Предмет,содержание и функции философии.основные разделы философского знания и их проблематика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:44, доклад

Описание работы

1ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ИХ ПРОБЛЕМАТИКА

Работа содержит 1 файл

вопрросы для подготовки по философии.docx

— 32.90 Кб (Скачать)

"Жизнь ставит  перед человеком парадоксальную  задачу: с одной стороны реализовать  свою индивидуальность, а с другой - превзойти ее и прийти к  переживанию универсальности. Только всесторонне развитая личность может подняться над своим Я. Я уверен, что царство Единого Мира может наступить только тогда, когда придет новый человек - человек, который вырвется из оков архаических кровных связей, который почувствует себя сыном человеческим, гражданином мира, который будет предан человечеству и жизни, а не отдельной ее части; человек, который будет любить свою страну вследствие любви к человечеству и на чьи суждения не будет влиять клановая принадлежность".

"Только сам  человек может найти для себя  цель своей жизни и способы  ее достижения. Бесплодны поиски  спасительных глобальных или  абсолютных ответов, но можно  стремиться к такой глубине,  силе и ясности жизненного  опыта, которая дает силы жить  вне иллюзий и быть свободным.

Я убежден, что никто  не может "спасти" своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может  помочь один человек другому - это  раскрыть перед ним правдиво и  с любовью, но без сантиментов  и иллюзий, существование альтернативы. Столкновение с реальностью может  пробудить дремлющие в человеке силы и помочь ему выбрать жизнь  в противоположность смерти. Если же человек не способен выбрать жизнь, то никто другой не способен вдохнуть жизнь в него".

Механизм действия экономических, психологических и  идеологических факторов, по мнению Фромма, следующий: внешняя обстановка ведет к изменению самого человека, а психологические факторы, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономического и социального процесса.

Человек стремится  обрести гармонию с миром, с самим  собой путем осмысления своей  жизни и собственного "я". "Прежде всего, он пытается создать в своем  представлении всеохватывающую  картину мира, в рамках которой  стремится получить ответ на вопросы  о своем реальном месте в мире и том, что он должен делать". Вопросы  об ориентации в мире, о предназначении человека имеют различные, как по содержанию, так и по форме, ответы. "Существуют примитивные системы, вроде анимизма или тотемизма, в  которых в качестве объединяющих человека с природой и придающих  смысл его существованию выступают  какие-нибудь природные предметы или  предки. Существуют нетеистические системы, вроде буддизма. Есть философские  системы, наподобие стоицизма, а  также монотеистические религиозные  системы, которые для ответа на вопрос о смысле человеческого существования  привлекают понятие Бога". Фромм называет эти системы "схемой ориентации и поклонения". Потребность в них есть неотъемлемая часть человеческого существования. У человека нет выбора, иметь или не иметь ему "идеалы", но "он свободен в выборе между разными идеалами: поклоняться ли разрушительным силам или разуму и любви". Так или иначе, человек пользуется теми или иными смысложизненными установками, ориентируясь на саморазвитие, продуктивную деятельность, либо поклоняясь престижу, власти и деньгам. "Понимание человеческих мотиваций должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования, т.е. проблемы человеческого существования в целом"

Смысл существования  человека Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости.

Виктор Франкл - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной:

  • ценности творчества (в первую очередь труд),
  • ценности переживания (в частности, любовь),
  • ценности отношения (сознательно вырабатываемая полиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить).

Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым  себя: самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть — орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным. Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека:

  • биологическое,
  • психологическое,
  • поэтическое, или духовное.

Именно в последнем  локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим  уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции. направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкл неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол. Логотерапия строится на осознании пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла своей жизни в любых, даже критических жизненных обстоятельствах.

"Я предпочел  бы говорить об уникальности, а не об относительности смыслов.  Уникальность, однако, это качество  не только ситуации, но и жизни  как целого, поскольку жизнь-это  вереница уникальных ситуаций. Человек  уникален как, в сущности, так  и в существовании. В предельном  анализе никто не может быть  заменен благодаря уникальности  каждой человеческой сущности. И  жизнь каждого человека уникальна  в том, что никто не может  повторить ее благодаря уникальности  его существования. Раньше или  позже его жизнь навсегда закончится  вместе со всеми уникальными  возможностями осуществления смысла".

Обретение смысла жизни  – это реальный путь избавления от окружающей нас бессмыслицы жизни. Реализация смысла жизни позволяет  человеку воспринимать свое собственное  бытие, не как сумму отдельных  эпизодов и событий, а представить  себе жизненное пространство личности некой целостностью, обладающей своими особенностями. Со смыслом жизни  человек приобретает и особое отношение ко времени, понимает его необратимость, развивает в себе стремление к рациональному использованию жизни. Именно смысл жизни позволяет выработать определенное отношение к смерти. Наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, срок которого может истечь в любой момент.

Согласно Франклу, человеческая жизнь обладает "неповторимостью и своеобразием". В то же время, эти два главных фактора бытия человека, заставляют его остро ощущать конечность своего существования. Осознание собственной смертности, - по Франклу, - является тем, "что придает человеческому бытию смысл, а не тем, что его лишает этого смысла"

Обретенный человеком  смысл имеет большое значение в его жизни. Смысл направляет ход бытия, упорядочивает его. Смысл  человеческого бытия глубоко  индивидуален, но не субъективен. Как  считает Франкл: "Спрашивать о смысле жизни – вообще - ложная постановка вопроса, поскольку она туманно апеллирует к общим представлениям о жизни, а не к собственному, индивидуальному существованию каждого". Каждый человек неповторим, также как и его бытие. Смысл относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в особую ситуацию. Как утверждает Франкл, можно сказать, что смысл меняется от человека к человеку и от одного дня к другому, даже от часа к часу. "Жизнь – это вереница уникальных ситуаций. Человек уникален как, в сущности, так и в существовании".

Основной тезис  учения о свободе воли гласит, что  человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды. По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, то есть возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с точки зрения Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Заключение

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит  исторический характер. Каждая эпоха  в той или иной степени оказывала  влияние на смысложизненное определение человека.

Не существует четкого  определения категории "смысл", нет и общепринятой философской  концепции смысла. В основном смысл  понимается как способ мысленного структурирования восприятия и как связь между  субъектом и объектом. Философские  исследования, концептуально рассматривающие  смысл (А.Ф.Лосев, В.В.Налимов, Г.Г.Шпет), не оказали должного влияния на психологическое изучение смысла. Высказывания Г.В.Ф. Гегеля, Г. Риккерта, А. Шюца, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, Ж.-Л. Нанси, Р.Барта, Э. Левинаса, Е.Н. Трубецкого, Э.Я. Голосовкера, М.М. Бахтина и др., а также современных исследователей, таких как С.С. Гусев, Г.П. Тульчинский, Г.И. Богин, В.Ф. Сержантов и др., позволяют составить представление о смысле вообще и его отдельных свойствах и возможностях.

В обобщенном виде понимание  смысла в отечественной психологии можно представить в виде следующих  положений. Смысл порождается отношениями, связывающими субъекта с объективной  действительностью (смысл обеспечивает связь индивидуального с бытием). Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности. Смысл обладает действенностью, то есть выполняет регулирующие функции. Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему. Смыслы изменяются в деятельности, но не порождаются ею. Смысл интенционален (смысл всегда есть смысл чего-то). Смыслы могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми.

Особый вопрос касается проблемы смысла жизни. Основным недостатком  этих исследований является сведение смысла к цели жизни. Тем самым  жизнь сводится к выполнению определенной деятельности, что ограничивает свободу  и устремления личности. Малая  практическая эффективность изучения проблемы смысла жизни видна на примере  отсутствия специально созданных программ, помогающих человеку обрести этот смысл. Исключение составляет логотерапия В. Франкла (1990), но и она является наиболее эффективной только в кризисных жизненных ситуациях. Он обращал внимание, что есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями.

По Фромму, смысл жизни человека заключен в способности человека к самореализации. Постигнуть смысл собственного бытия, человек может, лишь занимаясь "нашим главным делом - полным развитием наших сил, разумеется, в пределах законов экзистенции". "Если человек отважится взглянуть правде в глаза, он увидит, поймет, что нет другого смысла жизни, кроме того, который он придает ей путем раскрытия своих сил в продуктивной, творческой жизнедеятельности…"

Информация о работе Предмет,содержание и функции философии.основные разделы философского знания и их проблематика