Предмет философии, ее место и роль в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Мы живем в ХХI веке. XX век ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Предмет философии, ее место и роль в культуре…………………………...5
2. Функции философии……………………………………………………….12
Заключение. ……………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 58.34 Кб (Скачать)

    По  его  мнению,  философия  есть  «культура  ума»,  тонкий  инструмент  для познания мира и человека в нем.

    В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным  совершенством человека. Культура—это богоподобие человека,  самопознание,  его служение Богу и самоукрощение.

   В эпоху Возрождения под культурой  стало  пониматься  соответствие  человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально  развитый человек, разумный и деятельный.

    Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели  на  культуру  как на    воплощение    разумного.    Соответственно,     культурность     нации

противопоставлялась ими  варварскому состоянию народов, их дикости.  Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью  считалось  сделать  всех людей счастливыми.

Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и  рассматривал ее  лишь как средство для подавления и порабощения  человека  с  помощью  правовых  и иных норм, предписаний и  запретов.  По  мнению  философа,  это  необходимо, поскольку человек есть существо природное и  властолюбивое,  антикультурное. Только сверхчеловек (сильная  личность)  сможет  разорвать  сковывающие  его путы  культуры  и  силой  своей  энергии  и  влечений  стать   свободным   и независимым.

    О.Шпенглер в своей теории «локальных культур»  отрицал  прогресс  в  истории культуры и наличие в ней  органического  единства  разных  культур.  По  его мнению,  вся  культура  распадается  на  ряд  независимых   и   неповторимых организмов.

         Культура России своеобразна, как и  сама  «русская  душа»,  мировоззрение  и мироощущение россиянина. В ней очень большую роль  играет  духовное  начало, культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. Россия находится  на пересечении двух потоков мировой истории и  культуры  —  Востока  и  Запада. Именно поэтому она  «обречена»  на  диалог  с  другими  культурами  и  имеет богатейшие возможности для духовною обогащения благодаря такому диалогу.

      Как видим, в истории философии выделялись и изучались  различные  стороны культуры

  Культура есть философское   понятие  для  характеристики  развития  сил  и

способностей человека как  деятеля. В своей действительности она  включает  в

себя сущностные силы человека; процесс их применения  (труд,  деятельность);

предметные  воплощения  этой  деятельности  (идеи,  вещи);  отношения  между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.).  Культура  —  это  все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком  мир.  Это  «вторая природа», существующая наряду  с  обычной  природой.  Культура  представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии  с  замыслом человека как ее творца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции философии.

Все проблемы философии концентрируются  вокруг основного вопроса мировоззрения  и нацелены прежде всего на человека, точнее — на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы:

1) Что я могу знать?

        2) Что я должен делать?

3) На что я смею надеяться? 

4) Что такое человек?

 Все эти вопросы, указывал  он, можно было бы свести к  последнему, т. к. три первых вопроса относятся к последнему.

Центральный философский вопрос —  вопрос о человеке, о целях его  бытия влияет на характер формулирования всех иных философских проблем. Мировоззренческие функции философии.

         Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

1. Гуманистическая функция. На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

         Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человекаТоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

      Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

       Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

     На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В. С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С. Соловьев отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества... Она делает человека вполне человеком... Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности.

        К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека

2. Социально-аксиологическая функция.Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

       Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим -- следствие.

Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора).

Содержание отдельных  философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны, постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.

Неоднозначность связи свойственна  не только отдельным частям философского знания, но и отношению философии  к другим общественным наукам, например, политэкономии и политологии. Известно, например, что марксизм как политэкономия  был принят не только В. И. Лениным, но многими другими политическими  деятелями, в числе которых был и Г. В. Плеханов.

3. Культурно-воспитательная  функция. Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.

      Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей высокой  культуры мышления является способность  субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся  частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.

      Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле - скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.

      Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое, основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

4. Объяснительно-информационная  функция.Одна из главных задач философии -- разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания). В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам лишь четырех философских дисциплин. Методологические функции философии

      Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

1. Эвристическая  функция. Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.

       Что  же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени и др.

        Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание не только через онтологию, но также через гносеологию и регулятивные принципы частных наук. К последним в сфере физического знания относятся принципы наблюдаемости, простоты и соответствия. Как считает Э. М. Чудинов, гносеологические принципы играют важную роль не только в становлении физических теорий; после того как теория создана, они сохраняют значение регулятивов, определяющих характер ее функционирования.

       Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с теорией не очевидны, однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории базируется на философских представлениях. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. Анализ обнаруживает, например, что:

1) классическая механика  построена на логической схеме  философского принципа причинности; 

2) квантовая механика  базируется на общекатегориальной структуре;

3) теория относительности  опиралась, как на свой мировоззренческий  фундамент, на философские понятия;

Информация о работе Предмет философии, ее место и роль в культуре