Предмет философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

Профессиональные философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.

Содержание

1 Сущность философии

2 История термина
2.1 Философия как мировоззрение
2.2 Философия как образ жизни
2.3 Философия и наука
2.4 Философия и религия

3 Предмет философии
3.1 Смысл и польза философии

4. Литература.

Работа содержит 1 файл

Федеральное казначейство и его функции.docx

— 22.67 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию  и науке  РФ.

МАЙКОПСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №______вариант___________

По_____________________________________________

Наименование дисциплины по учебному плану

Шифр______________студент______________________

Специальность___________________________________

________________________________________________

Фамилия________________________________________

Имя______________Отчество_______________________

Дата поступления работы__________________________

Оценка____________

Рецензент________________________________________

                                                        (ФИО)

   Дата проверки контрольной  работы <<___>>_______20__г.

 

  Подпись__________________________________________

                                                СОДЕРЖАНИЕ

1 Сущность философии

 

2 История термина

2.1 Философия как мировоззрение

2.2 Философия как образ жизни

2.3 Философия и наука

2.4 Философия  и религия

 

3 Предмет философии

  3.1 Смысл и польза философии

 

4. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность философии

 

Профессиональные  философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.

 

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего  сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и  изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и  постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — предмета одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует. Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти. И нет и не будет иного, Сверх бытия, ничего…»). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

 

Философия включает в себя такие различные  дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика  и др., в которых задаются такие  вопросы, как, например, «Существует  ли Бог?», «Возможно ли объективное  познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?». Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

 

Гегель  определял философию как науку  о мышлении, которая имеет своей  целью постижение истины посредством  развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления»  и метода, который «в состоянии  обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»

 

Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные  понятия метафизики», последовательно  рассмотрев взаимоотношения философии  с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил  при сущностном определении философии  отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду  быть дома». Тем самым признав  фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость  использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии.

 

Современные западные источники дают гораздо  более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности». Современные  белорусские философы определяют философию  как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о  фундаментальных принципах и  основах человеческого бытия, о  наиболее общих сущностных характеристиках  человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях».

 

Наконец, есть современное «постмодернистское»  или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это  то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат.

 

История термина

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор.

Философию философией (любомудрием), а себя философом  (любомудром) впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ («любомудр») — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.

 

Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», —  это Гераклит:

 

Очень много должны знать мужи-философы.

 

Из Древней  Греции термин «философия» распространился  в странах Запада и Ближнего Востока.

В восточных  традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина  «философия».

 

Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»). В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

 

В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признаёт значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

 

В обыденном  языке слово «философия» также  может обозначать общее мировоззрение  человека либо его индивидуальные верования  или этику.

 

Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск  ответов на наиболее общие вопросы.

 

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место  человека в этом мире. В истории  человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.

 

Философия как образ жизни

В античной, индийской и китайской философии  сама философия рассматривалась  не только как теория, но и как  образ жизни (деятельность). Нередко  эту сторону философии акцентируют  и в современном контексте.

 

Философия и наука

 

      • Является ли философия наукой?
      • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
      • Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?

При рассмотрении первого вопроса о научности  философии видно, что на протяжении всей своей истории философия  — один из источников развития человеческого  знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность  в развитии философского знания, его  проблематики, общность категориального  аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

 

С другой стороны, каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские  вопросы, ничем и никем не обязывается  основывать свои размышления на опыте  предшественников. Отсутствие общепризнанных результатов, как коренное отличие  философии от науки, было отмечено Ясперсом в его работе «Введение в философию».

 

Задача  развертывания философии по образцу  науки ставилась в марксизме  и диалектическом материализме. Кроме  того научный статус зачастую придаётся  логике как нормативной науке, традиционно  рассматривающийся в качестве составной части философского знания. Примерами подходов, в которых философия строится вне научного образца, могут служить некоторые виды религиозной философии (построения средневековых мистиков, религиозных философов XX века, например Льва Шестова), а также философия, выраженная в форме афоризмов и эссе и нашедшая широкое распространение у таких философов, как Ницше и Кьеркегор.

Отношения науки (частных наук) и философии  являются предметом дискуссии.

 

Философия нередко претендует на то, чтобы  быть чем-то большим, чем наука, её началом  и итогом, методологией науки и  её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука  существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии  при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает  научные открытия, включая их в  контекст сформированного знания и  тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление  о философии как о царице наук или о науке наук.

 

Однако  даже при отсутствии возможности  претендовать на роль науки наук, философия  может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя  частные науки. Первичный уровень  обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более  общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые  открытия в области частных наук могут приводить к утверждению  как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также  сама философия может влиять на частные  науки, как положительно, так и  негативно.

 

Нужно также  отметить, что история философии  — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и  сравнение текстов.

 

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и  феномена «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера  процесса познания, из-за неполноты  знания о предмете с одной стороны  и стремлением объяснить его, предугадать точное знание (сформулировать гипотезу) — с другой. Он свойственен  любому способу познания, в том  числе и науке. Философия также  не может быть гарантирована от заблуждений.

 

Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы  концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые  учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало  терапевтическое действие на современное  больное общество и индивидов; примером могут служить работы Пола Фейерабенда. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения  к псевдонауке ведёт к интеллектуальному  анархизму. Наиболее велико влияние  паранауки становится именно в критические  моменты развития общества, так как  каждый индивид стремится свалить  груз ответственности за принятие решений  и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.

 

 

Философия и религия

Как и  философия, религия также имеет  своим предметом первопричины бытия (Бог, Брахман, Абсолют), однако философию  интересует интеллектуальное постижение знания, а религию — отношение  к этому знанию. Для религии характерна вера в знание (принятие его за личное убеждение, кредо), возведение знания в культ, в статус «священного», утверждение ритуалов и т. д. Таким образом, религия представляет собой «священную» философию.

Предмет философии

Что именно является предметом философии, зависит  от эпохи и интеллектуальной позиции  мыслителя. Споры, что такое предмет  философии продолжаются.

 

Свои  варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов  принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов следующие 2 вопроса:

 «Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом, в марксистско-ленинской философии официально назывался «основным вопросом философии», поскольку утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление на идеализм и материализм; в основе этого деления лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот — материального над духовным.

Информация о работе Предмет философии