Предпосылки возникновения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к различным течениям и школам. По меньшей мере, три обстоятельства обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии. Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало радикальное изменение в истории мысли, настоящую духовную революцию, первые философские учения не так-то легко отличить от нефилософских мировоззренческих образований – мифологических, религиозных, а также от художественных и первоначально-научных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………………………..3
Предпосылки возникновения философии………………………………..5
Проблема возникновения философии…………………………………...10
Возникновение философии……………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20

Работа содержит 1 файл

К.р. по философии.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

     В проблеме становления философии нельзя упустить и такой важный момент, как социально-исторический контекст. Философия — хрупкое создание, исключительно требовательное к внешним условиям. Причем требуются не «тепличные», а именно особые условия: наличие определенной интеллектуальной традиции, стимулы к ее развитию, определенная социальная модель, оставляющая избранным место для созерцательного досуга и т. д. В этом отношении рождению философии наиболее благоприятствовали условия, сложившиеся в евразийском географическом поясе от Греции до Китая в первую половину первого тысячелетия до нашей эры (К.Ясперс). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 

     Философия является рациональной попыткой объяснения глубинных оснований мира, природы  и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидеть мир как нечто единое и понять себя. Развиваясь, философия выражает себя в наиболее общих понятиях, теориях, в особой предметной области, специфических проблемах. При этом важно найти механизмы и закономерности, которым она подчиняется. По всей видимости, ее саморазвитие после формирования понятийного аппарата определялось социальными условиями, уровнем знания в целом, моралью, религией, мифопоэтическими представлениями, началами научного знания и, наконец, нормами представления человека о его месте в мире и истории.

  История философии как наука должна быть максимально объективна. Как совокупность системно рационализированных концепций рассмотрения и разрешения наиболее актуальных проблем человечества, она обеспечивает преемственность эпох и поколений. В ней необходимо проследить процесс развития мировой философии во всех ее многозначных формах и направлениях, в локально-национальных и региональных особенностях и в тесной связи с историческим процессом человеческой жизни в целом.

      Сама  философская теория (идея, система) значима и понятна в первую очередь в своем историческом контексте, через характер эпохи  и региональный тип культуры. При  ее разработке не стоит выстраивать  философские идеи различных эпох и культур в некую иерархическую систему, в которой закреплены значение и место каждой из них на той или иной шкале ценностей. Мировая философия развивается повсюду и в силу всеобщности  условий человеческого бытия вырабатывает универсальные духовные структуры, которые и объединяют неоднозначные исторические и философские типы в единый мировой процесс развития философии. Это происходит потому, что каждый из них  вносит нечто свое в разнородную динамическую философию человечества, пытается дать определенную стратегию решения смысложизненных и иных проблем человечества в целом, учитывая уникальность входящих в него культур. При этом в истории философии есть как борьба направлений и систем, так и стремление к синтезу, что следует учитывать при изучении развития философской мысли.

      Возникновение философии датируется VII-VI вв. до н.э. Она возникает почти одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции – были сходными духовные процессы. Первоначальным мировоззренческим стержнем философии был вопрос об отношении природы и человека. «Космос» выступает и основным предметом содержания концептуально-системного формирования мысли. В древнегреческой философии «космос» означает мировой порядок, мировое целое, которое прекрасно в силу царящей в нем гармонии. Именно на его основе в культурах Древнего Китая, Индии и Греции выстраиваются исходные культурологические принципы (архетипы), превращающие «космос» в «образ», порождающий мировоззрение. Этот «образ» оплодотворяет все первичные теоретические построения древних китайцев, индийцев и греков, выступает общим исходным и объединяющим понятием философско-мировоззренческой сферы духовности евразийского этнокультурного пространства. В китайском мировоззренческой традиции все ее проявления замыкаются на культуру Дао, в индийской – на культуру Ом, в древнегреческой -  на культуру Логоса. В основе их находятся всеобъемлющие мировоззренческие понятия (Дао, Ом, Логос), выражающие и первоначало, и первооснову, и всеобъемлющий закон, и гармонию мироустроения. Культуры Дао, Ом, Логоса возникают в родовую эпоху, в обстоятельствах биосоциальной нерасчлененности (или предельно слабой расчлененности) человека и природы. Последнее зафиксировано в виде «предфилософских» форм, но особенно в мифологии и шире – в мифологическом эпосе. 

      Все культуры древности (Дао, Ом, Логос) равно  имеют телесный, духовный и идеальный  состав, они выводятся в предметную область философской рефлексии, выступают основополагающими составляющими  концепций в иных сферах социального, например в концепции власти. Космос в этом случае предстает как человек, бог и вещь, внутри и между которыми реализуются властные отношения. Эти культуры обеспечивали и универсальные общественные запросы древних цивилизаций. С переходом античных сообществ от родового к государственному устройству, т.е. с принципиальным изменением системы регулятивов, лежащей в основе существования человеческого общества, природно-космические архетипы Дао, Ом, Логос претерпевают существенное изменение: осуществляется их принципиальная реконструкция, «адаптирующая» их функциональность к новым запросам общества.

      Эта реконструкция выливается в сведение бесконечного многообразия воспринятого мира в единое цело, но уже не в  образность мифов, а в систему  понятийно-кодифицированных символов. Эта реставрация осуществляется или с ориентацией на идеалы прошлого (архаизация), или с обращенностью к будущему (модернизация). Их прикладные варианты в различных сферах человеческой духовности не сразу обретают свое предметно-практическое осуществление и часто длительное время сосуществует лишь в качестве теоретической философской конструкции сознания.

      Общая причина заключается в совпадении появившейся потребности в разработке мировоззренческих идеалов и  путей их реализации с возможностью заниматься их разработкой. Потребность и возможность самого философствования имели внутренний (в самой духовной жизни) и внешний (в ее условиях) аспекты. Основы же появления потребностей философствования можно связать с переходом человечества на ступень цивилизации, когда происходит переворот в прежнем обществе и главным становится не удовлетворение наличных человеческих потребностей, а производство прибавочного продукта и удовлетворение потребностей, которые инициируются товарным производством. Порождаемое им социальное неравенство, разнообразие условий жизни, связанное с разделением труда и выделением труда умственного, провоцируют «социальный заказ» на философствование как осознание того миропорядка, который существует. Возникают условия для идеологических трансформаций при одновременном становлении философии в древних Индии, Китае и Греции.

      Конечно, древние мудрецы размышляли о  природе мироздания и человеческой душе не потому, что к этому толкали  потребности и возможности общества, ибо последние были лишь благоприятными условиями и внешними стимулами. Как правило, причиной философствования называют духовный фактор – удивление и изумление перед миром, которое возникает в душе древнего мыслителя в силу ее особого склада, рожденного взаимодействием перечисленных предпосылок. Вот почему коренные подвижки в философии связаны с появлением выдающихся философских индивидуальностей, обладающих неповторимым видением социальных и природных условий бытия и философских проблем.

      Философия вначале осмысливала и оценивала  как саму драму жизни, так и древние формы духовной жизни: мифопоэтические представления, религию, искусство, мораль, преднауку, нормы представлений человека о его месте в мире и в истории. Эволюция философии начинается с того момента, когда сформировались теоретические рассуждения об общественном бытии в целом, т.е. возникла философская теория. Вначале философы в своем осмыслении стихийного мировоззрения опирались на знание, которое было рассеяно в обыденной и практической жизни, находилось в недифференцированном, синкретическом состоянии. Мифология, магия, религия были непосредственной частью жизни древнего человека. Предфилософское мировоззрение было выражено в древних священных книгах, которые включали мифы, предания, поучения, молитвы, обряды.

      С самого начала философия совмещает синтез наличных представлений о мире и их осмысление. Синтез порождает новое, научное отношение к миру, когда знания оформились как систематизированные, рационализированные, поддающиеся проверке доказательства. Философия пыталась осмыслить природу отношений человека к миру во всем их многообразии в рамках понятий, организовать, нормировать, закрепить все это в особых нормах и правилах мышления, а не просто описать и объяснить мир, человека, общество. Собственно философия изначально использовала для своего роста весь комплекс понятий, в том числе художественных, частнонаучных, политико-экономических.

      Однако  философия возникает в древнем  обществе, которое не может разрешать  новые ситуации в культуре Традиционными  средствами (властью, религиозно-мифологическими установлениями). Она давала возможность остановиться и задуматься, употребить особый язык, склад ума, способность к отвлеченному мышлению и направить дух мыслителя на познание мира и самовыражение. Как только внешняя необходимость, внутренне присущая возможность и потребность задуматься над смысложизненной ситуацией совпадают, когда поиски генетического начала мира дополняются поисками субстанции, тогда возникает философия.

      Можно отметить еще один момент становления  философии: надо было осознать, что это знание специфическое, особое, которое необходимо вычленить из того синкретического знания, из недр которого оно возникло. Философия должна была осознать себя в творчестве древних мыслителей, что вскоре и произошло. Она ориентирована на формирование того идеала, который позволяет обществу оттолкнуться от сущего и заняться поисками себя в должном. Философия санкционирует возможность человеку выходить за пределы своей природы и планировать свое желаемое «Я». Она рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых норм, отличных от мифологических и религиозных. Все же отличительной характеристикой философского мышления древности была своеобразная антропологизация космоса.

      Философия возникла в древних Индии, Китае и Греции в силу общих причин, но в то же время они имели свои существенные особенности, которые оказали огромное влияние на все последующие развитие философии. Как неоднократно отмечали многие выдающиеся мыслители, в древней философии в той или иной форме были, в сущности, уже поставлены все ее фундаментальные проблемы и намечены принципиальные стили философствования.

       

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Появление философии не следовало бы связывать  с экспансией рассудка за пределы  частных областей (математики, медицины, исторических и историко-мифологических описаний и т. п.), в результате чего мифология якобы “перестала удовлетворять” сознание человека. Философия порождается отдельной (другой) способностью, и появляется она (философия) как самостоятельная форма духовной культуры лишь тогда, когда на уровне рода вызревает способность отвлеченного разумного мышления и когда человек оказывается в состоянии усмотреть тождество максимальных противоположностей

     К числу важнейших факторов, создающих благоприятные условия для процветания философии, является довольно высокий уровень благосостояния общества и развитые производительные силы. Они позволяли некоторой части населения заниматься непроизводительным трудом и при этом не умирать от голода. Не будь у общества такой возможности, философия, даже и возникнув, не смогла бы превратиться в явление массовое — в форму сознания.

     Едва  появившись, философия (т. е. отвлеченное  разумное мышление) нашла себя противоположной, прежде всего мифо-религиозному сознанию как прежней форме мировоззренческого мышления. Конкуренция была обусловлена тем, что и мифология и философия притязали высказываться об одном и том же предмете — о Боге, о Божественном, т. е. об одном универсальном всепорождающем начале в его отношении к порожденному конечному множеству, но способы их постижения этого предмета оказались взаимоисключающими. Разум видит этот предмет иначе, чем сила воображения и рассудок (это те способности, которые лежат в основе мифологии).

     Предметное  сходство и методологические различия сделали мифологию и философию непримиримыми противниками. В этой борьбе, наиболее острой вначале, но постепенно теряющей свой накал, мифологическое сознание утрачивало господствующие позиции и под воздействием отвлеченной мысли превращалось в собрание аллегорий, лишь иносказательно выражающих содержание универсальной (постигаемой в мыслях) мудрости.

     Найдена была своя предметно-методологическая ниша и для научного познания. Наука  и мифология относятся к философии  как бы прямо противоположным образом. По характеру мышления наука схожа с философией. Ее представления имеют довольно высокую степень отвлечения, лишены конкретных и личностных моментов, указывают на причины исследуемых явлений. Наука требует личного присутствия, доказательности, ясности и очевидности теоретических положений, отсутствия двусмысленности и аллегоричности. Предметная же область у науки существенно иная. Научное познание — чисто рассудочное и не требует участия разума, его не интересует абсолютное и его связь с конечным. Специфика научного подхода состоит в исследовании взаимосвязи конечных объектов с конечными же объектами. На переднем плане у науки стоят множественность и части, именно в них она видит причину и из них стремиться вывести единство и целое как результат деятельности первых. Один и тот же объект может быть рассмотрен наукой и философией, но как бы с разных точек зрения: последняя будет рассматривать его сквозь призму абсолютного, всеобъемлющей целостности, всеохватного единства, наука же сознательно отвлекается от абсолютного и строит модель объекта так, как если бы ничего абсолютного вообще не было. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предпосылки возникновения философии