Проблема бытия в философии экзистенцмализма (М. Хайдеггер, Ж – П Сартр)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….….3
1 Проблема бытия в философии экзистенцмализма (М. Хайдеггер, Ж – П Сартр)………………………………………………………………………………5
1.1Мартин Хайдеггер……………………………………………………..5
1.2 Жан Поль Сартр……………………………………………………….7
2 Экзистенция и свобода (К. Ясперс, Ж – Сартр)………………………11
3 Философия абсурда (А. Камю)…………………………………………..13
Заключение ………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Философия к№1.docx

— 37.22 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….….3

  1 Проблема бытия в философии  экзистенцмализма (М. Хайдеггер,  Ж – П Сартр)………………………………………………………………………………5

       1.1Мартин Хайдеггер……………………………………………………..5

      1.2 Жан Поль Сартр……………………………………………………….7

  2  Экзистенция и свобода (К. Ясперс,  Ж – Сартр)………………………11

  3 Философия абсурда (А. Камю)…………………………………………..13

  Заключение  ………………………………………………………………….16

  Литература…………………………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВДЕНИЕ

  Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия  существования - самое влиятельное  иррационалистическое направление  в западной философии ХХ-го века.

  Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны  в России (Лев Шестов, Николай  Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии  ХХ-го столетия.

  Своими  предшественниками они считали  Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и  ответственности решения и выбора, отношения человека к своему призванию  и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно  в связи с этими вопросами  и гораздо в меньшей степени.

  Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и  обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

  Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую  цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных  ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

  Бытие ими представляется как некоторая  непосредственная нерасчлененная целостность  субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно - переживание человеком  своего “бытия-В-мире”.

  При этом бытие понимается как непосредственно  данное человеческое существование, как  экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

  Экзистенция направлена на другое, а не на самое  себя. И только в моменты глубочайших  потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек  может прозреть, постичь экзистенцию  как стержень своего существа.

  Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как  непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов  почти такое же место, как в  религии (кстати говоря, различают экзистенциализм  религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться  от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все  то, что напоминает ему о суете  мирской.

  Гносеология экзистенциализма не что иное, как  бунт против крайностей рационалистического  познания. Наука, считают они, не в  состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым  надежным свидетелем истины оказывается  индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В  них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире. 
 
 
 
 

1 Проблема бытия  в философии экзистенциализма (М.  Хайдеггер, Ж –  П Сартр).

1.1 Мартин Хайдеггер 

  Крупный мыслитель ХХ в. Мартин Хайдеггер (1889-1976) - один из основоположников немецкого экзистенциализма. Можно без преувеличения сказать, что подлинным основателем немецкого экзистенциализма был он.

  Одновременно  он был привержен и к феменологии, будучи учеником ее основателя в Германии Э. Гуссерля. Поскольку философа более  всего занимал фундаментальный  вопрос о бытии, который он исследовал всю свою творческую жизнь, его следует  отнести и к наиболее известным  специалистам в области онтологии, т.е. учения о сущем.

  Немецкое  издание произведений Хайдеггера включает около 100 томов. Среди опубликованных им ранних работ можно выделить в  первую очередь «Бытие и время», именно ее появление в 1927 г. приобрело  широкую известность не только в  Германии, но и в других европейских  странах, и ознаменовало возникновение  нового направления, выявление его  специфической программы.

  Коренную  проблему экзистенциальности человека философ рассматривал через призму отношения «истины бытия к  существу человека». Для уяснения сути вопроса вводится понятие «присутствие»  или здесь - бытие, наличное бытие. В  метафизике это понятие употребляют  для того, что «называют также existential, действительность, реальность и объективность».

  Немецкий  мыслитель полагал, что «присутствие»  это и опыт места, местности истины бытия и его осознание. Экзистирует, существуя, обладая сознанием, только человек, а не скала, не дерево, не лошадь, не ангел и не бог.

  «Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить  сущее как таковое и иметь  сознание о представленном». Способ Dasein - экзистенция, в которой воплощается  природа и сущность человека.

  Философия существования (экзистенциализм) Хайдеггера предполагала включение человека в  его общественную среду, определенную историческую эпоху. Сущностный образ  эпохи дает философия своим истолкованием  сущего и пониманием истины. К сущностным характеристикам Нового времени  он отнес пять явлений: науку; машинную технику; искусство как выражение  жизни человека; культуру как реализацию верховных ценностей; обезбожение, когда «боги улетучились. Возникшая  пустота заменяется историческим и  психологическим исследованием  мифа».

  Хайдеггер указывал на «бытие-в-мире» как интерпретацию  экзистенции, основополагающую черту  человечного человека, homo humanus.Однако бытие бросило сущего человека в  «заботу». Следовательно, мир «есть  просвет бытия, в который человек  вступает своим брошенным существом». Субъективное бытие человека оказывается  одиноким, неустроенным.

  Экзистенцию человека невозможно понять вне философии, а ее саму - без человека. Мы в своем философствовании не удостоверны. Философия по своей внутренней природе не обладает этим свойством, «коль скоро она человеческое дело. Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Ее истина есть, по существу, истина человеческого присутствия. Истина философствования укоренена в судьбе человеческого присутствия. А это присутствие сбывается в свободе». Так учение о бытии вывело Хайдеггера на теорию познания, авторскую концепцию истины, а через нее - к трактовке свободы человека как фундаментального признака его экзистенции.

  Сама  она выступает как неподлинная, когда человек поглощается массой, по-своему, анонимно представляющей его индивидуальность. Когда у человека имеется свобода выбора, он ее реализует. Есть, однако, одна возможность, игнорировать которую не дано ни одному живому существу, включая человека. Она становится необходимостью, и это - смерть. Ее осознание исторично и конкретно. Когда человек оказывается в пограничной ситуации между жизнью и смертью и осознает невозможность дальнейшего существования, он обретает свое подлинное бытие. Человек становится свободным от другого выбора перед лицом собственной смерти. Бытие - к -смерти выступает как одна из основных форм подлинной экзистенции.

  Хайдеггер в своем главном труде «Бытие и время» подчеркивал, что субстанция человека «есть не дух как синтез души и тела, но экзистенция». А неподлинность  индивидуального человеческого  существования он детерминировал наличием в обществе мрачного «господства  других».

  Данное  господство он выразил в анонимной  форме посредством выдвижения обобщенной фигуры «Man» (Человек), которая устанавливает  собственную диктатуру над индивидами, подавляя их свободу, волю и т.п. Хайдеггер  писал, что «Человек» не есть «ни  тот, ни этот, ни оно само, и не единственный и ни сумма других». По существу, этот образ - слепок с реальной жизни  подлинных отношений людей в  тоталитарном и авторитарном государстве. 

1.2 Жан Поль Сартр

  Во  французском экзистенциализме можно  выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический.  
  Оригинальный представитель экзистенциализма в ХХ в. Во Франции - Жан Поль Сартр (1905-1980), философ, писатель, искусствовед, общественный деятель. Известен своими романами, пьесами, очерками, памфлетами. Автор ряда философских работ: «Бытие и Ничто», «Воображение», «Экзистенциализм - это гуманизм» и т.д.

Главный философский труд Сартра - его докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.), представляющий собой, по определению автора, "опыт феноменологической онтологии".

    Онтология Сартра строится на противопоставлении двух основных категорий, равнозначных "Я" и "не - Я".

    Категория "бытие - в - себе" занимает существенное место  в онтологии Сартра и равнозначна  не -Я».

   "Бытие-в-себе" контрастирует в  онтологии Сартра с "БЫТИЕМ-ДЛЯ-СЕБЯ". В-себе-бытие есть абсолютная пассивность. "Было бы лишено всякого смысла спрашивать, - пишет Сартр, - каким было бытие до появления "для-себя".

  Эти две категории, две полярности у  Сартра отнюдь не равнозначны. Бытие-в-себе остается в системе темным фоном, на котором существует и действует  одно лишь для-себя-бытие, единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения.

    Для философии Сартра, как и  экзистенциализма вообще, характерен  отказ от традиционного, рационалистического  понимания соотношения сущности  и существования. Основная идея  экзистенциализма - существование предшествует  сущности - выражена Сартром, в  частности, следующим образом: "Сознание  есть бытие, существование которого  полагает сущность".  
     Для-себя-бытие Сартра динамично. При этом всякая действенность, активность, инициатива, всякое творческое, созидательное начало вообще понимается Сартром как отрицание, негативность.

    Для Сартра, как и для экзистенциализма  вообще, в высшей степени характерна  эмоционально-волюнтаристическая трактовка  отрицательности.

  Присущий  экзистенциальной философии антропологизм  получил у Сартра специфическое  обоснование и развитие. Ставшее  традиционным определение экзистенциализма как «философии субъекта» применимо  к взглядам французского мыслителя, может быть, в большей степени, чем других известных приверженцев этого учения. Наш исходный пункт, декларировал философ - «это субъективность индивида».

  Он  чрезвычайно остро, даже болезненно реагировал на порождение буржуазной индустриальной цивилизацией отторжение массы людей от общества и государства, их растущее отчуждение от культуры. Серийное машинное производство породило всеобщую стандартизацию и усредненность, а  «священный принцип» частной собственности  создал «частичного индивида», пленного вещами. Поэтому экзистенциальная антропология направляется против закабаляющего  человека вещизма.

  Для этого потребовалось преодолеть философские основы последнего, которые  усматривались в позитивистском толковании человека как части природы  или вещи, наделенной мыслью. Французский  экзистенциалист строил свою антропологическую  версию на критике тех идеалистических  трактовок, которые сводили бытие  к мышлению, абсолютизировали дух  и его определения.

  Тем самым следование экзистенции привело  Сартра к созданию идеи и оформления ее в теоретическую концепцию, согласно которой человек должен быть в  центре философских исследований, а  его свобода, внутренний субъективный мир - главный предмет экзистенционального  учения. Отвергая упреки «слева» и  «справа» о том, что экзистенциалисты указывают на темные стороны человеческой жизни (все гнусное, низкое, липкое и  т.п. ) и ущербность психологии личности (отчаяние, одиночество, страх, тревога  и т.д.), он формулировал исходные принципы и особенности философии существования.

Информация о работе Проблема бытия в философии экзистенцмализма (М. Хайдеггер, Ж – П Сартр)