Правовые воззрения П.И. Новгородцева

Автор: a*************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:33, доклад

Описание работы

Для современной России, конституционно закрепившей вектор своего развития в направлении построения гражданского общества и правового, социального государства, особую актуальность приобретает проблема востребованности богатейшего философско-правового наследия русских философов конца XIX-начала ХХ вв. В этой сокровищнице достойное место принадлежит философско-правовым воззрениям П.И. Новгородцева.

Работа содержит 1 файл

Правовые воззрения П.И. Новгородцева.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

                                                  М.Е. ЖИХАРЕВИЧ,

                                                    кандидат философских  наук, доцент

                                                  ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

                                                  П. И. НОВГОРОДЦЕВА

                                                  Для современной  России, конституционно закрепившей  вектор своего развития в направлении  построения гражданского общества и  правового, социального государства, особую актуальность приобретает  проблема востребованности богатейшего философско-правового наследия русских философов конца XIX-начала ХХ вв. В этой сокровищнице достойное место принадлежит философско-правовым воззрениям П.И. Новгородцева.

                                                  Павел Иванович Новгородцев (1866-1924) - выдающийся русский философ, правовед и социолог, работавший над исследованием философских проблем государства и права, демократии, форм государственного устройства и правового государства. Будучи представителем русского либерализма, П.И. Новгородцев пытался обосновать либеральную программу с позиций философской критики, рассматривая ее с учетом европейского опыта XIX - начала XX вв., пытаясь заменить старый либерализм новым, реформировать это политическое течение. Уже своих ранних работах он  пытался исследовать основания демократии, обращаясь преимущественно к естественному праву. П.И. Новгородцев стремился дополнить субъективную этику Канта отдельными положениями этики Гегеля и устранить тем самым односторонность этих систем. В результате им была создана собственная оригинальная естественно-правовая философская концепция.

                                                  Высоко оценивая кантовское моральное обоснование  права, противопоставление идеала и  действительности, мыслитель с этих позиций критиковал Гегеля. «Гегель, - писал П.И. Новгородцев, - не оценивал надлежащим образом ни возвышенной стороны кантовской морали, ни тех гносеологических оснований, на которых она утвердилась» [7, 200]. Восприняв ряд отправных общефилософских и методологических принципов, а также конкретных положений гегелевской философии права, он не соглашался  с гегелевским пониманием соотношения личности и нравственного целого. Возражал П.И. Новгородцев и против того, что у Гегеля твердые основы общественной организации ставятся выше личного сознания. Исходя из превосходства личного сознания над нравственным целым, П.И. Новгородцев отмечал, что нравственный закон в своей приспособляемости не может служить для личности безусловной нравственной опорой [7, 223]. В поисках гармонии между началами индивидуальности и всеобщности П.И. Новгородцев акцент делает не на государстве, как Гегель, а на индивиде, личности. В его концепции автономной нравственной личности и представлениях об общественном идеале неогегельянство и неокантианство сочетались с идеями русской религиозной философии [8, 529].

                                                  Как уже отмечалось выше, интересы П.И. Новгородцева концентрировались, в частности, на проблеме естественного  права. Известно, что позитивизм в  лице исторического и социологического направлений пытался упразднить естественное право в качестве самостоятельного начала, сводя существо правовой нормы к историческим традициям или социальным связям.

                                                  П.И. Новгородцев  писал, что «…под влиянием Савиньи, Шталя и некоторых других писателей  на естественное право и до сих  пор многие смотрят, как на старое заблуждение, которому нет места среди теорий современной науки. Однако более глубокое изучение предмета показывает, что естественное право представляет собою неискоренимую потребность человеческого мышления и исконную принадлежность философии права» [9,110].

                                                  С позиций критического идеализма П.И. Новгородцеву удалось  показать, что историзм лишь мнимым образом упраздняет идею естественного  права и что он не в состоянии  решить проблемы природы нравственности, рассматривая ее с генетической и исторической точки зрения.

                                                  В сборнике «Проблемы  идеализма» [2] П.И. Новгородцев поясняет, что возрождение идеалистической  философии после засилья позитивизма  вызвано постановкой и решением проблем морали, с которыми не совладал позитивизм. И этот поворот в философии не есть плод одной только теоретической любознательности, а порожден самой жизнью. Глубокие потребности нравственного сознания выдвигают проблему должного, проблему нравственного идеала. Мы ищем абсолютных заповедей, принципов – в этом именно и состоит сущность нравственных исканий, - а нам отвечают указанием на то, что все в мире относительно, все условно. Эти и ряд других проблем отметались позитивизмом как неуместные в философии, ясно определившей свои границы [2, 8]. Важный вклад П.И. Новгородцева в возрождение теории естественного права усматривается также в том, что он, истолковывая естественное право не в контексте исторической эволюции, а в качестве вечного неотъемлемого права человеческой личности, имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности. По П.И. Новгородцеву разумное начало личности и есть автономное нравственное начало. Разум является единственным источником идеи должного, морального закона, который представляет собой факт чистого сознания. Разум, безусловно, достоверен сам по себе, независим от исторической необходимости.

                                                  В статье «Нравственный  идеализм в философии права», заметив, что акцентировать внимание надо не на том, что будет, а на том, что  должно быть, П.И. Новгородцев пытается дать положительное решение вопроса о должном. Но для этого нужна глубокая разработка самостоятельного и положительного общественного миросозерцания [1, 487-489].

                                                  В 1899 году П.И. Новгородцев  выступил со статьей «Право и нравственность», в которой указывал на несводимость права и нравственности друг к другу и устанавливал связь обоих начал на почве естественно-правовой идеи. Естественное право понималось как особая часть моральной философии, задающая масштаб нормативной оценке правотворчества. Это и определило принципы нравственной критики позитивного права. П.И. Новгородцев противопоставляет естественное право праву положительному как идеал для последнего, «создаваемый ввиду недостатков и несовершенств положительных установлений» [9, 111].

                                                  В силу отставания положительных  законов от движения истории и ее требований в жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями. «Из этих конфликтов, - поясняет Новгородцев, - и зарождается обыкновенно естественное право как требование реформ и изменений в существующем строе» [9, 111].

                                                  П.И. Новгородцев  отмечает, что представления о  естественном праве в его противопоставлении положительному закону существуют давно, начиная еще с досократиков. И  подобных представлений, по его словам, придерживались самые разнообразные философы на протяжении всех веков: «Их примеру, - продолжает он, - следуем и мы, когда во имя прогрессивных требований жизни строим идеалы будущего. Мы не говорим теперь более о естественном праве или о праве природы, не противопоставляем более природу истории, но только потому, что историю мы понимаем шире, чем понимали ее прежде, и в ней самой находим основание для идеи прогресса. В самом течении исторической жизни мы открываем зародыш новых отношений, а вместе с тем и основания для построения идеального права» [9, 111].

                                                  Подобные рассуждения  свидетельствуют о том, что у  П.И. Новгородцева речь идет о своеобразном варианте исторически изменяющейся концепции естественного права. Своеобразие его позиции в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, идеала (идеального, естественного права) и действительности (позитивного права, закона) [8, 530].

                                                                Естественное право в трактовке П.И. Новгородцева не выступает по отношению к закону как собственно право. Речь идет о естественном праве как об идеале, о предложениях и реформаторских проектах для будущего закона. Тут мы имеем дело в большей степени  с нравственно-естественно-правовой мотивацией, чем с философским анализом смысла права и правового качества закона.

                                                  Большая часть  работ  П.И. Новгородцева посвящена изучению метафизических оснований права  и морали, форм взаимосвязи и взаимопроникновения  этических и юридических норм в духовной культуре, а также  анализу особенностей реализации в социальной жизни абсолютной этической ценности. Важнейшей частью его концепции была развиваемая в ряде работ аксиологическая теория права, базирующаяся на философии неокантианства, учении о естественном праве и эволюционной эпистемологии.

                                                  Центральным пунктом  либерально-правового учения П.И. Новгородцева стала нравственная автономия человеческой личности. Моральная идея личности – абсолютная основа естественного  права [10], но раскрывает себя лишь в этике и метафизике. Личность как «нравственная основа общественности», придает в таком понимании новое освещение и проблемам общественной жизни. «Общество по своему существу есть не ограничение личности, а ее расширение и восполнение» [11]. Именно эти положения признаются П.И. Новгородцевым безусловными нормами правотворчества и бытия государства.

                                                  Самоопределяющаяся  личность выдвигалась как исходный пункт общественной реальности. Перед  ней встала грандиозная задача осуществления  нравственного закона, воплощение его в жизнь общества. Поиск содержания, соответствующего моральной норме, требует постоянного морального творчества. Творчество же, правообразующее общественное бытие, не противопоставлено ему, но осуществляется лишь внутри его, в сознании реальности, независимой от человеческой воли.

                                                  Философия естественного  права Новгородцева утверждала связь  доступных научному анализу областей с миром абсолютных ценностей  и начал. В этом признании Новгородцевым  законных прав метафизики сказалось  влияние той русской философской традиции, у истоков которой стоял В.С. Соловьев.

                                                  Новгородцев увидел и показал огромное значение выхода понимания права за пределы формально-юридических  норм. Его статья «Право на достойное  человеческое существование», опубликованная в еженедельнике П.Б. Струве «Полярная звезда», стала важнейшей инициативой в разработке этой идеи в политико-правовой науке. Формальное право свободы, провозглашаемое либерализмом, должно быть, по мысли П.И. Новгородцева, дополнено правом на обеспечение достойного существования. «Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически» [16]. Эту идею, впервые высказанную В. Соловьевым, П.И. Новгородцев сформулировал как правовую проблему. Тем самым было положено теоретическое начало «социальному либерализму», или неолиберализму, - политической теории, сменившей в XX веке классический либеральный индивидуализм.

                                                  В книге «Кризис  современного правосознания» (1909) П.И. Новгородцевым была предпринята  попытка ответа на вопросы: в чем состоит кризис культуры и цивилизации начала века и как его можно преодолеть. По его  мнению, глубина кризиса, постигшего современное правосознание, раскрывается в весьма характерных для начала XX века уверениях о ненужности права как такового, в бессилии внешних политических форм и учреждений, в желании устремиться в область моральной жизни поверх насильственных рамок правового закона, без юридических гарантий.

                                                  Кризис правосознания  обнажил духовные основы той веры, что питала политическую мысль XIX века: веры в абсолютную реализацию правового государства. П.И. Новгородцев показывает, что потеряна вера в такое правовое государство, которое будет совершенным, абсолютным, став неким подобием царства Божия на земле.

Информация о работе Правовые воззрения П.И. Новгородцева