Природа сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

В нашей повседневной жизни мы контактируем с многочисленным количеством людей, сталкиваемся с огромным количеством жизненных ситуаций, в каждой их которых нужно принять решения, выполнить определенные действия и сделать выводы. В каждом событии складывается определенная картинка и каждого человека, которого мы встречаем, мы воспринимаем по-разному. Кому-то проще общаться с детьми, а кому-то с людьми в возрасте, кто-то находит себя в актерском мастерстве, а кто-то освоив банковское дело, так получается, потому что все мы разные – отличается наше восприятие мира, окружения, вещей.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 143.95 Кб (Скачать)

                                                                                         

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский  институт (филиал)

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  торгово-экономический  университет» 

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

 

Контрольная работа

По дисциплине «Основы философии»

Вариант № 5. 
 
 
 

                        Работу выполнил

                студентка гр. Кз-22

                                                      Калабина Алёна

                                                      Николаевна

                                                                                        Преподаватель:              

                                                                     Д-р филос. наук, доцент

                                                      Зеленин Л.С.

                

                                                                                       Защищена с оценкой

                ………………………… 

                                                                                      Дата…………………….

                                                                                      Подпись……………….. 
 

                                                      Пермь, 2011

Введение.

В нашей  повседневной жизни мы контактируем с многочисленным количеством людей, сталкиваемся с огромным количеством  жизненных ситуаций, в каждой их которых нужно принять решения, выполнить определенные действия и  сделать выводы. В каждом событии  складывается определенная картинка и  каждого человека, которого мы встречаем, мы воспринимаем по-разному. Кому-то проще  общаться с детьми, а кому-то с  людьми в возрасте, кто-то находит себя в актерском мастерстве, а кто-то освоив банковское дело, так получается, потому что все мы разные – отличается наше восприятие мира, окружения, вещей. Каждый человек – носитель своего внутреннего мира, носитель сознания, личность с присущими ей психологическими качествами и особенностями. Благодаря взаимодействию человека и мира происходит процесс отображения всего, что окружает человека в ее сознании. Сознание - это способность мозга человека целеустремленно отображать бытие мира, превращать его в образы и понятия. 

Посещая различные тренинги по духовному  развитию и личностному росту, мне  не раз доводилось слышать о воздействиях сознания и подсознания, как можно  самостоятельно работать с этим и извлекать из этого полезные для себя моменты, в размышлениях я сравнивала два этих составляющих человеческого существа, но так и не смогла поставить определенного и четкого ответа, именно поэтому остановилась на этой теме и узнала много нового.

 
 
 

    

 

Природа сознания.

Благодаря настойчивым исследованиям космоса  человечество давно привыкло к идее о том, что мир благодаря первовзрыву на протяжении нескольких миллиардов лет расширился от первоатома до галактики, и что галактики продолжают разбегаться в безграничном пространстве космоса.  
Знание о мире имеют конкретное историческое содержание, а их глубина обусловливается общественно-практическими нуждами. Онтология - отдельная область философского знания о сущности бытия мира, дает общее понимание фундаментальных свойств, форм и способов существования Вселенной. Фундаментальность онтологии определяется постоянным обогащением содержания категорий: бытие, материя, пространство, время, движение, материальное, идеальное, сознание, дух и т.п. 
     В мире вокруг нас нет ничего удивительного и загадочного больше чем человеческий ум, интеллект, сознание. Это обычное утверждение: все, что существовало вне - мы и наше сознание, является ничто другое, как конкретные разновидности форм материального.  
     Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только у изголовья людей как производные от материальных, как результат их отображения, представляют содержание сознания. Они находят свое проявление в языке и, главное, в действиях, деятельности человека. Наверное, за невозможностью объективной фиксации и описания духовные, идеальные явления все еще остаются загадочными.  
      Длинные тысячелетия человечество искало ответ на вопрос, в чем же заключается суть феномена сознания, которое ее природа, как она возникшая и которое ее назначение в мире. В историко-философскому процессе проблема сознания приобретала различные толкования.  
      Известно, что идеализм считает сознание активным началом материи. Вследствие этого сознание наделялось сверхматериальным, сверхъестественным характером. Фактически сознание отрывалось от человека и природы, ему приписывали самостоятельное, независимое субстанциальное существование. Такое сознание не имело никакого отношения к мозгу, дух не рождался, не возникал: он жил своей собственной жизнью, развивался, порождал явления природы и истории. Подобные толкования были обычным продуктом фантастического, гипертрофированого понимания человеческого сознания. Игнорируя то общее, что имело в себе сознание сравнительно с другими явлениями природы, идеализм стал на путь его обожествления.  
      Согласно дуализму в мире всегда существовали две самостоятельные субстанции - материя и сознание, независимые одна от одной. Сознание, как и материя, вечно, оно не возникало и не рождалось. Соответственно отпадала и необходимость решения вопроса о его происхождении. Близкой к дуалистическому трактованию сознания есть концепция французского философа, ученого и богослова Пьера Тейяра де Шардени. Он считал, что в земной материи была замкнута некоторая масса элементарного сознания, психической энергии, поэтому сознание так же первоначально, как и материя. Поэтому не следует испытывать удивление, что оно пробилось в мир из тьмы подсознания. Никто, в том числе и наши предки, не заметили появления ума на земле, "человек вошел в мир бесшумно". Сознание возникшее "между двумя индивидами": на "точечном уровне" состоялась некая "мутация от нуля до всего". Поэтому конкретный механизм ума, сознания, на мысль Тейяра де Шардена, постигнуть невозможно.  
     Значительный шаг в понимании природы сознания осуществляет материализм XVII-XVIII вв. Он отбрасывает идеалистические и дуалистические представления о сознании, рассматривает его, как познавательный образ, как отображение мира в мозгу человека, как функцию особым способом организованной материи. Материалисты всегда искали общность, единство между явлениями сознания и объективным видением. Они старались духовно вывести из материального как первоначального, определяющего относительно сознания. Вместе с тем материализм прошлых столетий так и не смог раскрыть общественную природу и активный характер сознания. Вследствие этого сознание не было осмысленно как результат и идеальный компонент чувственно-предметной деятельности человека, как отображение внешнего мира, который возникает не в результате пассивного созерцания, а как следствие активного превращения мира в процессе общественно-трудовой деятельности.  
      Мировая философская мысль XX века особое внимание уделяла роли субъективных факторов в существовании и функционировании сознания. Вообще вопрос сознания становится предметом постоянной сосредоточенности и поиска зарубежной философии этих пор. Большинство представителей разных философских школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях в противоположность предыдущий "метафизике" речь будет идти о развитии "особой онтологии человеческого сознания и субъективности". Поскольку под субъективностью понимали специфическую реальность, отличную от всего мира, и ее анализ требовал особой теоретико-методалогической базы и принципов, которые не могли сводиться к разработанному инструментарию прошлой философии. 

     За последние 15-20 лет философия сознания в англоязычных странах заметно перестроилась. Она взяла курс на сближение с природоведением, на разработку "научной метафизики", приобрела эмпирический характер натуралистического вида. Сегодня исследование философов сосредоточились на соотношении "духа" и "тела", физических и психических залогов и т.п. Много внимания отводится вопросом, которые возникают на границе философии и языка, когнитивного психологии и компьютерного моделирования сознания.  
Многоуровневый характер сознания предопределяет разные подходы к ней. Она изучается и описывается разными науками: эволюционной теорией, медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, а также определенной мерой художественной литературой, искусством и др.  
Антропосоциогенетика утверждает, что проблему происхождения сознания нужно рассматривать в единстве с проблемой возникновения человека и общества.  
Осмысливая важнейшие достижения современных наук, философия углубляет теорию сознания, предоставляя адекватного характера воспроизведению процесса становления, возникновение и развития сознания. 

     В словах русского языка много удивительных подсказок, направляющих нас в самую суть явления. Одно из таких слов-подсказок — со-знание. Знание, то есть информацию о чем-либо, мы получаем только в ходе взаимодействия, а любое взаимодействие, как мы уже знаем, это прежде всего обмен информацией. При этом в любом взаимодействии присутствуют как минимум два участника. Получается, что любое знание мы получаем коллективно! Разве можно что-то узнать о себе или мире, ни с кем не взаимодействуя? Или не разделившись ради такого взаимодействия на части? Таким образом, сознание — это просто основа существования мира, а фундаментальная природа сознания и физика сознания состоит в обмене информацией, происходящим между участниками любого взаимодействия.

  На человеческом уровне проявленного сознания появляется возможность фантазии и самоосознания, которое возникает за счет наличия абстрактного мышления, позволяющего управлять характером взаимодействия с окружающим миром и тем самым создавать образ себя. Это дает осознание работы чувственной сферы, систем восприятия и управление потоками энергий внутри физического тела. Потенциально человек абсолютно свободен.

  Однако  у большинства людей доминирует уровень сознания низшего манаса, то есть осознание мира через конкретные представления, символы и образы. Если угодно, оперирующий подобными представлениями ум — это прослойка между восприятием (побуждением) и действием, отбирающая к исполнению только часть из побуждений. С одной стороны, ум отражает и позволяет осознать побуждение, с другой — приводит к разделению мира на наблюдателя и изолированные наблюдаемые объекты. В результате ум приписывает себе свойства субъекта, то есть того, кто имеет переживание, а мир вокруг предстаёт в виде образов изолированных друг от друга объектов. Ум никогда не видит то, что есть. Для него существует лишь то, что произошло, и фантазии по поводу того, что будет. Так как человек ума захвачен своими чувствами, мыслями и ощущениями, более высокие уровни реальности остаются для него невидимыми.

  Человек появился как свободная мысль. Он генерирует мысли, которые не обязательно  становятся действием. Действие или  переживание совершаются только тогда, когда происходит его отождествление с мыслью: «Я думаю, я чувствую», хотя на самом деле просто что-то происходит. Это отождествление возникает не просто так, а в силу привязок ума к себе и своему содержанию. Это не позволяет человеку взглянуть на содержимое своего ума извне, в результате человек не оперирует мыслями, а становится ими.

  В результате жизнь человека определяется набором шаблонов, распределяющих энергию  и внимание вне его осознанной воли. Он не чувствует тело — он обнаруживает симптомы. Не он имеет картину мира и идеологию — картина мира и идеология имеют его. И они  направляют силу человека не на его  жизнь и развитие, а на сохранение самих себя.

  Мир в восприятии ума оказывается  полностью декогерированным, в нем  уже нет запутанности и нелокальной  квантовой информации. Ум имеет дело только с человеческим, преходящим, разделенным, понятийным, искусственным, он связывает человека с тенями природы и Истины. Платон совершенно справедливо сравнивал воспринимаемое человеком с тенями на стенах пещеры, которые обычный человек видит как единственную реальность. И себя живущий в уме человек воспринимает как реальность, хотя он — лишь отражение реальности в уме. А ничто, отображающее реальность, реальностью являться не может.

  Человек видит мир как смесь и в  результате теряет как глубинный  контакт с миром, так и прямое знание о происходящем. Теперь он получает знание не из переживания Истины, а  путем анализа увиденного и его  сопоставления с имеющимся в  памяти опытом. Того, чего нет в представлениях ума, для человека не существует.

  Только человек потерял контакт с реальностью, и причина этого в том, что его самоосознание пробуждается в нижнем манасе, раскалывающем мир на части, а не в свидетельствующем сознании. Для «рождения» в уме человеку ничего не надо делать: он рождается силами природы и формируется обществом. Однако двинуться дальше, направить внимание в глубь себя и обнаружить себя как Истину может только сам человек.

  Такая ситуация объясняется тем, что в  уме отражаются не только процессы и события, которые происходят в  нашем теле и в окружающем мире. Ум заполнен мыслями, фантазиями, абстрактными концепциями о себе и мироустройстве, интерпретациями, верованиями, оценками и т. д. Они и принимаются за реальность.

  Современный человек, идя по пути техногенной  цивилизации, вслед за Ф. Бэконом  и другими философами Нового Времени, считает знание силой. Именно в то время научное знание и господство над природой были признаны высшими целями всех проявлений человеческого разума. Действительно, поскольку человеческий рассудок имеет дело исключительно с декогерированным миром, ему для выживания нужны максимально точные представления и знания о нем. Здесь и становятся необходимыми научный, объективный подход и полученные опытным путем надежные и воспроизводимые результаты. Добытые наукой знания человек считает Истиной или, по крайней мере, приближением к ней. Это совершенно неверно. Из ума Истины не увидеть!

  Та  истина, которой владеет ум человека, является простой информированностью. Истина не является домом, в котором  человек живет. Так было далеко не всегда. Еще в древнегреческой философии существовало понятие «алетейя», то есть истина в своей открытости, своей непосредственной доступности. Сейчас это прямое ощущение Истины полностью утеряно, человек может лишь судить и рассуждать о ней, не находясь в ней.

  Тем не менее, ум — очень высокий уровень  Сознания в сравнении с любым  из предыдущих. И именно в уме пробуждается самоосознание человека. Именно посредством работы ума достигается различение состояний низшего манаса.

  В силу отождествления себя с умом, имеющим  дело только с внешними объектами, то есть полностью декогерированным миром, для представителей вида Homo Sapiens течет время, и в их восприятии мира доминирует причинно-следственная связь. Однако человек потенциально может находиться на всех уровнях Сознания, в том числе и на таком, где нет ни времени, ни пространства, ни причинно-следственных связей.

  Раскрыть  лежащий вне пределов ума потенциал  осознанности человеку помогает то, что  у него в земной жизни есть тело, напрямую связывающее его с природой и Богом через ощущения, и инстинкты. Речь идет не об ощущениях. Подобное восприятие возникает как образ тела в уме. Речь идет об интуиции и постоянно присутствующих смутных ощущениях. Обычно мы их не замечаем. Умом этот слой восприятия никак не освоить — ум может лишь почувствовать что-то такое, что к нему не относится.

  Шаг к себе истинному в настоящее  время возможен только через перенос  акцента с интеллектуального  восприятия на ощущения и природные  инстинкты, на внимание к жизни тела и раскрытие своей телесности. 

Информация о работе Природа сознания