Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:16, контрольная работа
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Введение…………………………………………………………………3-4
1.Философский смысл проблем бытия…………………………………..5-6
1.1.Содержание категории Бытие ………………………...……………6
1.2.Основные формы бытия…………………………………………….7
1.3.Реальное и кажущееся Бытие………………………………….……7-8
2. Материальная сущность мира
2.1. Философское понимание материи……………………………........9-10
3. Свойства материи в свете современной научной парадигмы…..........11
3.1. Движение…………………………………………………………….12-15
3.2.Самоорганизация…………………………………………………….15-16
3.3. Пространство и время…………………………………………….…16-18
3.4.Отражение……………………………………………………….……18
Заключение…………………………………………………………….19-20
Список использованной литературы…………………………………..21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Философский
смысл проблем бытия……………………………
1.1.Содержание категории Бытие ………………………...……………6
1.2.Основные формы бытия…………………………………………….7
1.3.Реальное и кажущееся Бытие………………………………….……7-8
2. Материальная сущность мира
2.1. Философское понимание материи……………………………........9-10
3. Свойства материи в свете современной научной парадигмы…..........11
3.1. Движение…………………………………………………………
3.2.Самоорганизация……………………………
3.3. Пространство и время…………………………………………….…16-18
3.4.Отражение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
В ряду
многочисленных философских категорий,
составляющих категориальный аппарат
большинства философских
Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с отправной точкой, коренной основой всех вопросов, с которыми человек столкнулся при первых же попытках рационально осмыслить мир. Вопрос о том, существует или не существует нечто, оказался в центре его внимания, как только он проявил «любомудрие», стал философствовать.
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие
является философской категорией, обозначающей
реальность, существующую объективно,
независимо от сознания, воли и эмоций
человека.
Проблема трактовки бытия и соотношения
его с сознанием стоит в центре философского
мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Истолкование
бытия претерпело сложное развитие.
Его общей чертой является противоборство
материалистического и
Первый из них толкует основания бытия
как материальные, второй – как идеальные.
1.ФИЛОСОФСКИЙ
СМЫСЛ ПРОБЛЕМ
БЫТИЯ
Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категория Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория – субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразных вещей, существующее через них и посредством их. Субстанцией признавали то материальное, то - идеальное. В одних учениях – много субстанций, в иных - одна. Плюрализм в философском смысле означает признание множества субстанций.1
Дуализм- исходит из двух основ, двух субстанций, одна их которых материальная, другая – идеальная. Учения, признающие одну субстанцию, называются монистическими. Они представляют монизм. Религиозные философы, например В. С. Соловьев, считали, что краеугольным камнем «философии единства» должно быть признание всего одушевленным. Факт внешнего материального, отношения есть внутренне отражение внутреннего, психического состояния существа. Философская категория бытия тесно связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества. Жизнь каждого человека опирается на понятные основания. Мы их принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть, имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое. Скажем, проснувшись, хочется увидеть утром небо, знакомых и родных людей. Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать», становятся предметом сомнений. Природа и социальная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира. Все-таки идея о непреходящем существования природы более стабильна в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи, процессы – конечны.2
Мир, действительность
имеет логику своего внутреннего
развития, своего существования. Мир
существует до сознания, до Бытия отдельных
людей, их сознания, их действий.3
Данное понятие связано с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).4
Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:
Формы бытия различны:
1.3.Реальное
и кажущееся Бытие
Реальное
Бытие, т. е. само по себе, независимо от
субъективного
Но далее
мы сталкиваемся с проблемами типа
«геоцентрическая» система
МАТЕРИАЛЬНАЯ
СУЩНОСТЬ МИРА
2.1.Философское
понимание материи.
Материя – ключевое понятие любой формы материализма. Оно обсуждалось и идеалистами (Джордж Беркли, Давид Юм и др.). Понятие материи считалось ими ненужным, неработающим, поскольку в мире отсутствует вещь, которая обозначается этим понятием. Позитивисты считают, что понятие материя не может быть проверено в опыте, а, следовательно, оно безфункционально. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) и в неотомизме материи отводят роль пассивного начала. У Гегеля природа развернута в пространстве, но не развивается во времени.8
Еще в 19 веке материалисты утверждали, что материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяженность – неотъемлемые атрибуты материи. В конце 19 – начале 20 века естествознание совершенствовалось: были сделаны принципиальные открытия в химии, физике. В частности рентгеновские лучи опровергли прежние идеи о непроницаемости материи. Были открыты электрон, самопроизвольное излучение урана, радиоактивный распад атомов. Было измерено давление света. Оно доказало наличие электромагнитной массы; в физику введено новое понятие – «поле», описывающее состояние материи, принципиально отличное от обычного «вещества».9
Теория
относительности А. Эйнштейна описало
непостоянство массы при
Современная научная картина физической реальности пополнилась рядом новых идей:
Становление новой, «суперструнной», процессуальной картины мира не означает дискредитации материалистической традиции в философии. Речь идёт о новом парадигмальном уровне.11
3.
СВОЙСТВА МАТЕРИИ В
СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ
ПАРАДИГМЫ
Атрибутами (неотъемлемыми свойствами) материи являются: структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность и отражение. Все объекты материального мира, равно как и духовного, могут быть рассмотрены как системы. Материальная система – это система предметов, объектов, вещей. Духовная система – это система ценностей, идеалов. Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.12
Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум.
Неживая природа представлена уровнями:
а) субмикроэлементарный; б) микроэлементарный; в) ядерный; г)атомный; д) молекулярный; е)макротел; ж)планет; з) систем планет; и) галактик; к) систем галактик; л) метагалактик; м) Вселенной, мира в целом.
Живая природа имеет свои уровни:
а) доклеточный (ДНК, РНК, белки) ; б) клетки; в) многоклеточные организмы; г) виды и популяции; д) биоценозы; е) биосфера.
Социум представлен такими уровнями:
а) индивид;
б) семья; в) коллективы различных уровней;
г) социальные группы; е) этносы, нации,
племена, расы; ж) государства; з) союзы
государств; и) общество, человечество
в целом.13
3.1.Движение
Систематизация основных форм движения принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил: механическое движение; физическое; химическое; биологическое; социальное движение. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Например, процессы микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Процессы мегамира – галактическими взаимодействиями и расширением Мегагалактики. Это новые формы физического движения, неизвестные ранее.14