Предпосылки возникновения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к различным течениям и школам. По меньшей мере, три обстоятельства обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии. Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало радикальное изменение в истории мысли, настоящую духовную революцию, первые философские учения не так-то легко отличить от нефилософских мировоззренческих образований – мифологических, религиозных, а также от художественных и первоначально-научных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………………………..3
Предпосылки возникновения философии………………………………..5
Проблема возникновения философии…………………………………...10
Возникновение философии……………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20

Работа содержит 1 файл

К.р. по философии.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………………………..3

  1. Предпосылки возникновения философии………………………………..5
  2. Проблема возникновения философии…………………………………...10
  3. Возникновение философии……………………………………………...12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………18

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих  пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к различным течениям и школам. По меньшей мере, три обстоятельства обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии. Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало радикальное изменение в истории мысли, настоящую духовную революцию, первые философские учения не так-то легко отличить от нефилософских мировоззренческих образований – мифологических, религиозных, а также от художественных и первоначально-научных. Собственно мировоззренческий элемент содержится во всех них, и философия при своем возникновении и в процессе становления и самоотождествления широко пользуется их материалом. Во-вторых, сказывается почти полная утрата текстов первых философов, а сохранившиеся фрагменты известны нам, как правило, вне их внутренней логической связи, вкрапленными в тексты позднейших авторов, а потому неоднократно интерпретированными. Отсюда непонимание текстов и неоднозначность в оценке самих текстов как философских, так и нефилософских. Ну и, конечно, в-третьих, сказывается сама неоднозначность понимания философии различными ее направлениями, проявляющаяся в позиции историков философии. Известны три основных цеха, где, практически одновременно возникает духовное образование, которое может быть квалифицировано как философия. Это Древняя Греция, Индия и Китай. Как ни показательно это хронологическое совпадение, важное, однако, “cоциальная одновременность” возникновение философии в период перехода от раннего рабовладения к развитому. Это был переход от патриархальной системы рабства, имевшей целью производства непосредственных средств существования к производству прибавочного продукта и прибавочной стоимости. Время это характеризовалось бурными изменениями во всеобщем устройстве. Быстрый рост городов, становящихся центрами экономической и политической жизни, развитие торговли, вызвавшее появление металлических денег и мощно стимулируемое ими возникновение денежного капитала, процента и ростовщичества, частная собственность на землю и ипотека – все это способствует росту рабовладения и развертыванию классовой борьбы между землевладельческой и военной аристократией, с одной стороны, и свободным населением городов – с другой. Именно в таких условиях складывается философия, - естественно, не одноактно, а в ходе длительного и сложного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 

     Философия возникла в период разложения первобытнообщинного  строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология  и религия. Возникновение философии  было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности.

     Первой  формой мировоззрения явилась мифология. Однако в мифологии осознание человеком своего отношения к действительности формировалось на уровне чувственно-образного мышления. В этих условиях познание человеком окружающего мира ограничивалось, в основном, фиксацией чувственно воспринимаемых связей и отношений между предметами, явлениями, процессами. Это обусловлено тем, что становление, формирование человеческого сознания начиналось на основе накопленного практического жизненного опыта. Если вначале человек имел дело с конкретными предметами и явлениями, то с развитием и усложнением процесса производства, он вынужден был переходить от знания отдельных предметов, к знанию их свойств, а затем, и к выделению общих свойств для многих предметов. Наряду с этим шел процесс усложнения взаимоотношений между самими людьми, шел процесс формирования системы общественных отношений. Естественно, что накопление информации обусловливало потребность ее отбора, систематизации. Для обозначения этой обобщенной информации понадобились определенные средства. И таким средством явилось абстрактное мышление, закрепленное в языке.

     Но, как указывалось, в условиях родоплеменного общества абстрактное мышление было в зачаточной форме. А на уровне чувственно–образного мышления познать, раскрыть причинные  связи между предметами и явлениями  действительности невозможно. Поэтому в мифологии объяснение явлений действительности, причин их возникновения формировалось на основе воображения. Мифы ограничивались описанием отдельных сторон жизни человека, происходящих событий. Поэтому и первые попытки дать обобщенные представления о мире, о его происхождении осуществлялись на основе воображения.

     Мифология – в качестве мировоззрения первобытно-общинного, родового общества характеризуется  перенесением общинно-родовых отношений  на весь окружающий мир. Основными чертами мифологического мировоззрения являются:

      1. представление о родственных  связях естественных сил и  явлений и человеческих коллективов.  Оно ведет свое летоисчисление  от первобытного тотемизма –  взгляда, согласно которому каждый  род ведет свое начало от какого-либо животного, реже – растения и, как исключение, от неживого предмета;

      2. в развитых формах мифологии  происходит персонификация, обособление  естественных сил и способов  человеческой деятельности. Божества  греческой мифологии предстают  в человекоподобных образах, но, и одновременно, выступают носителями определенной функции, связанной с каким-нибудь природным явлением или формой человеческой активности;

      3. мифологическое мышление по своей  природе художественное, оно оперирует  образами, а не понятиями;

      4. мифы воспринимались людьми как  действительная жизненная реальность, они передавались из поколения  в поколение как пересказ, который  не подлежит сомнению. Это объяснялось,  прежде всего тем, что созданные  в человеческом воображении образы  воспринимались самим человеком как действительно истинные. Мифы не нуждались в обосновании и проверке;

      5. человека понимали как игрушку  в руках божественных сил, его  жизненный путь определялся неизбежной  судьбой, фатумом. Вообще, мифологическое  мышление не проводит разграничения между природным и социальными мирами, не видит принципиальной разницы между действием стихийных природных сил и человеческой деятельностью.

     Религия в своем возникновении также  формировалась на уровне воображения. Для религии характерным становится поиск ответов на вопросы о том, что такое мир, как он возник, какое место в нем занимает человек. Не располагая достоверными знаниями, человек объяснял все явления действительности по аналогии с собой. Если все, что нужно ему для обеспечения удовлетворения своих потребностей, создается его трудом, то, естественно, кто-то должен создать и все, что его окружает.

     Зависимость человека от стихийных сил природы  и общества, бессилие перед ними и страх, порожденный этой зависимостью и бессилием, привели к тому, что он начал наделять эти силы своими качествами – способностями к созидательной деятельности, масштабы которой распространялись на весь мир. Из сил естественных они превращались в сверхъестественные. Они олицетворялись и выступали в качестве не просто внешних сил, а в виде первопричины всего сущего.

      Религия, также, имела корни в предшествующей истории. Анимизм, тотемизм, дух предков, магия – это исторически-специфические  формы осознания человеком своего отношения к миру. Часто магию  отождествляют с религией. Но между ними есть существенное различие. В магии человек непосредственно взаимодействует с предметами, явлениями природы или взаимодействует с другими людьми и получает непосредственный результат. В религии же результат опосредуется волей Бога, который может услышать, а может и не услышать молитву, может отреагировать или не отреагировать на просьбу. Поэтому, религиозное сознание является более высокой ступенью развития человеческого сознания, чем магия. Однако религия очень тесно связана с магией (освящение воды, продуктов, крещение и т.д.) и мифологией (непорочное зачатие, воскрешение, представления о рае и аде и т.д.).

     Религиозные мифы отличались от древних мифов. В  древних мифах стихийные силы природы также олицетворялись, но их деятельность была ограничена определенными сферами взаимодействия человека с природой, а также со сферами жизнедеятельности человека. Боги мифологии представлялись в качестве более могущественных, чем человек, сил и считались бессмертными. Они вступали в непосредственные отношения с людьми, включая отношения продолжения рода.

     В религии бог предстает в виде обобщенной силы, которая является не только создателем мира и человека, но и все время выполняет регулятивную функцию. Он становится силой сверхъестественной.

     Повседневная практическая деятельность, расширение и углубление познаний окружающего мира обусловливали появление знаний, которые не согласовывались с религиозными представлениями.

     Поэтому, наряду с мифологией и религией, зарождались научные знания. Развитие производства, усложнение орудий труда, техники, технологии, развитие земледелия, расширение масштабов судоходства потребовали накопления достоверных знаний, без которых человек не мог успешно осуществлять свою практическую деятельность. Зарождающиеся научные знания охватывали не только сферу непосредственного взаимодействия человека с предметами природы, но и вопросы мироздания. Например, для осуществления путешествий по морю, да и по суше, необходимо было уметь ориентироваться. Это заставило людей изучать звездное небо, расположение созвездий, отдельных звезд, их движение по небосклону. Иными словами, наряду с математикой, физикой, химией начала зарождаться астрономия, которая оказалась несовместимой с религиозными представлениями о тверди небесной, с прикрепленными на ней небесными светилами – Солнцем, Луной и со звездами. Развитие науки вынуждало перейти от мифологического и религиозного представления об окружающем мире, которое базировалось на воображении, к новому уровню мышления, - к мышлению понятийно – логическому.

     Все это обусловило потребность в  новых мировоззренческих подходах к пониманию действительности. Эта  потребность в новой методологической основе мировоззрения нашла свое выражение в философии.

     Специфика философии проявилась, прежде всего, в том, что она ознаменовала собой переход от преобладания чувственно – образного восприятия, понимания мира к теоретическому объяснению явлений действительности, основанному на знаниях, полученных в результате познания реальных связей и отношений между предметами и явлениями действительности, познания объективных законов природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 

     Проблема  возникновения философии предполагает выяснение, по крайней мере, двух моментов: из чего возникает философия и  что ее непосредственно порождает, т. е. каковы начала и причины данной формы духовной деятельности.

     Философия возникла с перенесением основного  внимания на человека в его отношении  к миру, т. е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

     Философия — это, таким образом, не просто новая  дисциплина, а еще и специфический  тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззрения чувств.

     Можно назвать три подхода: мифогенный, гносеогенный и этосогенный. Они лежат в различных плоскостях, что обусловлено отмеченным выше различим в понимании существа философии. Кратко позиции могут быть сформулированы так: мифогенная концепция предполагает происхождение философии из мифа как трансформацию образного мышления в понятийное (Гегель); гносеогенная концепция видит в происхождении философии социально-исторически обусловленную попытку дать разумное, более того, научное объяснение явлениям бытия (Маркс); этосогенная (этос — поведение) концепция видит исток философии в самом существе человека: в той мере, в которой он превращается в самого себя, в нем рождается потребность и способность к философствованию (можно отнести уже к Аристотелю).

Информация о работе Предпосылки возникновения философии