Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа
Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.
Введение…………………………………………………………………..….….3
1 Проблема бытия в философии экзистенцмализма (М. Хайдеггер, Ж – П Сартр)………………………………………………………………………………5
1.1Мартин Хайдеггер……………………………………………………..5
1.2 Жан Поль Сартр……………………………………………………….7
2 Экзистенция и свобода (К. Ясперс, Ж – Сартр)………………………11
3 Философия абсурда (А. Камю)…………………………………………..13
Заключение ………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………..18
Противопоставляя ее материализму, который ведет к рассмотрению людей как предметов, философ писал, что экзистенциализм - «единственная теория», придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект… Мы именно и хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства».
Отличая,
далее, экзистенциализм от рационалистических
воззрений, в том числе Декарта
с его «Я мыслю, следовательно, существую»,
Сартр вносит в эту максиму
существенную новеллу. Он подчеркивает,
что мы постигаем себя перед лицом
другого, и другой так же достоверен
для нас, как мы сами. Таким образом,
человек, постигающий себя через cogito,
«непосредственно обнаруживает вместе
с тем и всех других, и притом
- как условие своего собственного
существования». Развивая эту мысль
о межличностных отношениях как
факторе самовыражения и
Данному
тезису придается в экзистенциализме
особенно большое значение. Концептуально
это формулируется так: «существование
предшествует сущности». Разъясняя
его, Сартр констатировал: «Это означает,
что человек сначала
2 Экзистенция и свобода (К. Ясперс, Ж – Сартр).
Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Исходным пунктом рефлексии Ясперса служит тезис о непознаваемости человеческого бытия методами как позитивистской, так и спекулятивно - идеалистической доктрин. И та, и другая подразумевают, бытие как объект познания, что противоречит самой его природе: бытие не может быть объективировано. Человеческое бытие имеет две сторононы.
Экзистенция есть свобода, самость человека. Важнейшая мысль Ясперса - возможность подлинного обращения людей, экзистенциальной коммуникации между ними независимо от исторических, социальных и культурных корней. Она обосновывается идеей "осевого времени" времени расцвета античной и восточной культур.
По мнению Ясперса, в истории действует идея единства, однако полное объединеие человечества никогда не будет завершено.
Определение К. Ясперсом экзистенции как свободы – сущностная дефиниция главного понятия философии экзистенциализма. И в то же время свобода как экзистенция не есть не ограниченное ничем своеволие личности, а именно существование в обрамлении, в связанности разумом. Но не в том смысле, что разум, дух всецело определяет возможности бытийственного поведения экзистирующей личности. Скорее, напротив, экзистенциальное бытийствование последней так соотносится с воздействием на него (бытийствование) разумного начала, что повседневное поведение определяется рациональным началом ни в коей мере не в большей степени, чем началом экзистенциальным. Именно в этом смысле свобода, по К. Ясперсу, не есть «категорический императив», подчиняющий все поведение человека разумно-рациональным общественным требованиям на уровне «сознания вообще», а некий принцип, отличающий именно экзистенциальную личность, которому она не может по своим «самостным» установкам не следовать, а то и просто рабски подчиняться без оглядки «на мнения окружающих». Я свободен становиться каждый раз тем или иным, и это зависит только от моего собственного выбора. Я ответственен не перед кем-то, а только перед самим собой. И ответственен постольку, поскольку я выбрал, но я свободен от ответственности, поскольку я свободен в своем выборе.
Жан Поль Сартр ( 1905 - 1980 ), французский философ, беллетрист, политический деятель, представитель атеистического экзистенциализма. Являясь мастером художественного слова, Сартр излагал свои философские взгляды не только на языке теории, но и в форме художественных произведений. Применил феноменологический метод для описании человеческой и межличностной коммуникации сознание есть " ничто", дыра в бытии, животворящая пустота, наполненная свободой, мыслями творчеством. Поэтому сознание - это отрицание всякой определенности, детерминации. Бытие и ничто объединены в человеке, в результате он обречен на противоречия, стремится к полноте бытия, но при этом хочет сохранить свободу и сознание.
Сартр говорит о " фактичности " человека, о том, что он находит себя в определенной обстановке, но фактичность преодолевается у него свободой, не имеющей границ. За свой свободный поступок человек несет ответственность только перед самим собой. Человек, согласно Сартру, бытийно одинок, человеческое общение - всегда борьба за господство над другим "Я", и любовь, как таковая, не осуществима.
3
Философия абсурда
(А. Камю)
Видным представителем французского атеистического экзистенциализма был и Альбер Камю (1913-1960)- философ, писатель, драматург и актер, участник Движения Сопротивления фашизму. Погиб в автомобильной катастрофе. Автор философских работ «Миф о Сизифе»(19472), «Бунтующий человек» (1951) и др.; повестей, пьес, публицистики в трех книгах (1950-1958).
Как философ и деятель культуры, он испытывал глубокое разочарование в том, как развивается история, в каком направлении движется прогресс, что происходит с судьбами миллионов людей разных стран. Его социальный пессимизм существенно отразился на трактовке всей совокупности философских вопросов, относящихся к человеку, его экзистенциальности. Тематика самоубийств и убийств, бунтов, террора надолго определила направления творчества философа и писателя. Нередко она сопровождалась отходом от ставших традиционными (классическими) канонов философии существования.
Уже
осенью 1940 г. В Лионе, когда началась
работа над первым крупным философским
трудом, Камю изложил свое понимание
человеческого бытия таким
«Сам по себе мир просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать». Абсурд в равной степени зависит от человека и от мира. Пока что это единственная связь между ними. Он скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть. И в этом состоянии абсурда нужно жить. Критически относясь к тезису С. Къеркегора о том, что от человека от пустоты и отчаяния спасает сознание, Камю негативно высказывался и о самой философии существования, как она сложилась к началу 40-х гг. «Я решусь назвать экзистенцинальный подход философским самоубийством». Это движение мысли, которым она «отрицает самое себя и стремится преодолеть себя с помощью того, что ее отрицает. Отрицание и есть бог экзистенциализма. Точнее единственной опорой этого бога является отрицание человеческого разума».
Человек разучился надеяться. Ад настоящего сделался наконец его царством. Завтрашнего дня нет. И отныне «это стало основанием моей свободы…. Исходная тема экзистенциональной философии сохраняет всю свою значимость. Пробуждение сознания, бегство от сновидений повседневности - таковы первые ступени абсурдной свободы».
Если
в данной работе Камо все экзистенциальные
проблемы (как он их понимал) развивал
вокруг идей самоубийства, абсурда
и обусловленного этим поведения
абсурдного человека с адекватной свободой,
то в книге «Бунтующий человек» в
центре философского анализа - бунт личности.
Выводя из своего философского кредо -
человеческого абсурда - три следствия:
бунт, свободу и страсть, писатель
сопрягает их в нечто целое, единое.
Человек прибегает к бунту
из-за того, что вокруг него творятся
убийства, несправедливость, беззакония,
готовятся и развязываются
Философский
труд венчает то, с чего он начинался.
Нам нужно расстаться с эпохой.
В очистительном бунте наконец-
Таким
был своеобразный, до предела социологизированный
и идеологозированный экзистенциализм
Камю, развившего в ХХ в. Многие идеи
иррационализма, волюнтаризма и нигилизма
своего известного предшественника, ставшего
изгоем цивилизации, философа-бунтаря
Фридриха Ницше.
Заключение
В
60-70-е годы прошлого века экзистенциализм,
став одним из самых популярных направлений
западной философии, приобретал множество
последователей и сторонников по
всему миру. Особенно восприимчивой
к его идеям оказалась
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом.
Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.
Если человек не свободен, если человек в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными факторами, то он, по экзистенциализму, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в ответе и за последствия своих действий.
Учение
экзистенциализма носит ярко выраженный
нравственно-этический
ЛИТЕРАТУРА
1 Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972.
2 Горнев В. С. Современная западноевропейская философия человека. М. МИСиС . 1993
3 Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М. 1980
4 Зотов А. A Современная западная философия. М. 2001
5
Тархова М. А. Философия
Информация о работе Проблема бытия в философии экзистенцмализма (М. Хайдеггер, Ж – П Сартр)