Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:30, контрольная работа
Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к различным течениям и школам. По меньшей мере, три обстоятельства обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии. Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало радикальное изменение в истории мысли, настоящую духовную революцию, первые философские учения не так-то легко отличить от нефилософских мировоззренческих образований – мифологических, религиозных, а также от художественных и первоначально-научных.
ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………………………..3
Предпосылки возникновения философии………………………………..5
Проблема возникновения философии…………………………………...10
Возникновение философии……………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
Как
ни странно может это показаться,
возникновение философии до сих
пор представляет проблему, по поводу
которой спорят многочисленные исследователи,
принадлежащие к различным
I.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ
Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия. Возникновение философии было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности.
Первой
формой мировоззрения явилась
Но, как указывалось, в условиях родоплеменного общества абстрактное мышление было в зачаточной форме. А на уровне чувственно–образного мышления познать, раскрыть причинные связи между предметами и явлениями действительности невозможно. Поэтому в мифологии объяснение явлений действительности, причин их возникновения формировалось на основе воображения. Мифы ограничивались описанием отдельных сторон жизни человека, происходящих событий. Поэтому и первые попытки дать обобщенные представления о мире, о его происхождении осуществлялись на основе воображения.
Мифология
– в качестве мировоззрения первобытно-
1.
представление о родственных
связях естественных сил и
явлений и человеческих
2. в развитых формах мифологии происходит персонификация, обособление естественных сил и способов человеческой деятельности. Божества греческой мифологии предстают в человекоподобных образах, но, и одновременно, выступают носителями определенной функции, связанной с каким-нибудь природным явлением или формой человеческой активности;
3.
мифологическое мышление по
4.
мифы воспринимались людьми
5.
человека понимали как игрушку
в руках божественных сил, его
жизненный путь определялся
Религия
в своем возникновении также
формировалась на уровне воображения.
Для религии характерным
Зависимость человека от стихийных сил природы и общества, бессилие перед ними и страх, порожденный этой зависимостью и бессилием, привели к тому, что он начал наделять эти силы своими качествами – способностями к созидательной деятельности, масштабы которой распространялись на весь мир. Из сил естественных они превращались в сверхъестественные. Они олицетворялись и выступали в качестве не просто внешних сил, а в виде первопричины всего сущего.
Религия,
также, имела корни в предшествующей
истории. Анимизм, тотемизм, дух предков,
магия – это исторически-
Религиозные мифы отличались от древних мифов. В древних мифах стихийные силы природы также олицетворялись, но их деятельность была ограничена определенными сферами взаимодействия человека с природой, а также со сферами жизнедеятельности человека. Боги мифологии представлялись в качестве более могущественных, чем человек, сил и считались бессмертными. Они вступали в непосредственные отношения с людьми, включая отношения продолжения рода.
В
религии бог предстает в виде
обобщенной силы, которая является
не только создателем мира и человека,
но и все время выполняет
Повседневная практическая деятельность, расширение и углубление познаний окружающего мира обусловливали появление знаний, которые не согласовывались с религиозными представлениями.
Поэтому, наряду с мифологией и религией, зарождались научные знания. Развитие производства, усложнение орудий труда, техники, технологии, развитие земледелия, расширение масштабов судоходства потребовали накопления достоверных знаний, без которых человек не мог успешно осуществлять свою практическую деятельность. Зарождающиеся научные знания охватывали не только сферу непосредственного взаимодействия человека с предметами природы, но и вопросы мироздания. Например, для осуществления путешествий по морю, да и по суше, необходимо было уметь ориентироваться. Это заставило людей изучать звездное небо, расположение созвездий, отдельных звезд, их движение по небосклону. Иными словами, наряду с математикой, физикой, химией начала зарождаться астрономия, которая оказалась несовместимой с религиозными представлениями о тверди небесной, с прикрепленными на ней небесными светилами – Солнцем, Луной и со звездами. Развитие науки вынуждало перейти от мифологического и религиозного представления об окружающем мире, которое базировалось на воображении, к новому уровню мышления, - к мышлению понятийно – логическому.
Все
это обусловило потребность в
новых мировоззренческих
Специфика
философии проявилась, прежде всего,
в том, что она ознаменовала собой
переход от преобладания чувственно –
образного восприятия, понимания мира
к теоретическому объяснению явлений
действительности, основанному на знаниях,
полученных в результате познания реальных
связей и отношений между предметами и
явлениями действительности, познания
объективных законов природы.
II.
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ
Проблема
возникновения философии
Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т. е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Философия
— это, таким образом, не просто новая
дисциплина, а еще и специфический
тип мышления и даже своего рода
философский эмоциональный
Можно назвать три подхода: мифогенный, гносеогенный и этосогенный. Они лежат в различных плоскостях, что обусловлено отмеченным выше различим в понимании существа философии. Кратко позиции могут быть сформулированы так: мифогенная концепция предполагает происхождение философии из мифа как трансформацию образного мышления в понятийное (Гегель); гносеогенная концепция видит в происхождении философии социально-исторически обусловленную попытку дать разумное, более того, научное объяснение явлениям бытия (Маркс); этосогенная (этос — поведение) концепция видит исток философии в самом существе человека: в той мере, в которой он превращается в самого себя, в нем рождается потребность и способность к философствованию (можно отнести уже к Аристотелю).