства философских систем, категория «бытие» неизменно занимает центральное место. Она по праву считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно — их способность быть, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т.п. Это всеобщее свойство любого объекта, любой части реального мира и является тем, с чем, прежде всего, сталкивается человек при первых же попытках понять самого себя и окружающую его действительность. Все, с чем сталкивается человек, с чем ему приходится иметь дело, пребывает здесь и теперь, воздействует на его органы чувств, воспринимается им сейчас, в настоящий момент как некая данность, как то или иное «нечто» А другого «нечто» уже нет, оно было раньше как вещь или предмет, но разрушилось, разложилось, сгорело, или было как событие, явление, но уже прошло, исчезла, т.е. перестало существовать; теперь его уже нет, и, может быть, только память хранит о нем какую-то информацию. А еще «чего-то» пока нет, но оно должно появиться, стать реальностью, обрести свое существование, как, например, в скором будущем яблоки на цветущей сейчас (весной) яблоне. Об этом говорит человеку его опыт, а также опыт его предков, который многие века закреплялся в сознании людей, передаваясь из поколения в поколение первоначально в мифологической форме, а затем, по мере развития сознания в форме религиозных, философских и, наконец, научных представлений.

Таким образом, можно сказать, что мы имеем  дело с отправной точкой, коренной основой всех вопросов, с которыми человек столкнулся при первых же попытках рационально осмыслить  мир. Вопрос о том, существует или  не существует нечто, оказался в центре его внимания, как только он проявил  «любомудрие», стал философствовать.

Вопрос  понимания бытия и соотношение  с сознанием определяет решение  основного вопроса философии. Для  рассмотрения этого вопроса обратимся  к истории развития философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. 
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи  для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование  бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. 
Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ФИЛОСОФСКИЙ  СМЫСЛ ПРОБЛЕМ  БЫТИЯ 

Проблема  Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности. Бытие – это существование  во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категория Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория – субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразных вещей, существующее через них и посредством их. Субстанцией признавали то материальное, то - идеальное. В одних учениях – много субстанций, в иных - одна. Плюрализм в философском смысле означает признание множества субстанций.1

Дуализм- исходит из двух основ, двух субстанций, одна их которых материальная, другая – идеальная. Учения, признающие одну субстанцию, называются монистическими. Они представляют монизм. Религиозные философы, например В. С. Соловьев, считали, что краеугольным камнем «философии единства» должно быть признание всего одушевленным. Факт внешнего материального, отношения есть внутренне отражение внутреннего, психического состояния существа. Философская категория бытия  тесно связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества. Жизнь каждого человека опирается на понятные основания. Мы их принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть, имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое. Скажем, проснувшись, хочется увидеть утром небо,  знакомых и родных людей. Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать», становятся предметом сомнений. Природа и социальная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира. Все-таки идея о непреходящем существования природы более стабильна в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи, процессы – конечны.2

Мир, действительность имеет логику своего внутреннего  развития, своего существования. Мир  существует до сознания, до Бытия отдельных  людей, их сознания, их действий.3 
 

    1. Содержание  категории Бытие
 

Данное  понятие связано с целым рядом  других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).4

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

  1. Мир есть; существует как беспредельная  и непреходящая целостность;
  2. Природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в разных формах;
  3. Их различное по форме существование – предпосылка единства мира
  4. Мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания, его людей.5
 
 
 
 
 
    1. Основные  формы бытия
 

Формы бытия различны:

  1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делиться на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;
  2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей и собственно специфическое Бытие);
  3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
  4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие ( Бытие отдельног человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.6
 

    1.3.Реальное и кажущееся Бытие 

Реальное  Бытие, т. е. само по себе, независимо от субъективного                                                                                                                                                                                                              отражения , обозначается ещё как ноументальное Бытие (ноумен – умопостигаемая сущность), вещь сама по себе, «действительное». Кажущееся Бытие, т. е. такое Бытие, каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен  - явление, данное нам в опыте, от греческого являющееся), «иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относиться к данным опыта

Но далее  мы сталкиваемся с проблемами типа «геоцентрическая» система мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски критериев.  Часть философов считает, что критерий не может быть найден. Он следует из рассуждений И. Канта: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Л. Витгенштейн (1889-1951) , утверждавший, что призание некоторых «очевидных» вещей вроде того, что люди знают своё имя и своих родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек мог как-то жить отталкиваясь от «несомненных» вещей. Вместе с тем, нельзя не отметить, что познаваемость мира, как черта многих философских систем (гегелевской, марксистской и др.) означает, что критерий – это практика. Самолет отрывается от Земли и совершает перелет через Северный полюс. Это есть подтверждение только того, что теоретики, металлурги, физики, механики и другие ученые верно отразили законы сопромата, аэродинамики в конструкции летательного аппарата.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МАТЕРИАЛЬНАЯ  СУЩНОСТЬ МИРА 

2.1.Философское понимание материи. 

Материя – ключевое понятие любой формы  материализма. Оно обсуждалось и  идеалистами (Джордж Беркли, Давид Юм и др.). Понятие материи считалось ими ненужным, неработающим, поскольку в мире отсутствует вещь, которая обозначается этим понятием. Позитивисты считают, что понятие материя не может быть проверено в опыте, а, следовательно, оно безфункционально. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) и в неотомизме материи отводят роль пассивного начала. У Гегеля природа развернута в пространстве, но не развивается во времени.8

Еще в 19 веке материалисты утверждали, что  материальное тело состоит из неделимых  атомов, а телесность и протяженность  – неотъемлемые атрибуты материи. В  конце 19 – начале 20 века естествознание совершенствовалось: были сделаны принципиальные открытия в химии, физике. В частности  рентгеновские лучи опровергли прежние идеи о непроницаемости материи. Были открыты электрон, самопроизвольное излучение урана, радиоактивный распад атомов. Было измерено давление света. Оно доказало наличие электромагнитной массы; в физику введено новое понятие – «поле», описывающее состояние материи, принципиально отличное от обычного «вещества».9

Теория  относительности А. Эйнштейна описало  непостоянство массы при изменении  поля и скорости его распространения, вопреки представлениям о том, что  масса и объем материи абсолютно  неизменны, изначальны и ничем не обусловлены. 25 веков существовала идея неделимого атома, первокирпичика всего сущего. На грани 19 и 20 веков она рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира получило название «кризис в физике». Ученые того периода, например французский математик Анри Пуанкаре, говорили, что науки нет, есть груда развалин. Емк возражал русский мыслитель В. И. Ленин. Он говорил, рушится не наука, а старый предел понимания, осмысления реального мира. Картина мира усложнилась, соответственно переживала кризис и наука, и в частности, материалистическая философия. Каждое действительно новое открытие в науке потрясает ее основы, ее методологию. Но наука не гибнет, человечество не гибнет (пока во всяком случае). Усложнение знаний делает более глубокой, рафинированной научную картину мира. Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и диалектико-материалестического понимания материи в философии. Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Понятие же материи- это субъективный образ объективного мира.10

Современная научная картина физической реальности пополнилась рядом новых идей:

  1. Слой реальности непосредственно или даже в принципе ненаблюдаемых объектов (например, кварки, глюоны, суперструны  и т. д. )
  2. Слой реальности, порождаемый объектами первого слоя и в принципе наблюдаемый (адроны, состоящие из кварков).
  3. Слой реальности эффектов, возникающих при взаимодействиях объектов второго слоя с окружающей средой (элементарные частицы, атомы и молекулы вещества).
  4. Слой реальности непосредственно наблюдаемых эффектов, которые называютяс физическими явлениями.

Становление новой, «суперструнной», процессуальной картины мира не означает дискредитации материалистической традиции в философии. Речь идёт о новом парадигмальном уровне.11

3. СВОЙСТВА МАТЕРИИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ 

Атрибутами (неотъемлемыми свойствами) материи  являются: структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность и отражение. Все объекты материального мира, равно как и духовного, могут быть рассмотрены как системы. Материальная система – это система предметов, объектов, вещей. Духовная система – это система ценностей, идеалов. Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.12

Материальный  мир делится на три сферы: неживая  природа, живая природа и социум.

Неживая природа представлена уровнями:

а) субмикроэлементарный; б) микроэлементарный; в) ядерный; г)атомный; д)  молекулярный; е)макротел; ж)планет; з)  систем планет; и) галактик; к) систем галактик; л) метагалактик; м) Вселенной, мира в целом.

Живая природа имеет свои уровни:

а) доклеточный (ДНК, РНК, белки) ; б) клетки; в) многоклеточные организмы; г) виды и популяции; д) биоценозы; е) биосфера.

Социум  представлен такими уровнями:

а) индивид; б) семья; в) коллективы различных уровней; г) социальные группы; е) этносы, нации, племена, расы; ж) государства; з) союзы государств; и) общество, человечество в целом.13 
 
 
 
 

3.1.Движение 

Систематизация  основных форм движения принадлежит  Ф. Энгельсу. Он выделил: механическое движение; физическое; химическое;  биологическое; социальное движение. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Например, процессы микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Процессы мегамира – галактическими взаимодействиями и расширением Мегагалактики. Это новые формы физического движения, неизвестные ранее.14

Информация о работе Проблема бытия в истории философии