Предмет философии, ее место и роль в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Мы живем в ХХI веке. XX век ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Предмет философии, ее место и роль в культуре…………………………...5
2. Функции философии……………………………………………………….12
Заключение. ……………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 58.34 Кб (Скачать)

Введение.

        Считается,  что само слово «философия»  первым придумал Пифагор.

В восточных традициях  философия не выделялась в отдельную  область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина  «философия».  Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»).

В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признаёт значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.

Философия является мировоззренческой  дисциплиной (наукой), поскольку её задачей считается обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мы живем в ХХI веке. XX век ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой  ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании мировоззренческой  культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предмет философии, ее место и роль в культуре.

Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что  одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Первым, кто попытался объяснить  слово «философ», был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (вт. пол. VI в. — нач. V в. до н. э.). Согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Но совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, даже различные уловки и ухищрения. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Следует отметить, что понимание  предмета философии связано и  с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегреческий мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: «Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

В любой теории, как известно, различается  предмет и объект. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Отмеченная задача решается не только философией, но и другими формами мировоззрения—мифологией, религией, художественным и стереотипным мышлением. Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифологии, философия пытается не просто утвердить какую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественнонаучного знания.

Одни мыслители видели суть философии  в отыскании истины, другие —  в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX— XX вв., когда  возникает множество самых различных  по своему характеру философских  школ и направлений, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, (человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия  понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о  бытие получило название онтологии (от греч. учение).

Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч.— учение).

Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о  бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, изучающий общественную жизнь, называется социальной философией.

Исследование наиболее общих и  существенных вопросов человека. 
Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Итак, философию можно определить как учение об общих принципах  бытия, познания и отношений человека и мира.

Всякая философия является мировоззрением — совокупностью наиболее общих  взглядов на мир и место в нем  человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение»  шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Для того, чтобы выводы об общих целях жизни человека, его ценностных приоритетах, его нравственной позиции были убедительными, хочется именно получить знание о порядке организации мира в целом. Человек, разумеется, стремится прожить более счастливо и желает иметь надежные критерии определения счастья. Поэтому-то философия всегда и пыталась достигнуть целостного знания о мире. Ясно, что достичь такого знания, сделать выводы о всеобщем и бесконечном, опираясь лишь на отдельные области знания исследуемые конкретными науками, нельзя. Невозможно достичь его и на основе простого суммирования знания конкретных наук. Эта процедура породила бы больше вопросов, чем ответов, т. к. по мере исследования отдельных областей и интеграции разных наук новые проблемы возникают лавинообразно. Но знание о всеобщем и бесконечном, если исключить откровение, в то же время нельзя получить ниоткуда, кроме как из конкретного знания. Получается сложная ситуация: знание о всеобщем и бесконечном нужно построить на основе познания ограниченных областей реальности, но, обладая лишь таким знанием, нельзя быть до конца уверенным в истинности выводов, касающихся всеобщего и бесконечного. В этом двойственном положении, вообще говоря, заключается природа философского знания, которое стремится быть доказательным, построенным по типу естественно-научного и в то же время не может полностью быть таковым в силу бесконечности мира, неисчерпаемости бытия.          Общая, философская «картина мира» содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества». С такой постановкой вопроса сочетается определение идей, которое предлагает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

В целом в философском мышлении можно выделить две линии, по которым  делалась попытка решения мировоззренческих проблем. Это, с одной стороны, линия, которая предполагала какие-то особые методы философского исследования. Данная линия так или иначе имеет продолжение в ходе всей истории развития философии, в частности — выражается в утверждении особых возможностей интуитивного познания глубинных составляющих души человека и организации мира в целом. Категория интуиции была решающей в концепции А. Бергсона,

Другая линия, которая может быть названа сциентистской, не предполагает, что философия обладает какими-то собственными средствами познания, отличными от методов естественных наук, но обладает возможностями обобщать достижимые в разных областях знания результаты таким образом, что выводы самой философии получаются отличными от выводов каждой конкретной науки. Они касаются такой реальности, которая в принципе не может стать объектом изучения естественных наук, в силу пределов их познавательных возможностей. Это все те же мировоззренческие вопросы о том, кто мы, откуда мы взялись, в чем смысл жизни и т. д. Такие известные философы, как Гоббс, Бекон, Декарт, Конт, Спенсер, работали в направлении решения методологических проблем развития научного метода. Их общие философские выводы во многом были связаны с характером того, как они понимали научную методологию.

    Философия также  изучает  культуру,  но  не  ее  единичные  проявления.  Она рассматривает культуру как  целостное  и  многомерное  явление  общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том,  что  такое  культура, какое место она занимает в историческом  процессе  и  какую  роль  играет  в социализации  человека.   Философию   интересуют   самые   общие   проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

   Термин  «культура»  весьма  многозначен.  В  специальной  и   художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так,  в  обыденной жизни   под   культурой   обычно   понимается   уровень   образованности   и воспитанности человека, в  отличие  от  невежества  и  невоспитанности.  Для эстетики  культура  —  это  многочисленные  произведения   профессионального искусства и народного творчества. В      

общественной  жизни  широко  применяются такие понятия,  как  «культура  мышления»,  «культура  речи»,  «политическая культура», «культура производства» и др.  Что  же  такое  культура  с  точки зрения философии?

Впервые этот термин был  применен римским  оратором  и  философом  Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии  на  ум  человека.

Информация о работе Предмет философии, ее место и роль в культуре