Природа заблуждений. Критерии истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Целью всех видов познания является истина. Но, следует отметить, истина и заблуждение в философии всегда существуют вместе, являясь неизменными спутниками. Поэтому они занимают ведущее место в теории познания. Под заблуждением следует понимать знание, которое не соответствует своему предмету и не совпадает с ним. Истина в философии, наоборот, согласована со своим предметом и соответствует ему.
Цель данной работы - рассмотреть заблуждение и истину как философскую проблематику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Тождество и различия истины и заблуждения………………………...…4
Природа заблуждений……………………………………………………...6
Истина. Критерии истины………………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………..…12
Список используемой литературы………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 33.32 Кб (Скачать)

Логические критерии истины носят достаточно формальный и отрицательный характер, т.е. свидетельствуют не столько об истине, сколько об ошибочности каких-либо теоретических представлений.

Специфицированные теоретические критерии. В естественных и обществоведческих, а отчасти и гуманитарных, науках используется целый спектр собственно теоретических критериев истины.

Одним из них  является критерий внутренней и внешней  когерентности знания, т.е. требование системной упорядоченности и взаимосогласованности положений внутри самой теории (гипотезы), а также желательность ее согласования с фундаментальным знанием в науке. Так, если какая-то теоретическая гипотеза в физике противоречит закону сохранения энергии, то это - веское основание для констатации ее ложности.

Другим важным теоретическим  критерием истины является принцип простоты теории. Он означает, в частности, что из двух конкурирующих в науке гипотез, скорее всего, будет избрана та, которая решает проблему наиболее экономным и рациональным способом.

Красота как критерий истины. Наконец, в науке используется и  этот критерий, пожалуй, наименее прозрачный и рациональный, но часто оказывающийся  решающим в ситуации выбора.

Данный критерий, несмотря на кажущуюся его отдаленность от науки и вообще рационального  познания, на самом деле присущ любому виду деятельности людей и носит фундаментальный характер. Это было глубоко понято уже в античности. Античная культура не только в искусстве, но также в науке и философии была ориентирована на незаинтересованное эстетическое наслаждение. Эстетическое наслаждение — это особого рода чувствительность к красоте, прекрасному, изначально заложенная в каждом человеке. Эта чувствительность, по мысли древнего грека, распространяется на все формы человеческого бытия и творчества.

Любое знание, претендующее на истинность, не должно сегодня наносить ущерба природе или оправдывать  такой ущерб ссылками на обстоятельства или существование более высоких целей и ценностей человеческой деятельности, нежели сохранение природного организма. Данный критерий касается в первую очередь научного и технического знания, но он имеет отношение к религии, к гуманитарным наукам, даже к искусству и философии. Так, мы сегодня сталкиваемся с целым спектром порочных философских аргументов, оправдывающих разрушение природной среды. Любое полученное знание должно подразумевать возможность своего дальнейшего развития и синтетического обогащения. Меняется мир, меняется человек, а значит, неизбежно меняются и способы его интерпретации самого себя и мира. Вечные же божественная или философская истины на то и вечные истины, чтобы превосходить в своей бездонной и мудрой глубине любое свое конкретное и временное человеческое истолкование.

Объективность истины вовсе  не исключает личностного начала, а прямо подразумевает его. Чем  нравственнее и ответственнее человек  живет и чем альтруистичнее он творит, тем более глубокое, объективное  и синтетическое знание открывается  ему и - как бы парадоксально это ни звучало - тем в большей степени объективная истина «окрашивается» его неповторимой индивидуальностью и так запечатлевается в истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На стадии достижения результата практики субъект имеет возможность оценить эффективность своих действий, все те эмоциональные и рациональные моменты, которые их сопровождали. Практика становится критерием истинности, не всегда окончательным и исчерпывающим, но, тем не менее, всегда позволяющим сделать оценку истинности обстоятельной и содержательной. Практика не единственный критерий истинности, но один из главных. В структуре практики много относительно самостоятельных моментов, значение которых неодинаково. Это находит отражение в специфике философских учений.

Какие бы критерии не выдвигали различные философские направления и течения, все они оказываются не абсолютными, а только относительными. И, пожалуй, ни один критерий не может дать точное разграничение между истиной и заблуждением. Конечно, наши знания всегда ограничены, приблизительны. Но это не значит, что они абсолютно ложны. Истина объективна по своему содержанию, но она относительна. Это заставляет человека не останавливаться на достигнутом уровне познания, а постоянно углублять его, совершенствуя свои познания в той или иной области.

Я думаю, что установить абсолютный критерий истины невозможно, каждый человек должен стремиться к его нахождению и опираться на своём жизненном пути на проверенные своим способом истины, искренне веря в их объективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.- Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М.: Политиздат, 1991.
  2. Соловьев В. С. Лекции по истории философии за 1880 — 1881 гг. // Вопросы философии. - 1989. - № 6. – с. 76
  3. Философия нового времени. / Под ред. Парамонова М.И. - М.: ВЛАДОС, 2005.
  4. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
  5. Ксшантар А.П. Красота истины. Ереван, 1980.
  6. Истина и смысл: Горелов А.А. — Москва, 2010 г.- 147 с.

 

 


Информация о работе Природа заблуждений. Критерии истины