Представления древних философов о животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:13, реферат

Описание работы

Вопросы взаимоотношений человека с животными – от прямой конкуренции в борьбе за существование до приручения и одомашнивания, от представления древнего человека о себе как о части мира животных до откровенного антропоцентризма – имеют давнюю историю.
На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ В ДРЕВНИХ РЕЛИГИЯХ КАК БАЗИС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

2. ДРЕВНЯЯ ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О ЖИВОТНЫХ

3. АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ ЖИВОТНЫХ
3.1. АНИМИЗМ: ПИФАГОР, АЛКМЕОН
3.2. ВИТАЛИЗМ: АРИСТОТЕЛЬ
3.3. МЕХАНИЦИЗМ: ДЕМОКРИТ
3.4. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ: КСЕНОФОНТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Реферат животные и философы.doc

— 109.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии личности и общей психологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ФИЛОСОФОВ О ЖИВОТНЫХ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

факультета управления и психологии

направления 030300 «Психология»

(бакалавриат) 1 курса

Безденежных Алина Игоревна

 

Проверил:

канд.психол. наук, преподаватель

Сапогова Ирина Александровна

 

 

 

Краснодар 2009

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.       КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ В ДРЕВНИХ РЕЛИГИЯХ КАК БАЗИС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

 

2.                         ДРЕВНЯЯ ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О ЖИВОТНЫХ

 

3.                         АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ ЖИВОТНЫХ

3.1. АНИМИЗМ: ПИФАГОР, АЛКМЕОН

3.2. ВИТАЛИЗМ: АРИСТОТЕЛЬ

3.3. МЕХАНИЦИЗМ: ДЕМОКРИТ

3.4. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ: КСЕНОФОНТ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы взаимоотношений человека с животными – от прямой конкуренции в борьбе за существование до приручения и одомашнивания, от представления древнего человека о себе как о части мира животных до откровенного антропоцентризма – имеют давнюю историю.

На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях. Понимание закономерностей поведения животных в ряде случаев имело существенное, а часто и решающее значение в борьбе человека за существование. Человек пытался постичь движущие силы поведения животных, задумывался над тем, существует ли у животных какое-то “духовное начало”, какова его природа.

Уже у древних народов, которые признавали несомненное превосходство сильных животных над человеком и даже наделяли своих богов их внешностью, встречаются мифы, повествующие о превосходстве и особом назначении человека. Несомненно, что все это связано с практиками приручения и одомашнивания диких животных, что дало мощный импульс развитию человеческого общества, но также интенсифицировало чувство превосходства человека над человеком и сделало “естественным” господство и принуждение. Во всяком случае не вызывает сомнений то, что различение человека и животного и обоснование превосходства человека, осуществляемое на космологическом, биологическом, моральном и др. уровнях, служило оправданием власти над природой и эксплуатации животных. Однако отношение человека к животным развивалось по-разному в разные эпохи в разных странах и, в целом, зависело от цивилизованности общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ В ДРЕВНИХ РЕЛИГИЯХ КАК БАЗИС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

 

Философия как теория познания мира и как совокупность взглядов на окружающий мир, запечатленная в письменном виде, возникла в рабовладельческом обществе. В условиях же первобытного строя ростки философских идей только начали появляться.

Понятие о принципиальном различии между человеком и животным, столь распространенное в цивилизованном мире, у первобытного человека сложиться не могло. Люди, которым крики зверей и птиц кажутся похожими на человеческую речь, а их поступки так же руководимыми мыслями, как и у человека, совершенно логично допускают существование души у зверей, птиц и пресмыкающихся наравне с людьми. Примитивная психология должна по необходимости признавать в животных те же характерные особенности, которые приписываются ею человеческой душе, а именно: жизнь и смерть, волю, суждение и способность видеть сны. Древние верили в переселение души и думали, что волк или медведь может в действительности оказаться их предком или некогда любимым другом, поскольку, по их мнению, животное имеет душу, и эта душа могла жить прежде в человеческом существе. В подобных представлениях лежат корни анимизма - первого философского учения, основанного на вере во всеобщую одухотворенность мира. Анимизм явился и исторически первым учением о душе.

Следы почитания животных в том или ином виде встречаются в религиях всех времен и народов. Универсальной была древнейшая форма почитания животных - тотемизм. Происхождение тотемизма связано, очевидно, с тем, что на ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных, для него звери, птицы, растения были такими же существами, как он сам. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промыслах. Убийство животного, независимо от его цели, будь то убийство с целью жертвоприношения или просто ради употребления в пищу сопровождалось обязательными обрядами. Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых "братьев наших меньших", а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания.

Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Многие древние божества являлись людям в образе животных или полуживотных, например, с головой, ногами или хвостом, принадлежащими льву, быку или орлу. Так, в древнеегипетском пантеоне Бог Пта представал в образе быка, бог Осирис - с головой ястреба, финикийская богиня Аштарт в облике коровы и т. д.

     Хорошо известны факты почитания священных животных, которых нельзя было уничтожать и обижать. Убийство священного животного в Древнем Египте каралось смертной казнью, а древнегреческий историк Геродот, живший в середине V в. до н.э. свидетельствовал, что смерть кошки у египтян оплакивалась горше, чем смерть сына. Кошек мумифицировали, а затем хоронили.

Почитание животных, оставившее свои следы и в поздних развитых религиях, некогда было распространено чрезвычайно широко. Роль животных в религиозных верованиях народов Земли была удивительно разнообразной. В облике животного нередко выступало само божество. Животное считалось спутником или помощником бога. У многих народов происхождение людей связывалось с млекопитающими, птицами, рыбами и даже насекомыми. Калифорнийские индейцы племени койотов верили, что их предками были койоты.

У большинства народов, перешедших к земледелию и скотоводству, с развитием классового общества пережитки тотемизма стерлись или исчезли, а следы былого почитания животных сохранились лишь в мифологии, искусстве и некоторых суевериях. Массовое использование животных в чисто утилитарных целях уже не требовало никаких обрядов, и, напротив, требовало поставить их на гораздо более низкий по сравнению с человеком уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДРЕВНЯЯ ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О ЖИВОТНЫХ

 

В Китае, считающимся одной из древнейших цивилизаций мира, господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств Шан-ди имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Так же, как и в других первобытных обществах древнекитайские мыслители считали, что в мире все существа – и люди, и животные, и растения- имеют душу и сами  находятся во власти духов. Однако об особом отношении к животным, философы не говорили ничего, поскольку в Китае преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности и управления.

Намного дальше в этом вопросе продвинулась философская мысль в Древней Индии. В древней индийской религии — браманизме — так же признавали священными некоторых животных. В основе культа лежала идея переселения душ. Душа человеческая после смерти может переселиться в обезьяну, свинью, ворона, черепаху или рыбу. Первоначально верили, что душа проходит весь ряд животных существ; впоследствии стали допускать, что душа, в соответствии со степенью ее моральной чистоты, чтобы подвергнуться очищению, должна пройти лишь через некоторые ступени животного существования. Боги также часто принимали образ животных и являлись то в виде быка, то лебедя, то черепахи, то рыбы. Особенно почитались в качестве священных животных обезьяны, главным образом, — хульман (Semnopithecus entellus). Такие обезьяны в большом количестве содержались при храмах, и их строго запрещалось убивать.

Ясно, что с учением о переселении душ должно было соединиться высокое представление о душе животных. Если возможно превращение души животного в душу человека и наоборот, то в существе своем обе души должны быть родственны. Отсюда можно было сделать и дальнейший вывод, что и вообще убивать животных дурно — чем обусловливался, в свою очередь, запрет мясоядения. Поэтому буддизм как религиозное учение не признавал жертвоприношений животных. В учении о переселении душ граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной.

Буддизм не считает мир сотворенным Богом. Смена жизней, согласно буддизму, существовала всегда. Буддизм исповедует веру в перевоплощение: каждое существо может родиться в виде животного, демона, человека, даже Бога. Отношение к другим живым существам занимает центральное место в учении Будды. Главный принцип его - не причинять вреда никому из них. Буддийский монах не имеет права намеренно отнимать жизнь даже у червяка или муравья. Известна история императора Ашоки, жившего в III в. до н.э., который перешел в буддизм. Он издал несколько законов, требующих доброго отношения к животным и включающих отказ от потребления мяса, прекращение охоты, открытие больниц для животных и кормление их на дорогах. До сих пор на скалах и столбах можно прочитать сделанные Ашокой надписи, содержащие запреты убивать животных.

Философия Будды оказала колоссальное влияние на мировоззрение многих поколений людей, живших в этой части земного шара. Принцип непричинения зла животным стал религиозной истиной для сотен миллионов людей. Философия ахимсы - непричинения зла никому - проникла, в конце концов, и в западные страны и в последнее столетие вызывает все больший интерес как философско-нравственное учение.

Древней религии иудеев одинаково чужды были как идея переселения душ, так и культ священных животных; однако эта религия все же не отказала животным в существовании души. Седалищем души считалась кровь. В 5-й книге Моисея мы находим следующее место: «Но помни, чтобы тебе не вкусить крови, ибо кровь есть душа, посему не должен ты душу есть с мясом, но должен кровь вылить на землю, как воду».

Так как в древнейшем иудействе еще отсутствовало учение о бессмертии души, то и не было оснований так решительно отделять человеческую душу от души животных, как это имело место позже, в церковном учении христианства. Интересно отметить еще следующее изречение иудейского философа позднейшей эпохи, автора книги, известной под именем «Притч Соломоновых»: «Ибо у человека своя судьба и у животного своя, и судьба обоих одинакова. Как умирает человек, так умирает и животное. Единый дух у всех у них, и ничем человек не выше животного» (Притчи Соломона, 3, 19 и 20).


 

 

 

 

 

 

 


 

   

 

 

3. АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ ЖИВОТНЫХ

 

Античная фи­лософия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до начала VI в. н.э. Представления античных философов возникли и развивались во время за­рождения и становления рабовладельческого общества.

Своим появлени­ем эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. В то время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объе­динялось в философии. По сути это был синоним зарождающей­ся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не раз­деленного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. В ней, как и в любой другой науке, в том числе и современной, было два прямо противо­положных направления: материализм (линия Демокрита) и иде­ализм (линия Платона).

У греков древнейшей поры нельзя заметить резкого разграничения души человека и души животного. В «Одиссее» Гомера говорится об убитой свинье, «ее дух отлетел от нее». Древнейшие греческие философы (ионийской, или милетской школы) — Фалеc, Анаксимен и Анаксимандр — учили, что все живущее возникло из воды; предками человека также были существа, обитавшие в воде. Это — своего рода примитивный эволюционизм, в котором опять мы не видим резкого разделения между душой человека и душой животного.

К ионийцам примыкает Гераклит. Он признавал огонь основой всего сущего. Душа, по природе своей, особенно родственна огню. Жизнь порождает теплоту. Смерть влечет охлаждение тела. Смерть есть, поэтому, как бы угасание огня. Чем огненнее душа, тем достоинства ее выше. Душа человека более огненна, нежели душа животного; но под влиянием опьянения душа человеческая становится более влажной, и тогда человек уподобляется животному.

Древние философы-идеалисты исходили из представления о некоем изначальном «мире идей», «мировом разуме», аналогичном понятию Бога в более поздних церковных учениях. Порождением этого универсального «разума» является душа человека и животных, которая, по Сократу, соединившись с телом, подвергается влиянию чувствительности и направляется в своих действиях влечениями и страстями. Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями. Отсюда был уже только шаг до представления об инстинктах.

Позднее в трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных, обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.

Так Эпикур и его последователь Лукреций отстаивали материальность движущих сил поведения животных, по их мнению, целесообразные действия животных являются результатом своего рода естественного отбора, выживают лишь те животные, которые обладают полезными для них свойствами. Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями и близко подошел к представлению об инстинктах.

 

В античной Греции философия не была единой и представлялась четырьмя философскими направлениями: анимизмом, витализмом, механицизмом и антропоцентризмом.

 

3.1. АНИМИЗМ: ПИФАГОР, АЛКМЕОН

 

Анимизм, развиваясь из учения о душах в более широкое учение о духах, становится философией естественной религии. Центральной фигурой среди анимистов был Пифагор, известный нашим современникам как математик, который утверждал, что животные и люди имеют души одного порядка. Эти души бессмертны, говорил он, состоят из огня и воздуха и переходят от человека к животному или человеку в последовательных перевоплощениях. Учение Пифагора основывалось на принципах гуманности и самоограничения, справедливости и умеренности. Он рассматривал доброе отношение к животным как основу нравственного поведения человека, считая этическое вегетарианство необходимым условием жизни и справедливого отношения к животным. По словам современников, он покупал на рынке живых рыб и птиц, чтобы отпустить этих животных на волю.

Информация о работе Представления древних философов о животных