Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:34, реферат
Человек есть не только сам себя, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает отчет о том, что делает, думает, чувствует. Человек осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.
1.Введение……………………………………………………………3
2.Бессознательное по З.Фрейду……………………………………..4
3. «Архетипы» и «комплексы» Юнга………………………………7
4. Интеграция постулатов Фрейда и Юнга о бессознательном в современную психологию…………………………………………...10
5.Бессознательное по Э.Фромму…………………………………….12
6.Заключение………………………………………………………….13
7.Список используемой литературы………………………………...14
«Тень» – «архетип», состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской «Персоны» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное»;
«Самость»
– центральный «архетип»
Юнговская
структура личности, таким образом,
отличается от фрейдовской прежде всего
тем, что Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации
фрейдовского «Оно». У Фрейда «Оно» является
всецело биологическим, природным данным,
у Юнга же бессознательное включает и
социальные моменты.
4. Интеграция постулатов Фрейда и Юнга о бессознательном в современную психологию.
В течение многих лет вокруг фрейдизма происходила ожесточенная дискуссия. Против него выступали крупнейшие ученые – Павлов, Бехтерев, Осипов, Анфимов, Гиляровский, Крепелин, Бумке и др. Ряд его прежних сторонников – Адлер, Юнг, Штекель и др. – отступились от психоанализа, однако развили свои концепции, сходные с ним. Другие его последователи – Блейлер, Шильдер, Кан, Гофман и др. – развивали его принципы в различных областях психиатрии.
Тем не менее, именно постулаты учения о бессознательном Фрейда и Юнга, составляют основу современных знаний о предмете.
В современной психологии выделяют бессознательное двух типов – коллективное и индивидуальное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное – информацию психического мира конкретного человека.
Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.
Выделяют также несколько основных классов проявлений бессознательного:
Значение
концепции бессознательного для
познания человека состоит в проникновении
в его бытие на большую глубину, чем классическое
сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное
познание и как представление. Наш мир
представлений, как и каждый из его элементов,
доступен для восприятия лишь посредством
инстанции, несводимой к нему, сферы побуждений,
желаний, потребности, действия, труда,
придающих ему форму: эта форма предшествует
формам мысли, и мысль может воспринять
ее лишь задним числом. Поэтому результаты
размышлений о бессознательных побуждениях,
нисколько не ведут нас к отрыву от мира,
где живут люди, но напротив, заставляют
нас вернуться к его корням, чтобы выявить
действительно движущую силу природы,
подлинный разум.
5.Бессознательное по Э.Фромму
По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет "социальное бессознательное", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и содержащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания".
Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.
В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки), 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), 3) неосознаваемые субсенсорные (подпорговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.), 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т. д.).
В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.
Существующая
фрагментарность представлений о бессознательном
и весьма значительная роль этой проблемы
дают основания полагать, что создание
современной общей теории бессознательного
психического является одной из наиболее
актуальных задач теоретической психологии.
6. Заключение
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой.
Бессознательное совокупность психических процессов, противопоставляемых сознательным действиям.
Основы учения о бессознательном заложены в теориях Фрейда и Юнга.
У Фрейда диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и мотивы «Оно», стремящиеся к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени и повлиял на дальнейшее формирование и развитие науки.
Ученик
Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного,
ввел понятие коллективного
7. Список используемой литературы
1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. – М., 1968.
2.Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений – М.: «Просвещение», 1989.
3. Юнг К.Г. Психоаналитические типы. – М., 1967.
4.Спиркин А.Г. Философия – М., 2001
5. Канке В.А Философия – М., 2002
6. Голубинцев
В.О, Данцев А.А, Любченко В.С.
Информация о работе Проблема бессознательного в учениях З.Фрейда, К.Юнга и Э.Фромма