Природа и человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество - особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3
1. Природа как проявление бытия…………………………………..6
2. Проблема отношения человека и природы в философии………...10
3. Исторические формы отношения человека к природе.…………22
Заключение….………………………………………………………….28
Список использованных источников………………..………………31

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 58.58 Кб (Скачать)

     Общий фундамент такой теорий заложен  классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов, естествоиспытателей.

     Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества:

     1. Древнейший этап - характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища).

     2. Допромышленный этап - экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).

     3. Промышленный этап - век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука.

     4. Этап начала техногенной цивилизации.

     Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных  планетных стихий (ветра, воды, природного теплового баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять запасы природы.

     В ХХ столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в  науке особенно актуальным.

     Антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера - последний термин делает упор на активную роль сознания и науки в целесообразно направляемом процессе взаимодействия природы и общества. Термин введен французским философом-идеалистом Э. Леруа и формально заимствован русским ученым В. И. Вернадским.

     Вернадский  понятие ноосферы насытил естественнонаучным содержанием.

     Под понятием ноосфера подразумевают особым образом организованную сознательной деятельностью человека сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход природных процессов.

     Структура ноосферы сложна. В производственно-экономическом  плане могут быть выделены следующие  структурные элементы:

     1) люди.

     2) орудия труда, техника в широком  смысле слова.

     З) объект воздействия людей — природа (живая и неживая и организмы людей).

     В территориально-географическом плане  в ноосфере могут быть выделены следующие структурные элементы:

     1) экономические.

     2) оздоровительные.

     З) научные.

     Независимо  от критерия подхода к структуре  ноосферы главный элемент человек, взаимодействующий с многообразной  и дифференцированной природной средой, которую человек изменяет. Несмотря на то, что ноосфера получает первоначальное развитие в географической среде, она не ограничена рамками нашей планеты, а простирается и на космос.

     Необходимо  помнить, что ноосфера в целом  - особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы.

     Подведем  некоторый итог сказанному. Обзор  и обобщение данных об эволюции взаимодействия природы и общества от становления  человека и до наших дней позволяет отчетливо сформулировать два главных закона:

     1.  неуклонное возрастание мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду в ходе развития общества.

     2.  вытекающий из первого - закон расширения ноосферы.

     О взаимодействии биосферы и ноосферы необходимо сказать, что живое вещество – высший организующий элемент биосферы; общество – в ноосфере.9 

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Сегодня мы пока еще далеки от возможности  выносить категоричные суждения о путях создания оптимальных взаимоотношений человека с природой. Научная философия, обозначив методологические направления в решении этого вопроса, исходит из необходимости всестороннего познания всех факторов природного бытия и социального развития. Ее собственные методы в данной связи ограничены ее предметом.

     Конкретный  анализ природных процессов, становления  человека должен осуществляться всеми  естественными и общественными  науками. Их же результаты определяются соответствующими возможностями и  зависят как от методологической оснащенности, экспериментального и теоретического уровня исследований, наличия специалистов, материального обеспечения, так и от социального заказа, который стимулирует темпы научного поиска.

     Следует принять во внимание и объективные  трудности научного познания: не всегда результат, ожидаемый в практической сфере, может быть быстро получен  в науке. Вот почему приходится ограничиваться промежуточными неполными данными, предлагаемыми специалистами, исследующими связи человека и природы. Вот  почему во все предшествующие времена и в наши дни столь важную роль играет философский анализ этих вопросов.

     В концепциях прошлого обнаруживаются слабости и изъяны философии, представители которой, исходя из постоянства и неизменности человеческой природы, закрыли для себя возможность понять ее собственную историю, ибо истинное понимание предполагает признание изменчивости, а не постоянства человеческой природы. Для философии и поныне характерны две крайние концепции взаимоотношения человека и природы: с одной стороны, идея случайности человека в мире и, с другой - трактовка человека как цели развития природы.

     Природное существо - человек формировался по законам природы, многообразие которой предопределяет чувственную жизнь человека. Природа существует не только вне человека, но и в самом человеке: через него она ощущает, познает самое себя.

     Исторически развивающееся единство человека и  природы выражается в итоге в материальном производстве. И в этой сфере следует искать прежде всего ответ на те трудности, которые испытывает общество в своих взаимоотношениях с природой. Здесь желательно избежать двух крайностей: с одной стороны, возложить всю ответственность на человека, ограниченного в своих возможностях отрегулировать отношения с природой оптимальным образом; и, с другой, - предъявлять к природе необоснованные претензии и упреки в невозможности получить от нее все необходимое человечеству.

     Действительно, попытки поставить человека в  центр мироздания и тем самым  антропологический фактор возвести в примат исследования не новы.

     Но  при этом важно проблему взаимоотношения  человека и природы рассматривать  как естественную, то есть историческую. Следует во всей полноте учитывать  комплексный характер этой проблемы, который для ее решения требует  привлечения многих наук - естественных и общественных. Лишь комплексный, междисциплинарный научный подход к ней обеспечит эффективность исследований в этой области. Перед человечеством стоит множество жизненно важных вопросов: от необходимости избежать экологических последствий, возникающих вследствие несовершенства технологий, истребления ресурсов, до современного состояния биосферы, решения глобальных проблем. В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение  к природе. Относясь таким образом к природе, человек относится ответственно к себе, к будущим поколениям. 

     Человек существует не сам по себе, а благодаря  природе, и должен обеспечить такую  организацию общественной жизни, при  которой возможно гармоничное развитие общества и природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

       Ермакова Е.Е. Философия: Учебник  для технических вузов. – М.: высшая школа; Издательский центр  «Академия», 2004.

       Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов  В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003.

       Радугин А.А. Философия: Курс  лекций. – М.: Центр, 2004.

       Социальная философия: Учебное  пособие для вузов / Под ред.  профессора В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТ, 2003.

       Философия: Учебник / Под ред.  В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П.  Филатова. – М.: Русское слово, 2004.

       Философия: Курс лекций: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений / Под общей  ред. В.Л. Калашникова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

       Философия: Учебник / Под ред.  профессора В.Н. Лавриненко. –  М.: Юристъ, 2005. 
 

Информация о работе Природа и человек