Человечество
освобождалось от утопической
веры в возможность идеального
сочетания свободы и равенства
в рамках правового государства. Конфликт
либерализма и демократии, отстаивавших
эти два противоположных начала, был ярким
симптомом переживаемого кризиса. П.И.
Новгородцев показал, как в течение XIX
века разоблачается вера во всемогущество
народовластия и народного суверенитета,
заявленная Руссо и Монтескье, и открывается
неспособность народного представительства,
референдума, общественного мнения реализовать
в действительности единство свободы
и равенства. А наряду с разоблачением
веры в возможность совершенной и безошибочно
действующей государственной организации.
П.И. Новгородцев изображает упадок классического
либерализма, исходящего из теории индивидуализма.
Роль государства в общественной жизни
возрастает пропорционально развенчанию
его земного величия. Либеральный индивидуализм
с его требованием невмешательства государства
в частную жизнь терпит практическое поражение,
как и эгалитарная демократия, возлагающая
свои надежды на правильную организацию
государства.
П.И. Новгородцев
связывает кризис правосознания
с духом возрождения естественного
права, ибо положительным результатом
кризиса является новое понимание
общественного идеала как бесконечной
задачи, имеющей смысл морального
требования и предполагающей бесконечное
приближение к нему. Гармония свободы
и равенства, представимая лишь идеально,
оказывается императивом нравственного
действия, а не планом государственного
устройства. Вывод о необходимости применения
к области философии права трансцендентального
учения о бесконечной задаче составляет
важнейший результат исследований П.И.
Новгородцева. Речь идет о замене конечного
совершенства началом бесконечного совершенствования,
что, однако, не отменяет реальной ценности
права и государства. Отстаивая самостоятельное
нравственное и духовно-культурное значение
права, не сводимого к закону, возрожденная
естественно-правовая доктрина должна
была, сменив позитивистские парадигмы,
утвердить нравственное достоинство человека,
наделенного свободой и ответственностью.
Поэтому в центре политико-правовой теории
П.И. Новгородцева находилось понятие
автономной нравственной личности.
В силу противоречивости
человеческого бытия и конфликта
между разумом и человеческой
природой общественный идеал в виде
гармонии всех отношений, согласно П.И.
Новгородцеву, принципиально недостижим.
Человечество всегда стоит перед выбором
между общественной гармонией и свободой.
Делая выбор в пользу свободы, равенства
и прав индивидов, самоценной личности,
П.И. Новгородцев обосновывает идею свободного
социального развития (без утопической
конечной цели, реализация которой неизбежно
ведет к насилию и утрате свободы).
Важную роль в
концепции Новгородцева занимают размышления
о демократии и правовом государстве.
Для Новгородцева философское учение
о демократии имеет главной своей задачей
анализ того кризиса, в котором демократия
оказалась в XX веке.
В XX веке демократическая
идея должна принимать в расчет очень
сложное устройство и раздробление общества.
«Демократической идее одинаково противоречит,
- писал Новгородцев, - всякое классовое
господство, всякое противопоставление
одних классов другим, все равно, какие
бы это классы ни были, высшие или низшие.
Классово-демократическая теория, какой
ее пытались сделать социалисты, есть
contradictio in abjecto» [6, 544]. Вот почему реализация
идеи демократии на основе одной классово-определенной
концепции, например марксизма, невозможна
в принципе. Здесь всегда будет неразрешимое
противоречие, ибо демократия тем и отличается
от других политических систем, что она
предоставляет возможность свободного
участия в жизни государства всякой личности,
независимо от ее классовой принадлежности.
Демократия, отмечал
Новгородцев, означает «возможно полную
свободу личности, свободу ее исканий,
свободу состязания мнений и систем.
Демократия – возможно полное и свободное
проявление жизненных сил, живая игра
этих сил, простор для различных возможностей,
открытость и широта для всяких проявлений
творчества» [6 544]. Демократическая идея
требует свободы для всех без исключения
и лишь с теми ограничениями, которые вытекают
из условий общения. Свобода – основание
демократии. Наряду со стремлением к свободе
демократию отличает стремление к равенству.
Мысль о непобедимости стремления демократических
государств к равенству и свободе Новгородцев
подкрепляет словами А. де Токвиля: «И
к равенству они (демократические народы
– П.Н.) имеют страсть горячую, ненасытную,
алчную, непобедимую, ибо хотят равенства
в свободе, и если не могут его получить,
они хотят его также и в рабстве. Они перенесут
бедность, порабощение, варварство, но
они не перенесут аристократии» [6,
546].
В характеристике демократии
П.И. Новгородцевым имеют место
и критические мотивы. «Первые
провозвестники демократической идеи
соединяли со своей проповедью чисто
религиозное воодушевление. Для них демократия
была своего рода религией» [6, 546]. Вследствие этого демократическая
концепция приобрела форму политического
фетишизма. Задача современной политической
теории заключается, по П.И. Новгородцеву,
в том, чтобы развенчать фетишистский,
догматический образ демократии, показать,
какими поверхностными и наивными порой
бывают представления о демократическом
обществе. Новое учение о демократии должно
снять с нее «ореол чудесного, сверхъестественного»,
ввести ее в ряд «естественных политических
явлений, в ряд других политических форм» [6,
547].
Теория эта указывает на «чрезвычайную
трудность осуществления демократической
идеи и на чрезвычайную легкость ее искажений» [6,
547].
И сегодня в высшей степени актуально
звучат слова П.И. Новгородцева: «Наивная
и незрелая политическая мысль обыкновенно
полагает, что стоит только свергнуть
старый порядок и провозгласить свободу
жизни, всеобщее избирательное право,
учредительную власть народа, и демократия
осуществиться сама собой» [6, 549]. На самом же деле, когда
демократия претворяется в жизнь, она
часто оказывается, смотря по обороту
событий то олигархией, то анархией. Анархическая
подделка под демократию исключительно
опасна и, к сожалению, широко распространена.
Зрелость убеждений
и действия народа очень важны для прочности
демократии. Конечно, демократия есть
самоуправление народа, но для того чтобы
это самоуправление не стало пустой фикцией,
народу нужно суметь создать зрелые, хорошо
продуманные формы демократической организации.
«Демократия невозможна, - отмечает П.И.
Новгородцев, - без воспитания народа,
без поднятия его нравственного уровня» [6,
549]
и, не в последнюю очередь, без глубокого
религиозного и нравственного народного
чувства. При фактическом же осуществлении
народовластия часто бывает так, что власть
и сам народ берут на вооружение отнюдь
не самые существенные признаки демократии.
Демократия вообще не должна восприниматься,
продолжает П.И. Новгородцев, с некоторым
наивным политическим оптимизмом. Нельзя
думать, что сама демократия есть нечто
высшее и окончательное; «...демократия
- не столько путь, сколько распутье, не
достигнутая цель, а проходной пункт» [6,
552].
Это «система открытых дверей и неопределенных
возможностей» [6, 553], однако она может утомить
людей и не удовлетворить их. Вкусив политической
свободы, которая стоит на грани анархии,
люди настолько устают от нее, что ожидают
других, более авторитарных, более жестких
форм правления.
Неверно было бы понимать
П.И. Новгородцева так, будто он, критикуя
недостатки и противоречия демократии,
становится ее противником. Философ категорически
расходится с марксизмом в оценке значения,
возможностей, форм и перспектив демократии.
О К. Марксе П.И. Новгородцев
пишет: «Он отвергал демократию во имя
нового порядка, освобожденного от колебаний
свободы и поставленного на почву норм
твердых и непреклонных, связей безусловных
и всеобщих. Тут очевидно движение от демократического
распутья, от духа критики и терпимости,
от широты и неопределенности релятивизма
к твердому пути социализма, к суровой
догме, к абсолютно рациональной экономической
организации» [6, 555]. И пусть всегда есть
за что критиковать демократическое реформирование
общества, нужно объективно исследовать
и ее преимущества, и его противоречия.
Это цель современной концепции социальной
философии, философии права. Все в жизни
противоречиво - противоречива и демократия.
Но если постепенному и свободному, хотя
и противоречивому, развитию противопоставляется
революция, то П.И. Новгородцев решительно
на стороне реформаторской демократии
- при условии, что она опирается на религиозные
и национальные святыни. Об это говорит
одна из его работ, которая называется
«Восстановление святынь».
В труде «Восстановление
святынь» П.И. Новгородцев отмечает,
что бедность и оскудение демократических
идей на российской почве в значительной
степени проложили путь ложному народничеству,
разожгли огонь, который, пророчествовал
мыслитель, грозит поглотить Россию. «Те,
кто этим целым не дорожил, те, для кого
революция была все, а Россия ничто, те,
для кого Россия была лишь костром для
мирового пожара, совершенно последовательно
настаивали на продолжении завоеваний
революции...» [6, 563].
П.И. Новгородцев
был решительно настроен против революции.
Он требовал отказаться от революционной
психологии, от устремления все революционизировать
и пересматривать. «Вначале стремились
к народовластию, но достигли только безвластия» [6,
566].
Произошло крушение народнических идей,
которые были связаны с идеей бунта, «...сам
по себе, в своей естественности и непосредственности,
народ может быть и плох и хорош, и поэтому
не надо самому народу поклоняться,
а только идеалам и святыням его» [6,
568].
П.И. Новгородцев ссылается также на слова
Ф.М. Достоевского о том, что народ «грешит
и пакостится ежедневно, но в лучшие минуты,
во Христовы минуты он никогда в правде
не ошибется». Все прошлое свидетельствует,
что в душе русского человека уживаются
рядом и тоска по воле, и тоска по Богу,
и вот «тоска по воле разрывает иногда
все связи и законы божеские и человеческие,
переходит все грани и меры и условные,
и естественные» [6, 568]. Тогда разражается
революция.
С точки зрения Новгородцева,
народ, пережив кровавую бурю революции,
должен пробудить свой дух, придти к
тем своим святыням, которые связывают
настоящее с прошлым, живущие поколения
с давно ушедшими, и весь народ с Богом,
как жребий, возложенный на народ, как
талант, данный Богом народу. Самое важное
в системе правового государства – личность,
ее права и обязанности в контексте глубоко
нравственного переворота,. «Необходимо,
- писал Новгородцев, - чтобы замолкли инстинкты
революционных домогательств, и проснулся
дух жертвенной готовности служить общему
и целому». «Нужно, чтобы все поняли, что
не какие-то механические выборы, какие-либо
внешние формы власти выведут наш народ
из величайшей бездны его падения, а лишь
новый поворот общего сознания» [6,
580].
Нельзя не видеть актуальности этих слов
для современной России.
ЛИТЕРАТУРА:
- Вехи. Из глубины.
М.,1991.
- Проблемы
идеализма. М.,1902.
- Бердяев Н.А.
«Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные
литературные (1900-1906)», М., 1907.
- Гегель Г.
Философия права». Соч. Т. VII. М. –Л., 1934.
- История русской
правовой мысли: биографии, документы,
публикации. М., 1998.
- П.И. Новгородцев.
Об общественном идеале. М., 1991.
- Новгородцев
П.И. Кант и Гегель в их учениях
о праве и государстве.
Два типических построения в области философии
права. М., 1901.
- Нерсесянц
В.С. Философия права. М., 1999.
- Новгородцев
П.И. Лекции по истории философии права.
Учения Нового времени. XVI-XIX вв. Изд.3. М.,
1914.
- Русская
философия. Малый энциклопедический словарь.
– М.: Наука, 1995.
- Словарь-справочник
«Человек и общество» (Философия). Авторы-сост.
Коротец И.Д., Штомпель А.А., Штомпель О.М.
Ростов-на-Дону, 1996.
- Струве П.Б.
Б.Н. Чичерин и его место в истории русской
образованности и общественности // О свободе.
Антология мировой либеральной мысли
(1 половина XX века). М., 2000.
- Философия.
Часть 1. История философии: учебное пособие
для вузов//Под ред. Кириллова В.И., Попова
С.И., Чумакова А.Н. М., 1966.