Проблема бытия в философии экзистенцмализма (М. Хайдеггер, Ж – П Сартр)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….….3
1 Проблема бытия в философии экзистенцмализма (М. Хайдеггер, Ж – П Сартр)………………………………………………………………………………5
1.1Мартин Хайдеггер……………………………………………………..5
1.2 Жан Поль Сартр……………………………………………………….7
2 Экзистенция и свобода (К. Ясперс, Ж – Сартр)………………………11
3 Философия абсурда (А. Камю)…………………………………………..13
Заключение ………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Философия к№1.docx

— 37.22 Кб (Скачать)

  Противопоставляя  ее материализму, который ведет к  рассмотрению людей как предметов, философ писал, что экзистенциализм - «единственная теория», придающая  человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект… Мы именно и хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства».

  Отличая, далее, экзистенциализм от рационалистических воззрений, в том числе Декарта  с его «Я мыслю, следовательно, существую», Сартр вносит в эту максиму  существенную новеллу. Он подчеркивает, что мы постигаем себя перед лицом  другого, и другой так же достоверен для нас, как мы сами. Таким образом, человек, постигающий себя через cogito, «непосредственно обнаруживает вместе с тем и всех других, и притом - как условие своего собственного существования». Развивая эту мысль  о межличностных отношениях как  факторе самовыражения и самопознания людей, он отмечал, что другой человек  необходим для моего существования  так же, как и для моего самопознания. Обнаружение моего внутреннего  мира открывает мне в то же время  и другого, как стоящую передо мной свободу. Таким образом, «открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие».

  Данному тезису придается в экзистенциализме особенно большое значение. Концептуально  это формулируется так: «существование предшествует сущности». Разъясняя  его, Сартр констатировал: «Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и  только потом он определяется». Человек  становится таким, каким он по свободному выбору сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который ее задумал. Вот суть субъективности, таков первый принцип экзистенциализма. Определяя себя, будучи ответственным за свою судьбу, человек ответственен и за всех людей. Но он не может выйти за пределы человеческой субъективности. В этом глубинный смысл экзистенциализма. 
 

2  Экзистенция и  свобода (К. Ясперс,  Ж – Сартр).

  Карл  Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Исходным пунктом рефлексии Ясперса служит тезис о непознаваемости человеческого бытия методами как позитивистской, так и спекулятивно - идеалистической доктрин. И та, и другая подразумевают, бытие как объект познания, что противоречит самой его природе: бытие не может быть объективировано. Человеческое бытие имеет две сторононы.

  1. Объективизированное " бытие-в-мире ", философствование, в пределах которого есть "ориентация в мире".
  2. Высвечивающееся в пограничных ситуациях - подлинное бытие.

  Экзистенция есть свобода, самость человека. Важнейшая мысль Ясперса - возможность подлинного обращения людей, экзистенциальной коммуникации между ними независимо от исторических, социальных и культурных корней. Она обосновывается идеей "осевого времени" времени расцвета античной и восточной культур.

  По  мнению Ясперса, в истории действует  идея единства, однако полное объединеие человечества никогда не будет завершено.

  Определение К. Ясперсом экзистенции как свободы – сущностная дефиниция главного понятия философии экзистенциализма. И в то же время свобода как экзистенция не есть не ограниченное ничем своеволие личности, а именно существование в обрамлении, в связанности разумом. Но не в том смысле, что разум, дух всецело определяет возможности бытийственного поведения экзистирующей личности. Скорее, напротив, экзистенциальное бытийствование последней так соотносится с воздействием на него (бытийствование) разумного начала, что повседневное поведение определяется рациональным началом ни в коей мере не в большей степени, чем началом экзистенциальным. Именно в этом смысле свобода, по К. Ясперсу, не есть «категорический императив», подчиняющий все поведение человека разумно-рациональным общественным требованиям на уровне «сознания вообще», а некий принцип, отличающий именно экзистенциальную личность, которому она не может по своим «самостным» установкам не следовать, а то и просто рабски подчиняться без оглядки «на мнения окружающих». Я свободен становиться каждый раз тем или иным, и это зависит только от моего собственного выбора. Я ответственен не перед кем-то, а только перед самим собой. И ответственен постольку, поскольку я выбрал, но я свободен от ответственности, поскольку я свободен в своем выборе.

  Жан Поль Сартр ( 1905 - 1980 ), французский философ, беллетрист, политический деятель, представитель атеистического экзистенциализма. Являясь мастером художественного слова, Сартр излагал свои философские взгляды не только на языке теории, но и в форме художественных произведений. Применил феноменологический метод для описании человеческой и межличностной коммуникации сознание есть " ничто", дыра в бытии, животворящая пустота, наполненная свободой, мыслями творчеством. Поэтому сознание - это отрицание всякой определенности, детерминации. Бытие и ничто объединены в человеке, в результате он обречен на противоречия, стремится к полноте бытия, но при этом хочет сохранить свободу и сознание.

  Сартр говорит о " фактичности " человека, о том, что он находит себя в  определенной обстановке, но фактичность  преодолевается у него свободой, не имеющей границ. За свой свободный  поступок человек несет ответственность  только перед самим собой. Человек, согласно Сартру, бытийно одинок, человеческое общение - всегда борьба за господство над другим "Я", и любовь, как  таковая, не осуществима.

3 Философия абсурда  (А. Камю) 

  Видным  представителем французского атеистического экзистенциализма был и Альбер Камю (1913-1960)- философ, писатель, драматург и актер, участник Движения Сопротивления фашизму. Погиб в автомобильной катастрофе. Автор философских работ «Миф о Сизифе»(19472), «Бунтующий человек» (1951) и др.; повестей, пьес, публицистики в трех книгах (1950-1958).

  Как философ и деятель культуры, он испытывал глубокое разочарование  в том, как развивается история, в каком направлении движется прогресс, что происходит с судьбами миллионов людей разных стран. Его  социальный пессимизм существенно  отразился на трактовке всей совокупности философских вопросов, относящихся  к человеку, его экзистенциальности. Тематика самоубийств и убийств, бунтов, террора надолго определила направления творчества философа и  писателя. Нередко она сопровождалась отходом от ставших традиционными (классическими) канонов философии  существования.

  Уже осенью 1940 г. В Лионе, когда началась работа над первым крупным философским  трудом, Камю изложил свое понимание  человеческого бытия таким образом: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная  философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь  того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Все остальное автору книги представлялось второстепенным: какие измерения  имеет мир, каким категориями  руководствуется разум. Названную  им проблему он рассматривал в рамках рассуждений о смысле жизни в условиях господствующего в мире абсурда и ежедневной омерзительной скуки, безотрадного существования.

  «Сам  по себе мир просто неразумен, и это  все, что о нем можно сказать». Абсурд в равной степени зависит  от человека и от мира. Пока что это  единственная связь между ними. Он скрепляет их так прочно, как умеет  приковывать одно живое существо к другому только ненависть. И  в этом состоянии абсурда нужно  жить. Критически относясь к тезису С. Къеркегора о том, что от человека от пустоты и отчаяния спасает сознание, Камю негативно высказывался и о самой философии существования, как она сложилась к началу 40-х гг. «Я решусь назвать экзистенцинальный подход философским самоубийством». Это движение мысли, которым она «отрицает самое себя и стремится преодолеть себя с помощью того, что ее отрицает. Отрицание и есть бог экзистенциализма. Точнее единственной опорой этого бога является отрицание человеческого разума».

  Человек разучился надеяться. Ад настоящего сделался наконец его царством. Завтрашнего  дня нет. И отныне «это стало основанием моей свободы…. Исходная тема экзистенциональной философии сохраняет всю свою значимость. Пробуждение сознания, бегство от сновидений повседневности - таковы первые ступени абсурдной  свободы».

  Если  в данной работе Камо все экзистенциальные проблемы (как он их понимал) развивал вокруг идей самоубийства, абсурда  и обусловленного этим поведения  абсурдного человека с адекватной свободой, то в книге «Бунтующий человек» в  центре философского анализа - бунт личности. Выводя из своего философского кредо - человеческого абсурда - три следствия: бунт, свободу и страсть, писатель сопрягает их в нечто целое, единое. Человек прибегает к бунту  из-за того, что вокруг него творятся убийства, несправедливость, беззакония, готовятся и развязываются бесконечные  войны, государственный террор. Трагедия философии состоит в том, что  она все это пророчествует  и оправдывает. Бунтующий человек  всему, что его окружает, говорит, наконец «нет». Это реакция раба, всю жизнь повиновавшегося «господским распоряжением».

  Философский труд венчает то, с чего он начинался. Нам нужно расстаться с эпохой. В очистительном бунте наконец-то рождается подлинный человек. «Тетива  натянута, лук скрипит. Напряжение все  сильней - и прямая жесткая стрела уже готова устремиться в свободный  полет».

  Таким был своеобразный, до предела социологизированный  и идеологозированный экзистенциализм  Камю, развившего в ХХ в. Многие идеи иррационализма, волюнтаризма и нигилизма  своего известного предшественника, ставшего изгоем цивилизации, философа-бунтаря  Фридриха Ницше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  В 60-70-е годы прошлого века экзистенциализм, став одним из самых популярных направлений  западной философии, приобретал множество  последователей и сторонников по всему миру. Особенно восприимчивой  к его идеям оказалась художественная интеллигенция и студенческая молодежь. Важное значение для человечества конца  двадцатого века имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной  веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к экономическим и социальным реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность - вот главные черты  менталитета той эпохи. Именно в  это время сформировался экзистенциализм - одно из Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время предчувствия новых, еще более  страшных потрясений, время кардинальных переоценок прежних идеалов и  формирования новых. Если атмосфера  начала ХХ века еще оставляла место  для изысканных чувств, проникнутых  светлой печалью, за которыми кроется  надежда на лучшее, то война 1914-1918 годов  показала человечеству реальность конца  цивилизации. Словно из глубин первобытного сознания наружу вырвались самые  темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности, культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии, Италии и Испании зарождались и стремительно шли к власти самых иррациональных и пессимистичных философских течений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той  эпохи.

  Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в  истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода  кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм  не выступает в качестве защитника  и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции  личности перед этим кризисом.

  Экзистенциалисты  считают, что катастрофические события  новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться  со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности  и способности.

  Если  человек не свободен, если человек  в своих действиях постоянно  детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными  факторами, то он, по экзистенциализму, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и  средств их осуществления, значит он в ответе и за последствия своих  действий.

  Учение  экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной  позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние  экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями  современной философии. 
 
 
 
 

   ЛИТЕРАТУРА

  1 Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972.

  2 Горнев В. С. Современная западноевропейская философия человека. М. МИСиС . 1993

  3 Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М. 1980

  4 Зотов А. A Современная западная философия. М. 2001

  5 Тархова М. А. Философия экзистенциализма (основные проблемы). М. МИСиС. 1994

Информация о работе Проблема бытия в философии экзистенцмализма (М. Хайдеггер, Ж – П Сартр)