Природа заблуждений. Критерии истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Целью всех видов познания является истина. Но, следует отметить, истина и заблуждение в философии всегда существуют вместе, являясь неизменными спутниками. Поэтому они занимают ведущее место в теории познания. Под заблуждением следует понимать знание, которое не соответствует своему предмету и не совпадает с ним. Истина в философии, наоборот, согласована со своим предметом и соответствует ему.
Цель данной работы - рассмотреть заблуждение и истину как философскую проблематику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Тождество и различия истины и заблуждения………………………...…4
Природа заблуждений……………………………………………………...6
Истина. Критерии истины………………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………..…12
Список используемой литературы………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 33.32 Кб (Скачать)

Министерство образования  Нижегородской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

 Нижегородский государственный  инженерно-экономический институт 

(ГБОУ ВПО НГИЭИ)

 

 

Факультет ИТ и СС.

Кафедра «Гуманитарные науки»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Философия»

 

Тема: «Природа заблуждений. Критерии истины»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Проверил: к.и.н.

                                                                                      Павлова О.А.

 

                                                                       Выполнила: студентка 

                                                                                экономического факультета

                                                                            2 курса, группы 10-ЭО-2

                                                              Селиванова Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Княгинино

2012г.

 

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Тождество и различия истины и заблуждения………………………...…4
  3. Природа заблуждений……………………………………………………...6
  4. Истина. Критерии истины………………………………………………....8
  5. Заключение……………………………………………………………..…12
  6. Список используемой литературы………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из проблем мировоззрения, являющейся наиболее важной и сегодня, является проблема истины.  Познание ее - один из самых актуальных вопросов гносеологии.

Большинство ученых, рассматривая вопрос о том, что такое истина в философии, придерживаются классической концепции истины. Ее истоки можно  найти еще в учении Аристотеля, основываются они на том, что знания соответствуют объекту, реалиям, действительности.

Познавая, человек не просто занимается формированием знания, но и дает ему оценку: приемлемое ли оно, является ли важным или актуальным. Но главным видом оценивания выступает оценивание с двух позиций - истинности и ложности. Поэтому истина в философии представляет собой не конкретные явления или вещи, а знания об этих явлениях и вещах.

Целью всех видов познания является истина. Но, следует отметить, истина и заблуждение в философии  всегда существуют вместе, являясь  неизменными спутниками. Поэтому  они занимают ведущее место в  теории познания. Под заблуждением следует понимать знание, которое  не соответствует своему предмету и  не совпадает с ним. Истина в философии, наоборот, согласована со своим предметом  и соответствует ему.

Цель данной работы - рассмотреть заблуждение и истину как философскую проблематику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тождество и различия истины и заблуждения

 

Истина представляет собой  адекватную информацию об объекте. Ее получают путем постижения - интеллектуального или чувственного - либо через сообщение об этом постижении. Характеризуется такая истина в философии с позиции ее достоверности. Поэтому можно утверждать, что истина представляет собой субъективную реальность.

Следует отметить, что теория истины в философии имеет два подхода - классический и неоклассический.

Классический подход включает в себя следующие концепции:

- корреспондентскую (предусматривает,  что мысль и действительность  соответствуют друг другу, а  представление совпадает с реальностью);

-  авторитарную (представляет собой глубокие убеждения или абсолютное доверие авторитету);

- семантическую (в связи с тем, что часто результатом высказывания о высказывании является семантический парадокс, введен запрет на определение истины в теории);

- теория истины в философии  как очевидности (истина является  ярким и четким представлением);

-  теория истины в  качестве опыта, который имеет  подтверждение.

 Неоклассический подход предусматривает такие концепции:

- прагматическую теорию (состоит в эффективности и  полезности знания);

- конвенциональную (истина является следствием соглашения);

- когерентную теорию (истина  выступает в качестве согласованных  знаний).

Но без крайностей и  заблуждений человечеству только в  очень редких случаях удается постичь истину. Заблуждение - это знание, которое не соответствует реальности и не может быть принято как истинное. Источник заблуждений реальный, он отображает объективную действительность.

В любом научном познании происходит столкновение между различными мнениями и убеждениями. Они могут  быть и ошибочными, и достоверными. Научные познания, как правило, относительны. Ведь истина в философии исторична: объект познания никогда не исчерпывается. Он имеет свойство изменяться, приобретать разные качества и бесконечное число взаимосвязей со всем тем, что его окружает.

Таким образом, истина и заблуждение  в философии тождественны и в  то же время различны.

Их сходство заключается  в том, что они, как и любые  другие антагонисты не могут существовать один без другого. Истина - адекватный, правильный путь движения мышления; заблуждение представляет собой искаженное отражение этого пути.

Также можно утверждать, что истина и заблуждение различны, ведь в тождестве заключено и различие, а различие предусматривает и тождество. Заблуждение представляет собой высокого порядка абстракцию - абсолютизацию - момента познания, который оторван от предмета познания.

Заблуждение необходимо отличать ото лжи. Ложь представляет собой искажение истины, сделанное умышленно, преднамеренно, с целью ввести в обман. Научные заблуждения со временем преодолеваются и порождают истинные знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа заблуждений

 

Заблуждение - это содержание сознания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История  познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения  отражают, - правда, односторонне - объективную  действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Даже те суждения, которые считаются надежными  и истинными, нередко содержат в  себе долю заблуждения. Заблуждение - это  искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует  тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение. "Кто идет, - говорил И.В. Гете, - вынужден блуждать". Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в различные заблуждения. И заблуждения эти обусловлены, как правило, либо его ограниченностью, либо неадекватными претензиями.

В истории науки та или  иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Поскольку научное производство содержит в себе не только истину, но и заблуждение, то истина никогда  не существует без заблуждения. Она  всегда в той или иной форме, в той или иной степени окружена заблуждением и содержит его в себе.

Представления о заблуждении  восходят к истокам философского мышления. Эта проблема ставилась  одновременно с проблемой истины еще в античной философии. Уже  здесь заблуждение рассматривалось  не как несовпадение ума, воли, а  объяснялась законами универсума. В  Средневековье заблуждение религией рассматривается как искажение  божественной истины, вызванной злой волей.

Философы нового времени - Бэкон, Декарт, Спиноза заблуждение истолковывают как результат искажающего влияния воли на разум. В их понимании человеческая воля свободна, шире разума, питает его, влияет на него и потому рождает заблуждения.

Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеции  и другие французские материалисты источник заблуждения видели в инстинкте  подчинения личности интересу социальной группы - групповому интересу, господствующих слоев - политическому интересу. По их мнению, достаточно с помощью разума открыть эти источники заблуждения, чтобы построить разумное общество без заблуждений. Гоббс, Локк, Юм источник заблуждения видят в ошибке суждения, а основание всех заблуждений кроется в неправильном понимании словесных выражений.

Гегель считал, что заблуждение  является не внешней, а внутренней противоположностью истине. Оно тоже закономерно, как  и истина, полагал он.

Диалектико-материалистическое понимание заблуждения состоит  в следующем: Процесс познания производит одновременно как истину, так и  заблуждение.

Заблуждение является не только внутренне необходимым моментом истины, его преодоление также  является необходимостью. В процессе материальной практики и познания возник общественно исторический процесс.

Заблуждения обусловлены  и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. В научном познании заблуждения  выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истина. Критерии истины

 

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых  концепций, позволяющих различить  достоверное и недостоверное  знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с  действительностью, по его самостоятельной  противоречивости/непротиворечивости.

Зависит ли истина от человека? И да, и нет! Зависит: во-первых, потому что она находится в нашем  сознании, как мысль об объекте, во-вторых, потому что форма истинного утверждения  или отрицания, способ их выражения  всегда индивидуален, зависит от субъекта-человека их высказывающего. Следовательно, истина субъективна по форме. Не зависит - потому что содержание истинного знания определяется самой объективной  реальностью, а не субъективными  желаниями и произволом людей. И  в этом плане истина объективна.

Платон утверждал: «Тот, кто  говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит  истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет!». Значит, если истина адекватно отражает объект, ее содержание объективно. И относительно одного объекта не может быть несколько истин. Она одна (ибо предмет один). Можно говорить лишь о множестве мнений. Но мнение не синоним истины.

Под критерием истины понимается разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное. Если пытаться искать такую процедуру исключительно внутри самого знания, то возникает парадокс, схваченный в свое время еще Секстом Эмпириком: для нахождения такого критерия нужен, в свою очередь, критерий, и так до бесконечности.

Практика как критерий истины. Безусловной заслугой марксизма  является то, что он в ясной и  недвусмысленной форме постарался найти критерий истины не внутри системы  знания, а вне ее — в общественно-исторической практике человека. «В практике, — писал К. Маркс, — должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления».

В самом деле, наиболее действенная  проверка объективной укорененности наших идей и теоретических моделей в структурах мирового бытия возможна в том случае, если нечто практически (телесно) созданное на их идеальной основе проходит испытание на свою функциональную пригодность в рамках этого мирового целого.

Успешная объективация или материализация наших знаний в технических устройствах, хозяйственной и социальной деятельности - серьезное свидетельство в пользу того, что мы ничего субъективно не измыслили, а познали нечто объективно сущее и значимое.

Эмпирические критерии истины. Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, т.е. строго описанная и желательно техническая воспроизводимая процедура проверки опытных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории.

К.Поппер сформулировал противоположный эмпирическому критерий фальсифицируемости, нацеленный не на подтверждение, а, наоборот, на опровержение теоретической модели через опровержение (фальсификацию) выводимых из нее эмпирических следствий. Обе эти процедуры успешно используются в науке.

Однако критерий практики и в ее общественно-историческом, и в научно-экспериментальном  проявлении не может считаться достаточным. В науках, особенно дедуктивных, существует масса теоретических идей и гипотез, которые нельзя проверить не только ни в какой практической деятельности, но даже в эксперименте.

Логические критерии. Важнейшим их них является логическая непротиворечивость, т.е. запрет на одновременное наличие двух противоположных суждений внутри научной гипотезы или теории. Формально-логическая противоречивость означает, что теория абсолютно не информативна, ибо из противоречия следует все, что угодно, — бесконечный универсум суждений.

Другой важный логический критерий истины — критерий независимости аксиом, т.е. невыводимость одних исходно принятых допущений (аксиом, постулатов) теории из других.

Информация о работе Природа заблуждений. Критерии истины