Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:30, контрольная работа
В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.
Предвидения В.И. Вернадского в части, касающейся масштабов человеческой преобразовательной деятельности, нашли подтверждение. Но его мечта о царстве разума кажется сейчас несбыточной, хотя, конечно, разуму будет принадлежать все большая роль в отношениях с природой.
Современные философы получили в наследство многоплановые разработки философских отношений Человека и общества к природе. Но сама разноплановость проблемы не позволяет останавливаться лишь на изучении ее отдельных сторон. Рассмотрение сложившейся ситуации в комплексе всех ее составляющих, поиски комплексных выходов из нее. Такова задача, стоящая сегодня, в начале XXI века, перед современными философами и учеными.
Итак, именно с появлением философии, в отличие от мифологического мироощущения, в духовной культуре человечества закрепилось рефлективное (от греч. размышляю, оцениваю), а не непосредственно-эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению. Именно она создала тот интеллектуальный настрой и стиль мышления, который как бы зафиксировал особость положения человека в мире и потому его ответственность перед собой и перед миром.
Хотя, и на этот счет существует масса различных точек зрения. Картезианский подход к отношениям в системе "Человек-Природа"; позволил человечеству считать, что отчужденность от Земли дает право видеть в ней лишь неодушевленную совокупность ископаемых, - богатств, которые мы вольны эксплуатировать, как захотим. Это коренная ошибка восприятия и привела нас к сегодняшнему кризису.
Не менее опасна и другая, полярная позиция так называемых "глубоких экологов", говорящих о человечестве в терминах болезни. Согласно их взглядам, люди - это патогены, своего рода вирусы, вид глобального рака, угрожающего самому существованию земли. Способ лечения один: стереть человечество с лица Земли. Иначе говоря, они считают, что "мир поражен раком, и рак этот - сам человек".
Такова на сегодня
картина разброса мнений: от апологетики
вседозволенности до рецептов тотального
уничтожения человечества для выживания
Земли. Однако это крайние точки
зрения, и поиск ответа на волнующие
вопросы современности, очевидно, лежит
где-то посередине. Сегодня уже ясно, что
на повестке дня настоятельно встал вопрос
о как можно более широкой экологизации
общественного сознания. "Экологизация
общественного сознания включает в себя
формирование экологического сознания
в качестве самостоятельной формы общественного
сознания, а также внесение экологического
аспекта во все остальные формы (политическое
и правовое сознание, мораль, искусство,
философию и так далее) и уровни (теоретическое
и обыденное, массовое сознание, идеология
и общественная психология) общественного
сознания".
3.Природа живая и неживая. Естественная и искусственная среда
Рассматривая
природу как среду обитания, ее
подразделяют на естественную и искусственную.
Данное разделение имеет место уже в античности,
например в философии Аристотеля, который
отделял то, что осуществляется по естественным
законам, независимо от человека, от того,
что сделано им самим в подражание. Естественное
ассоциируется с природой (гео- и биосферой),
а искусственное - с различными сферами
деятельности человека и социальной организацией
его жизни (социо-, антропо-, техносферой).
В результате создается искусственная
среда обитания человека или «вторая природа»,
«неорганическое тело цивилизации» согласно
К. Марксу.
Понятия биосферы и ноосферы, их взаимосвязь.
Термин «биосфера» впервые был употреблен
еще в 1804 г. Сегодня это понятие имеет несколько
возможных толкований: 1) совокупность
всех организмов; 2) область современной
жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая
наряду с организмами и среду их обитания;
4) результат исторического взаимодействия
живого и неживого. Современные представления
о биосфере и закономерностях ее развития
основываются на классических представлениях
В. И. Вернадского и его последователей.
Биосферу рассматривают в качестве одного
из основных структурных компонентов
строения нашей планеты и выделяют такие
структурные уровни ее организации, как:
молекулярный, клеточный, тканевой, организменный,
популяционный и биогеоценотический.
Исследования биосферы свидетельствуют
о ее природной динамике: 1) морфологические
изменения усложняют ее структурную организацию;
2) увеличивается видовое разнообразие
живых существ; 3) при сохранении прогрессивной
направленности ее развития нарастает
устойчивость биосферы; 4) наблюдается
общая миниатюризация форм жизни.
Философский смысл понятие биосфера получило
у В. Вернадского, который ввел термин
живое вещество, охватывающий совокупность
населяющих Землю организмов, а биосферой
стал называть всю ту среду, в которой
оно находится. В биосфере существует
пленка жизни с максимальной концентрацией
живого вещества. Между неживыми (косными)
природными телами и живыми веществами
постоянно осуществляется энергетический
обмен. Деятельность человека по изменению
природной среды рассматривается как
закономерный этап эволюции биосферы,
который должен привести к тому, что под
влиянием научной мысли и коллективного
труда биосфера Земли должна перейти в
новое состояние, именуемое ноосферой.
Коэволюционный императив, глобальные
проблемы в системе «человек-общество-природа»
и сценарии возможного будущего.
Тема коэволюции становится ключевой
в понимании природы человека и в определении
судеб человечества. Концепция коэволюции
базируется на принципах, согласно которым
человечество, изменяя биосферу в целях
приспособления ее к своим потребностям,
должно изменяться и само с учетом объективных
требований природы. Разработка идей коэволюции
требует четкой формулировки системы
экологических императивов, способных
снизить опасность угрозы уничтожения
естественных ландшафтов природы, ее разнообразных
живых организмов, самого человека и всей
жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер
сформулировал базовый принцип культуры
- принцип благоговения перед жизнью, требующий
нравственного совершенствования как
индивидуума, так и общества. Развивая
идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии
развития биосферы Земли, так называемой
этосфере как более высокой по отношению
к ноосфере. Этосфера - это область бытия,
основанного на принципах нравственного
отношения к природе, ко всему живому на
планете.
Цель стратегии устойчивого развития
- обеспечить выживание человечества путем
преодоления социально-экологической
нестабильности и конфликтности, достигая
сбалансированного социоприродного развития.
Ее реализация состоит в согласовании
задач социально-экономического развития,
сохранения окружающей среды и природных
ресурсов для удовлетворения потребностей
современных и будущих поколений.
Особенностью современного этапа исторического
развития является усиление процессов
глобализации во всех общественных сферах.
Появляется ряд проблем, которые принято
называть глобальными проблемами современности..
Преодоление этих проблем требует от человечества
совместных усилий. Наиболее острой из
них является - экологическая проблема,
из которой вытекает природно-ресурсная,
демографическая, медико-биологическая.
Суть экологической проблемы обнаруживается
в углубляющемся противоречии между экономической
деятельностью человека и устойчивостью
среды его обитания. Важная черта нашего
времени - устойчивый технический прогресс,
который набирает скорость, но при этом
становиться неконтролируемым. Следствием
технического прогресса является рост
искусственной среды, создаваемой его
производственной деятельность - техносферы.
Современные философы говорят о необходимости
изменения путей развития цивилизации.
Во всех прогнозах главный враг человечества
- он сам. Преодоление глобальных проблем
связано с трансформацией ценностных
установок, поиск новых мировоззренческих
ориентиров. В современной философии этот
поиск выражается в появлении концепции
«планетарного сознания» и «ноосферного
понимания».
Ри́мский клуб - международная общественная
организация, созданная Аурелио Печчеи
в 1968 году, объединяющая представителей
мировой политической, финансовой, культурной
и научной элиты. Организация внесла значительный
вклад в изучение перспектив развития
биосферы и пропаганду идеи гармонизации
отношений человека и природы. Участники
клуба указывают на глобальные проблемы,
возникающие в процессе взаимодействия
общества и окружающей среды.