Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:06, контрольная работа
Задание: По каким основаниям можно классифицировать концепции следующих философов: Конфуций, Лао-цзы, Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, М. Хайдеггер.
Введение. 3
I. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания. 4
II. Основные вопросы философии. 10
III. Практическое задание. 13
Заключение 14
Список литературы 15
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Философия
Тема: Предмет и специфика философского знания.
Пенза – 2011
Введение.
I. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания.
II. Основные вопросы философии.0
III. Практическое задание.3
Заключение4
Список литературы5
Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Само понятие «философия», означающее «любовь к мудрости», впервые объяснил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки употребил впервые древнегреческий философ Платон.
Как система взглядов она сформировалась в середине 1 тысячелетия до н.э. в Древней Греции. Но первые философские взгляды начали формироваться еще в первобытном обществе. Первобытных людей интересовали вопросы жизни и смерти, связи человека с природой и отношения с другими людьми.
В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Изменяется и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон - в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию.
Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру.
Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии является познание всеобщих свойств материальных и идеальных явлений, а также познание законов их существования и развития.
Материя- объективная реальность, которая, отражаясь органами чувств, дает человеку истинную картину мира.
Идеальное - это все то, что зависит от нашего сознания.
Предмет философии - все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Возникновение философии – сложный процесс. Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного.
Мифология- первая предпосылка возникновения философии. В ней происходит накопление научных знаний и результатов фантазии людей- представлении о сверхъестественном мире. Когда знания и вера в сверхъестественный мир начали противоречить друг другу, из мифологии возникает религия - система верований в сверхъестественное и натурфилософия - система опытных знаний о мире и их субъективное объяснение.
Субъективное - зависящее от человеческого сознания или порожденное им.
Объективное - не зависящее от сознания и воспринимается с помощью органов чувств.
В итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.
Предпосылками для возникновения философии являются:
1. Возможности человека:
- выделение умственного труда;
- появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);
- возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
- постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;
И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;
2. Потребности человека:
- интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Он считал, что смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».
Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.
Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования.
Это, однако, не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Структура философского знания состоит из следующих элементов:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о процессе познания и его результатах получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).
3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, так как именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.
5. Изучение вопросов, связанных с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Это учение о ценностях получило название аксиология (от греч. аxia- ценность и logos учение)
6. Изучение способов достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее. Это логика (от греч. logos – учение, мысль, рассуждение, разум) - учение о способах получения знания с помощью применения законов логики и методов логического мышления.
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о её функциях. Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии: гносеологическую, мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую.
Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии – ее цель - правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в выработке основных методов познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, раскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, модернизация знания, увеличение его достоверности.
Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения и др.).
Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; показать противоречия, найти пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Все функции философии взаимосвязаны и только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.
Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических проблем, которые она призвана исследовать. Можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность и происхождение бытия; материя и её формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; духовный мир человека; общество и многие другие вопросы.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как материализм и идеализм, дуализм; а гносеологической стороны - эмпиризм и рационализм.
Материализм – это направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.