Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:03, реферат
Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество - особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.
Введение……………………………………………………………..…3
1. Природа как проявление бытия…………………………………..6
2. Проблема отношения человека и природы в философии………...10
3. Исторические формы отношения человека к природе.…………22
Заключение….………………………………………………………….28
Список использованных источников………………..………………31
Общий фундамент такой теорий заложен классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов, естествоиспытателей.
Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества:
1. Древнейший этап - характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища).
2. Допромышленный этап - экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).
3. Промышленный этап - век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука.
4.
Этап начала техногенной
Природные
ресурсы не являются неисчерпаемыми.
Техническая мощь человечества становится
сравнимой с мощностью
В ХХ столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.
Антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера - последний термин делает упор на активную роль сознания и науки в целесообразно направляемом процессе взаимодействия природы и общества. Термин введен французским философом-идеалистом Э. Леруа и формально заимствован русским ученым В. И. Вернадским.
Вернадский понятие ноосферы насытил естественнонаучным содержанием.
Под понятием ноосфера подразумевают особым образом организованную сознательной деятельностью человека сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход природных процессов.
Структура
ноосферы сложна. В производственно-
1) люди.
2)
орудия труда, техника в
З) объект воздействия людей — природа (живая и неживая и организмы людей).
В территориально-географическом плане в ноосфере могут быть выделены следующие структурные элементы:
1) экономические.
2) оздоровительные.
З) научные.
Независимо
от критерия подхода к структуре
ноосферы главный элемент человек,
взаимодействующий с
Необходимо помнить, что ноосфера в целом - особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы.
Подведем некоторый итог сказанному. Обзор и обобщение данных об эволюции взаимодействия природы и общества от становления человека и до наших дней позволяет отчетливо сформулировать два главных закона:
1. неуклонное возрастание мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду в ходе развития общества.
2. вытекающий из первого - закон расширения ноосферы.
О
взаимодействии биосферы и ноосферы
необходимо сказать, что живое вещество
– высший организующий элемент биосферы;
общество – в ноосфере.9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мы пока еще далеки от возможности выносить категоричные суждения о путях создания оптимальных взаимоотношений человека с природой. Научная философия, обозначив методологические направления в решении этого вопроса, исходит из необходимости всестороннего познания всех факторов природного бытия и социального развития. Ее собственные методы в данной связи ограничены ее предметом.
Конкретный анализ природных процессов, становления человека должен осуществляться всеми естественными и общественными науками. Их же результаты определяются соответствующими возможностями и зависят как от методологической оснащенности, экспериментального и теоретического уровня исследований, наличия специалистов, материального обеспечения, так и от социального заказа, который стимулирует темпы научного поиска.
Следует принять во внимание и объективные трудности научного познания: не всегда результат, ожидаемый в практической сфере, может быть быстро получен в науке. Вот почему приходится ограничиваться промежуточными неполными данными, предлагаемыми специалистами, исследующими связи человека и природы. Вот почему во все предшествующие времена и в наши дни столь важную роль играет философский анализ этих вопросов.
В концепциях прошлого обнаруживаются слабости и изъяны философии, представители которой, исходя из постоянства и неизменности человеческой природы, закрыли для себя возможность понять ее собственную историю, ибо истинное понимание предполагает признание изменчивости, а не постоянства человеческой природы. Для философии и поныне характерны две крайние концепции взаимоотношения человека и природы: с одной стороны, идея случайности человека в мире и, с другой - трактовка человека как цели развития природы.
Природное существо - человек формировался по законам природы, многообразие которой предопределяет чувственную жизнь человека. Природа существует не только вне человека, но и в самом человеке: через него она ощущает, познает самое себя.
Исторически развивающееся единство человека и природы выражается в итоге в материальном производстве. И в этой сфере следует искать прежде всего ответ на те трудности, которые испытывает общество в своих взаимоотношениях с природой. Здесь желательно избежать двух крайностей: с одной стороны, возложить всю ответственность на человека, ограниченного в своих возможностях отрегулировать отношения с природой оптимальным образом; и, с другой, - предъявлять к природе необоснованные претензии и упреки в невозможности получить от нее все необходимое человечеству.
Действительно, попытки поставить человека в центр мироздания и тем самым антропологический фактор возвести в примат исследования не новы.
Но
при этом важно проблему взаимоотношения
человека и природы рассматривать
как естественную, то есть историческую.
Следует во всей полноте учитывать
комплексный характер этой проблемы,
который для ее решения требует
привлечения многих наук - естественных
и общественных. Лишь комплексный, междисциплинарный
научный подход к ней обеспечит эффективность
исследований в этой области. Перед человечеством
стоит множество жизненно важных вопросов:
от необходимости избежать экологических
последствий, возникающих вследствие
несовершенства технологий, истребления
ресурсов, до современного состояния биосферы,
решения глобальных проблем. В настоящее
время перед человечеством стоит очень
сложная задача - обеспечить совместную
эволюцию общества и природы, но для этого
необходимо нравственное, ответственное
отношение к природе. Относясь таким
образом к природе, человек относится
ответственно к себе, к будущим поколениям.
Человек
существует не сам по себе, а благодаря
природе, и должен обеспечить такую
организацию общественной жизни, при
которой возможно гармоничное развитие
общества и природы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ермакова Е.Е. Философия:
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 2004.
Социальная философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. профессора В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТ, 2003.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 2004.
Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общей ред. В.Л. Калашникова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Философия: Учебник / Под ред.
профессора В.Н. Лавриненко. –
М.: Юристъ, 2005.