Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа
В данной курсовой работе мной будут рассмотрены точки зрения древних философов о существующих в то время моделях реальности. Также в данной работе будут представлены все три современных модели реальности, существующие сейчас, будет раскрыт их смысл и содержание
Введение 3
I. Модели и типы реальности в представлении древних философов 4
II. Рациональная модель реальности и освоение реальности 7
2.1 Рациональная модель реальности 7
2.2. Рациональное освоение реальности 9
II. Модели реальности и проблемы понятия и разграничения реальности 11
3.1 Модели реальности 11
3.2 Проблема понятия и разграничения реальности 13
Заключение 17
Список используемой литературы 20
II.
Модели реальности и
проблемы понятия и
разграничения реальности
В данной главе мы рассмотрим классификацию
рациональных моделей реальности(консервативную,
диссипативную и антропную модели реальности)
и проблемы понятия и разграничения реальности.
3.1 Модели реальности
Вслед за физиками, разделившим физические представления о реальности на два типа систем: консервативные и диссипативные, выделяют два подхода в описании реальности, сложившиеся к настоящему времени в науке, на две ее модели, консервативную и диссипативную, отличающиеся друг от друга логическим фундаментом - набором фундаментальных принципов. Ниже рассмотрим эти модели реальности
3.2 Проблема понятия и разграничения реальности
Современная культура, наука, философия «открывают» для себя множество реальностей. Многообразие форм культуры и человеческого творчества всегда было самоочевидным фактом. Однако именно во второй половине XX в. их множественность стала рассматриваться в контексте проблемы реальности. Предметом рефлексии все чаще становятся маргинальные для философской классики «измерения» реальности — субъективная реальность, виртуальная реальность, реальность повседневности. «Сегодня ясно, — пишет В.А. Лекторский, — что существует вовсе не одна, а много разных реальностей. Это не только та реальность, с которой имеет дело наука, но и реальность повседневной жизни, обыденного знания. <...> Есть субъективная реальность. <...> Есть реальность идеальных объектов культуры: научных и философских теорий, произведений искусства... межиндивидуальных отношений, коммуникаций (с нею иногда связывают мир интерсубъективности). Наверное, можно говорить сегодня о появлении виртуальной реальности как особого типа межчеловеческой коммуникации...» [1] Эпоха очередной «информационной революции» (перефразируя У. Эко, переход «от Гутенберга к Интернету») и в самом деле заставляет задуматься над тем, существуют ли по-прежнему сколько-нибудь четкие границы между реальным и виртуальным мирами. «Игры разума» в «век неразумия» перестают быть лишь невинной забавой интеллектуалов, заставляя поверить в реальность ирреального, сюрреального и гиперреального. Экзотическая еще в недавнем прошлом позиция, согласно которой различные типы реальности никак не коррелируют друг с другом, а научный принцип в его классическом понимании в отношении к реальности уступает место «иным типам отношения к действительности (игровому, мистическому и др.)» [2], сегодня уже не кажется ни революционной, ни парадоксальной. Но, с другой стороны, в современной культуре столь же отчетливо слышны мотивы тоски по «утраченной реальности», целостности и простоте описания мира, гармоничного и совершенного в своем единстве, «ностальгии по настоящему». Человек, живущий в современном мире, стремительно мимикрирующем, ежеминутно утрачивающем и воссоздающем новые границы и приобретающем новые очертания, все еще жаждет четких и определенных критериев подлинности. Тотальная смысловая деиерархизация реальности приводит к размыванию как «вертикальной» градации мира на «высшую» реальность сверхценного/должного и «низшую» реальность наличного/повседневного, так и «горизонтальной» определенности, внутренней согласованности и упорядоченности внутри слоев и срезов реальности и/или реальностей.
Сегодня становится понятным, что возврат к утраченному единству «новой реальности», согласованию критериев существования, смысловой определенности и упорядоченности если и возможен, то на тех новых основаниях, контуры которых уже были очерчены в целом ряде философских учений второй половины XIX—XX в. и заявивших о себе в сфере гуманитарных наук во второй половине XX в. Вызов эпохи требует существенного пересмотра представлений не только о самой реальности, но и о способах, формах и методах ее культурно-познавательной репрезентации в рамках как философского, так и научного дискурса. Здесь хотелось бы сделать небольшую ремарку. В данном случае мы принимаем «расширительное» толкование научного дискурса (в сравнении с тем узким пониманием научности, которое все еще является господствующим в отечественной философско-методологической литературе) как органическим образом включающего в себя гуманитарные науки. Причем, как мы попытаемся показать, анализ проблемы реальности позволяет проследить динамику взаимодействия, взаимовлияния и миграции философских и научных идей.
Для философской классики вопросы реальности, существования внешнего мира, объективности были вопросами первостепенной важности. Первым шагом в изменении представлений о реальности стала лейбницевская концепция возможных миров, получившая свое развитие лишь в философии XX в. У Лейбница реальность является результатом божественного выбора, в котором один из возможных миров становится действительным. Идея потенциальной возможности множественности реальности стала по-настоящему революционной, поскольку представления о единстве и единственности подлинной реальности существовали в европейской классике со времен античности. Если в средневековой, возрожденческой и нововременной философии Бог был гарантом единства и подлинности бытия, то у Лейбница за данной реальностью «просвечивается» возможная реальность несовершенных, не избранных Богом миров. Таким образом, возможные миры получают онтологический статус, имманентно предполагая возможную интерпретацию множественности самой реальности.
Следующим поворотным моментом в изменении философских представлений о реальности становится учение И. Канта. Как отмечал М. Хайдеггер, в философии Канта «подразумевается, что бытие, а значит, и виды бытия — возможность, действительность, необходимость — говорят не о том, что есть предмет, объект, но лишь о том, как предмет относится к субъекту» [3]. Проблема выявления и описания механизмов конституирования реальности в познавательных актах получает свое развитие в неокантианстве. При этом изначальный кантовский посыл приобретает более отчетливое и «резкое» выражение. Представители неокантианства упрекают Канта в том, что «он отдал дань докритическому реализму и психологизму, и как раз это подлежит ревизии. Напротив, согласно неокантианской экспликации, мышлению не предшествует никакая независимая данность. Данное — больше не определение мышления, а наоборот, мышление определяет нечто как данность. Тем самым мышление со своими законами предшествует в трансцендентально-логическом смысле и субъекту с его сознанием. Познавание следует эксплицировать без моментов фактической субъективности, теория познания может обойтись без теории субъекта» [4]. В философии символических форм Э. Кассирера выдвигается целый ряд интереснейших идей, существенно повлиявших на осмысление проблемы реальности в философском дискурсе XX в. Во-первых, отмечая недостаточность кантовской эпистемологии в связи с ее преимущественной ориентацией на сферу «наук о природе», Кассирер предлагает дополнить ее философскими размышлениями о статусе, специфике и методологии «наук о духе». Во-вторых, рассмотрение науки в общекультурном контексте, согласно Кассиреру, предполагает включение эпистемологии в философию культуры. Стоит отметить, что идеи Кассирера переживают второе рождение в современной философии и гуманитарных науках, а его посыл не только не утратил своего значения, но и, как нам представляется, до сих пор не получил своей адекватной реализации.
Таким образом, проблема реальности в неокантианстве приобретает прежде всего эпистемологическое звучание, предполагающее переакцентировку исследования в сферу мышления и познавательной деятельности человека. Единство реальности обеспечивается трансцендентальным единством форм мышления, которые и определяют ее упорядоченность и структурированность.
Современная
философия и гуманитарные науки, двигаясь
в определенном смысле «параллельными
курсами», пришли не только к проблеме
«сложносочиненности» реальности, но
и к необходимости решения проблемы критериев
соответствия/несоответствия дискурсивных
описаний различных типов реальности,
а также их возможного согласования. Граница
сотворенное/познаваемое/
Заключение
Для
современной философии проблема поиска
приводит к пересмотру границ допустимого.
Философия поворачивается лицом к проблеме
возможного в рамках собственного дискурсивного
пространства. «Онтологическая скромность»
(по меткому выражению Х.Й. Зандкюлера),
связанная с изменениями классических
представлений о реальности, сегодня
в очередной раз инициирует дискуссии
о роли и задачах самой философии. Еще
В. Дильтей, разрешая извечную загадку
множественности философских учений,
скрытых механизмов процесса поисков
самоидентификации философского знания,
вне которого нет и не может быть самой
философии, писал о том, что «метафизика
<...> неустанно переходит от возможности
к возможности (курсив мой. — Е.И.). Ни одна
форма ее не удовлетворяет, всякую форму
она превращает в новую. Тайное внутреннее
противоречие, скрывающееся в самом
ее существе, проявляется в каждом
из ее образований и заставляет ее отказаться
от данной формы и искать новую» [5]. Для
Дильтея этот переход от «возможности
к возможности» был связан
прежде всего с многообразием
форм, в которых предстает сама
жизнь, являющаяся предметом философских
спекуляций. Невозможность «схватывания»
жизненной целостности во всем богатстве
ее проявлений является и причиной вечного
движения философской мысли, и движущей
силой философского поиска. Поэтому каждое
учение есть одно из возможных
в качестве отражения
одной из граней многообразной
целостной жизненной реальности. Современная
философия несколько иначе видит свою
культурно-историческую миссию. В дискуссиях
о качественно новом статусе философии,
более полно соответствующем современной
культурной ситуации, она понимается уже
как «генератор» возможных миров. Так,
М. Эпштейн полагает, что «философии вовсе
не обязательно связывать себя с миром
сущего и должного, с действительностью
и необходимостью. Ее удел — это третья
модальность, мир возможного. <...> Философия
до сих пор старалась объяснить или изменить
мир, тогда как собственное ее дело — умножать
возможные миры. Этим она отличается от
науки, политики, религии: отталкиваясь
от сущего и должного, она указывает в
сторону возможного» [6]. За такой трактовкой
специфики философского творчества просматривается
новая трактовка проблемы реальности
— не Реальность Как Она
Есть и/или Реальность
Как Она Должна Быть,
а Реальность Как Она Возможна. Иначе говоря,
на смену центрированному и тотализирующему
дискурсу о Реальности Как Она Есть/Должна
Быть приходит неограниченный мимикрирующий
дискурс равноправных
Возможных/Виртуальных Реальностей.
Своеобразный «волюнтаристский креационизм»
в понимании реальности становится, очевидно,
коррелятом эпистемологического релятивизма.
Однако и при такой постановке вопроса
философии все равно не уйти от проблем
границ и критериев, поскольку вряд ли
все сотворенные миры «философии возможного»
возможны. В таком случае цели и задачи
исследования от анализа возможного смещаются
в направлении выявления того, что является
принципиально невозможным в философском
дискурсе о реальности. «Окольный» путь
философского подхода к этой проблеме,
по-видимому, означает прежде всего выработку
критериев отсечения концептуально невозможных,
внутренне противоречивых, «рассогласованных»
альтернатив.
Список используемой
литературы
1. Грязнова Е.В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятия // Философские науки, 2005 г. №2, стр. 125,
2. Ищенко Е. Н. Проблема реальности в философском и гуманитарном дискурсе // Вестник МГУ: научный журнал. Серия 7. Философия. – М: Изд. МГУ 1946, 2005 г., №2,
3. Николай Кузанский. Сочинение в двух томах. М., 1980. Т.2.
4. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, N 10, с. 152-164.
5. Филько В.И. Типология реальностей //Философские науки, 2005 г., №7, стр. 118.
6. Фома Аквинский. Сумма теологий // Онтология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2.
7. Жереб В.П. Концепции
современного естествознания. Курс лекций.//CибГАУ
Красноярск.2007.-41с
Информация о работе Представления древних философов и современные модели реальности