Природа и человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество - особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3
1. Природа как проявление бытия…………………………………..6
2. Проблема отношения человека и природы в философии………...10
3. Исторические формы отношения человека к природе.…………22
Заключение….………………………………………………………….28
Список использованных источников………………..………………31

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 58.58 Кб (Скачать)

     Разумеется, природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние  на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо  большее влияние на них оказывает  практическая деятельность людей, направляемая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не менее роль природы во всех направлениях деятельности современного человечества весьма значительна и постоянно повышается.

     Повышается  и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее  столетие в связи с бурным развитием  науки и техники. В этом проявляется  усиление влияния человеческого  разума на разные области природы - от микромира до мегамира. Среда  обитания человечества в самом широком понимании становится средой активного воздействия человеческого разума - ноосферой (от греческого noos - ум, разум). Таким образом, биосфера как сфера живой природы, включающая в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

     Надо  сказать, что понятие ноосферы ввел в 20-е гг. нашего столетия французский  ученый Э.Леруа (1870-1954). У истоков  же концепции ноосферы - работы великого русского ученого В.И.Вернадского (1863-1945) и французского мыслителя П.Тейяра де Шардена (1881-1955). Они показали, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Человеческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает.

     В.И.Вернадский считал, что по мере того, как связь  общества с природой становится более глубокой и органичной, человеческая история все больше совпадает с историей природы, и наоборот, история природы все больше совпадает с историей человечества, испытывает на себе возрастающее воздействие последней. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы, чем войны или социальные и межнациональные конфликты.

     Концепция ноосферы характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель - определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между обществом и природой.

     На  основе использования энергии и  вещества природы, практического применения ее законов создан мир современной цивилизации, ставший важнейшей частью ноосферы. Этот мир не без оснований называют «второй природой», ибо предметы цивилизации чаще всего представляют собой материал природы, подвергшийся воздействию человеческого труда. Б результате они приобретают свойства и формы, благодаря которым могут удовлетворять потребности людей. Современная цивилизация, будучи наиболее динамичным элементом ноосферы, расширяет и качественно совершенствует свое воздействие на природу. Это, однако, не означает, что результаты данного воздействия всегда положительные.

     Человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития, подчиняющего себе, в конечном счете, и саму природную историю.

     Что же является определяющим в отношении  человека и природы: то, в чем он сходен, един с природой, или то, чем  он принципиально отличается от нее?

     Решение этого вопроса предполагает  понимание  сущности человека, его места, роли, назначения в природе, мире.

     Поэтому исследование отношения человека к  природе с самого начала было связано с самопознанием человека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, в отличие от всех других природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а через других людей - через посредство общественных связей с другими людьми.

     Природа раскрывается людям в общественно  развитых способах их человеческой деятельности как «очеловеченная», носящая на себе печать самого человека. Человек  в известном смысле соотносится  в природе с самим собой.

     Природа выступает для человека в зависимости  от того, как человек выступает  по отношению к ней, т.е. каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которого человек  осваивает и «присваивает» природу. КАК человек увидит природу и ЧТО он в ней увидит, обусловлено и тем, сквозь какие «очки», т. е. с точки зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.

     Но  это значит, что вопрос об отношении  человека к природе вовсе не есть абстрактно-познавательный или же производственно-технический вопрос, а есть, прежде всего, социально-исторический вопрос, содержание которого выражает общественные условия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди в их конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человека к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывались новые перспективы общественного сознания.

     Не  случайно, что в античной философии  интерес к человеку с особой силой  выступил в эпоху начала кризиса  древнегреческого мира, когда нараставшие экономические противоречия разрушили привычные социальные пропорции, общепринятые нормы, оценки.

     Обостренный интерес к человеку возник вместе с поисками устойчивых оснований его гражданственности, нравственной и познавательной деятельности.

     Не  случайно, что позже интерес к  человеку вспыхнул с новой силой  в эпоху Возрождения - начало кризиса феодального общества. Европа просыпалась от «средневековой спячки». В это время европейское общество выступило против средневековой регламентации.

     Костры  Мигеля Сервета, Джордано Бруно, Лючилио  Ванини, осуждение Галилео Галилея наглядно показали, в какой мере научное исследование человека явилось актом остросоциального значения.

     И, наконец, не случайно, что проблема человека и природы, отношения общества и природы остро встали в современную эпоху.

     Современная социальная картина мира характеризуется  тем, что ярко обозначилась агония старого  мира. Противоречия исторического процесса никогда не достигали такого накала.

     В двух прошедших мировых войнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом неразумия, варварства, разрушения. В 1944г., в разгар войны, крупнейший русский ученый и гуманист Владимир Иванович Вернадский писал: «Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей. В геологической истории биосферы перед человекам открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд самоистребление».6 Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характер технического прогресса.

     Все сильнее слышатся голоса, полные тревоги  за судьбу человека, человеческого  общества.

     В середине XVIII века К. Линней в своей  «Системе природы ввел человека как особый вид homo sapiens - человек разумный. В том же веке американский физик и социолог Вениамин Франклин определил человека как «животное, делающее орудия».7

     В ХХ веке американский палеонтолог В. Грегори назвал человека «разрушителем  с большим мозгом».8

     Рассмотреть отношения человека и природы  - значит раскрыть специфическую позицию человека в природе, в мире. Философия должна показать, в чем специфичность человеческого отношения к природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит вопрос не только о месте человека в мире, но и о соответствии мира человеку, не только о природности человека, но и о человечности мира. Этот гуманистический горизонт философского исследования составляет его характерную черту. 

     2. Исторические формы отношения человека к природе 

     Античная  философия, средневековая  христианизированная  философия, философия Эпохи Возрождения.

     Античная  философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека и природы, космоса. Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового разума. С другой стороны, сам Космос рассматривался как некий живой и одушевленный, совершенный, упорядоченный организм. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое.

     Аристотель  наиболее основательно в древней  философии разработал проблему отношения  человека и природы. Он первый ввел слово «антропология». Он выдвинул идею «лестницы существ» - ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Отличие он видел в разуме человека.

     Древние греки принимали природу в  ее непосредственной полноте, в богатстве  и своеобразии живого бытия. В  этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой было: жить в соответствии с природой.

     Средневековая христианизированная философия  развивает концепцию ущербности природы как результат грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог.

     Возрождение, выступая против средневекового резкого  противопоставления Бога и природы, их сближает и довольно часто доходит до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Джордано Бруно Бог стал просто-напросто природой.

     Философия Нового времени.

     Декарт  был одним из родоначальников  науки и техники Нового времени. Основное назначение философии он видел в создании метода как орудия, обеспечивающего действительное познание. Начала всех вещей, по мысли Декарта, открываются в искусстве привального мышления, которое рассматривалось по аналогии с механическим производством.

     Природа перед наукой и техникой Нового времени  выступила главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Такое односторонне-утилитарное отношение к природе было связано с общим активно – практическим духом времени, отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа производства.

     Рассмотрение  природы с точки зрения ее доступности  для техники и производственного  использования определило и характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим сцеплением сил, где имеются лишь количественные изменения (движения, перемещения).

     Природа - с этой точки зрения - огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и такое толкование природы надолго переживает Новое время.

     То, что человек видит в природе, зависит от того, что он способен и хочет увидеть в ней.

     Мера, которую человек прилагает к  природе, выражает меру самого человека, меру его собственных исторических возможностей. В эту эпоху проблема единства человека и общества обретала новое звучание.

     Западная  философская мысль разрешала  ее по двум путям:

     1.  понимание человека как простой  части природы, растворение законов человеческого существования в общих природных законах.

     2.  выявление специфики человеческого  отношения к миру, идеалистически истолкованного.

     Первое  направление  связано с широким  фронтом естественнонаучного материализма и примыкающей к нему философии. Второе – с развитием идеалистической философии, особенно немецкого классического идеализма.

     Материализм, используя быстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущность человека не в противопоставлении природе, а в единстве с ней. В этой концепции человек рассматривается как один из маленьких звеньев в бесконечной цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношении природы и человека оказывалась природа.

     Именно в эпоху Нового времени человек почувствовал свою власть над природой. Этому послужили Великие географические открытия, развитие науки и техники. Началась бездумная эксплуатация природы.

     Понятие о ноосфере.

     Чрезвычайно важной в настоящее время является разработка общей теории взаимодействия природы и общества. Такая теория призвана вскрыть наиболее общие  и глубокие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и общества, позволила бы видеть и оценивать  не только ближайшие, но и более отдаленные перспективы этого процесса.

Информация о работе Природа и человек