М.Е.
ЖИХАРЕВИЧ,
кандидат философских
наук, доцент
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ
ВОЗЗРЕНИЯ
П.
И. НОВГОРОДЦЕВА
Для современной
России, конституционно закрепившей
вектор своего развития в направлении
построения гражданского общества и
правового, социального государства,
особую актуальность приобретает проблема
востребованности богатейшего философско-правового
наследия русских философов конца XIX-начала
ХХ вв. В этой сокровищнице достойное место
принадлежит философско-правовым воззрениям
П.И. Новгородцева.
Павел Иванович Новгородцев
(1866-1924) - выдающийся русский философ, правовед
и социолог, работавший над исследованием
философских проблем государства и права,
демократии, форм государственного устройства
и правового государства. Будучи представителем
русского либерализма, П.И. Новгородцев
пытался обосновать либеральную программу
с позиций философской критики, рассматривая
ее с учетом европейского опыта XIX - начала
XX вв., пытаясь заменить старый либерализм
новым, реформировать это политическое
течение. Уже своих ранних работах он
пытался исследовать основания демократии,
обращаясь преимущественно к естественному
праву. П.И. Новгородцев стремился дополнить
субъективную этику Канта отдельными
положениями этики Гегеля и устранить
тем самым односторонность этих систем.
В результате им была создана собственная
оригинальная естественно-правовая философская
концепция.
Высоко оценивая
кантовское моральное обоснование
права, противопоставление идеала и
действительности, мыслитель с этих
позиций критиковал Гегеля. «Гегель,
- писал П.И. Новгородцев, - не оценивал
надлежащим образом ни возвышенной стороны
кантовской морали, ни тех гносеологических
оснований, на которых она утвердилась» [7,
200].
Восприняв ряд отправных общефилософских
и методологических принципов, а также
конкретных положений гегелевской философии
права, он не соглашался с гегелевским
пониманием соотношения личности и нравственного
целого. Возражал П.И. Новгородцев и против
того, что у Гегеля твердые основы общественной
организации ставятся выше личного сознания.
Исходя из превосходства личного сознания
над нравственным целым, П.И. Новгородцев
отмечал, что нравственный закон в своей
приспособляемости не может служить для
личности безусловной нравственной опорой [7,
223].
В поисках гармонии между началами индивидуальности
и всеобщности П.И. Новгородцев акцент
делает не на государстве, как Гегель,
а на индивиде, личности. В его концепции
автономной нравственной личности и представлениях
об общественном идеале неогегельянство
и неокантианство сочетались с идеями
русской религиозной философии [8,
529].
Как уже отмечалось
выше, интересы П.И. Новгородцева концентрировались,
в частности, на проблеме естественного
права. Известно, что позитивизм в
лице исторического и социологического
направлений пытался упразднить
естественное право в качестве самостоятельного
начала, сводя существо правовой нормы
к историческим традициям или социальным
связям.
П.И. Новгородцев
писал, что «…под влиянием Савиньи,
Шталя и некоторых других писателей
на естественное право и до сих
пор многие смотрят, как на старое заблуждение,
которому нет места среди теорий современной
науки. Однако более глубокое изучение
предмета показывает, что естественное
право представляет собою неискоренимую
потребность человеческого мышления и
исконную принадлежность философии права»
[9,110].
С позиций критического
идеализма П.И. Новгородцеву удалось
показать, что историзм лишь мнимым
образом упраздняет идею естественного
права и что он не в состоянии
решить проблемы природы нравственности,
рассматривая ее с генетической и исторической
точки зрения.
В сборнике «Проблемы
идеализма» [2] П.И. Новгородцев поясняет,
что возрождение идеалистической
философии после засилья позитивизма
вызвано постановкой и решением
проблем морали, с которыми не совладал
позитивизм. И этот поворот в философии
не есть плод одной только теоретической
любознательности, а порожден самой жизнью.
Глубокие потребности нравственного сознания
выдвигают проблему должного, проблему
нравственного идеала. Мы ищем абсолютных
заповедей, принципов – в этом именно
и состоит сущность нравственных исканий,
- а нам отвечают указанием на то, что все
в мире относительно, все условно. Эти
и ряд других проблем отметались позитивизмом
как неуместные в философии, ясно определившей
свои границы [2, 8]. Важный вклад П.И. Новгородцева
в возрождение теории естественного права
усматривается также в том, что он, истолковывая
естественное право не в контексте исторической
эволюции, а в качестве вечного неотъемлемого
права человеческой личности, имеющего
нравственную природу и характер абсолютной
ценности. По П.И. Новгородцеву разумное
начало личности и есть автономное нравственное
начало. Разум является единственным источником
идеи должного, морального закона, который
представляет собой факт чистого сознания.
Разум, безусловно, достоверен сам по себе,
независим от исторической необходимости.
В статье «Нравственный
идеализм в философии права», заметив,
что акцентировать внимание надо
не на том, что будет, а на том, что
должно быть, П.И. Новгородцев пытается
дать положительное решение вопроса
о должном. Но для этого нужна глубокая
разработка самостоятельного и положительного
общественного миросозерцания [1,
487-489].
В 1899 году П.И. Новгородцев
выступил со статьей «Право и нравственность»,
в которой указывал на несводимость
права и нравственности друг к другу
и устанавливал связь обоих начал на почве
естественно-правовой идеи. Естественное
право понималось как особая часть моральной
философии, задающая масштаб нормативной
оценке правотворчества. Это и определило
принципы нравственной критики позитивного
права. П.И. Новгородцев противопоставляет
естественное право праву положительному
как идеал для последнего, «создаваемый
ввиду недостатков и несовершенств положительных
установлений» [9, 111].
В силу отставания положительных
законов от движения истории и ее требований
в жизни постоянно и неизбежно возникают
конфликты между старым порядком и новыми
прогрессивными стремлениями. «Из этих
конфликтов, - поясняет Новгородцев, - и
зарождается обыкновенно естественное
право как требование реформ и изменений
в существующем строе» [9, 111].
П.И. Новгородцев
отмечает, что представления о
естественном праве в его противопоставлении
положительному закону существуют давно,
начиная еще с досократиков. И
подобных представлений, по его словам,
придерживались самые разнообразные философы
на протяжении всех веков: «Их примеру,
- продолжает он, - следуем и мы, когда во
имя прогрессивных требований жизни строим
идеалы будущего. Мы не говорим теперь
более о естественном праве или о праве
природы, не противопоставляем более природу
истории, но только потому, что историю
мы понимаем шире, чем понимали ее прежде,
и в ней самой находим основание для идеи
прогресса. В самом течении исторической
жизни мы открываем зародыш новых отношений,
а вместе с тем и основания для построения
идеального права» [9, 111].
Подобные рассуждения
свидетельствуют о том, что у
П.И. Новгородцева речь идет о своеобразном
варианте исторически изменяющейся концепции
естественного права. Своеобразие его
позиции в значительной мере обусловлено
присущими его подходу кантианскими представлениями
о принципиальном разрыве, противостоянии
и несовпадении должного и сущего, идеала
(идеального, естественного права) и действительности
(позитивного права, закона) [8, 530].
Естественное право в трактовке П.И. Новгородцева
не выступает по отношению к закону как
собственно право. Речь идет о естественном
праве как об идеале, о предложениях и
реформаторских проектах для будущего
закона. Тут мы имеем дело в большей степени
с нравственно-естественно-правовой мотивацией,
чем с философским анализом смысла права
и правового качества закона.
Большая часть работ
П.И. Новгородцева посвящена изучению
метафизических оснований права
и морали, форм взаимосвязи и взаимопроникновения
этических и юридических норм в духовной
культуре, а также анализу особенностей
реализации в социальной жизни абсолютной
этической ценности. Важнейшей частью
его концепции была развиваемая в ряде
работ аксиологическая теория права, базирующаяся
на философии неокантианства, учении о
естественном праве и эволюционной эпистемологии.
Центральным пунктом
либерально-правового учения П.И. Новгородцева
стала нравственная автономия человеческой
личности. Моральная идея личности
– абсолютная основа естественного
права [10],
но раскрывает себя лишь в этике и метафизике.
Личность как «нравственная основа общественности»,
придает в таком понимании новое освещение
и проблемам общественной жизни. «Общество
по своему существу есть не ограничение
личности, а ее расширение и восполнение» [11].
Именно эти положения признаются П.И. Новгородцевым
безусловными нормами правотворчества
и бытия государства.
Самоопределяющаяся
личность выдвигалась как исходный
пункт общественной реальности. Перед
ней встала грандиозная задача осуществления
нравственного закона, воплощение его
в жизнь общества. Поиск содержания, соответствующего
моральной норме, требует постоянного
морального творчества. Творчество же,
правообразующее общественное бытие,
не противопоставлено ему, но осуществляется
лишь внутри его, в сознании реальности,
независимой от человеческой воли.
Философия естественного
права Новгородцева утверждала связь
доступных научному анализу областей
с миром абсолютных ценностей
и начал. В этом признании Новгородцевым
законных прав метафизики сказалось
влияние той русской философской традиции,
у истоков которой стоял В.С. Соловьев.
Новгородцев увидел
и показал огромное значение выхода
понимания права за пределы формально-юридических
норм. Его статья «Право на достойное
человеческое существование», опубликованная
в еженедельнике П.Б. Струве «Полярная
звезда», стала важнейшей инициативой
в разработке этой идеи в политико-правовой
науке. Формальное право свободы, провозглашаемое
либерализмом, должно быть, по мысли П.И.
Новгородцева, дополнено правом на обеспечение
достойного существования. «Задача и сущность
права состоит действительно в охране
личной свободы, но для осуществления
этой цели необходима и забота о материальных
условиях свободы: без этого свобода некоторых
может остаться пустым звуком, недосягаемым
благом, закрепленным за ними юридически
и отнятым фактически» [16]. Эту идею, впервые высказанную
В. Соловьевым, П.И. Новгородцев сформулировал
как правовую проблему. Тем самым было
положено теоретическое начало «социальному
либерализму», или неолиберализму, - политической
теории, сменившей в XX веке классический
либеральный индивидуализм.
В книге «Кризис
современного правосознания» (1909) П.И.
Новгородцевым была предпринята
попытка ответа на вопросы: в чем состоит
кризис культуры и цивилизации начала
века и как его можно преодолеть. По его
мнению, глубина кризиса, постигшего современное
правосознание, раскрывается в весьма
характерных для начала XX века уверениях
о ненужности права как такового, в бессилии
внешних политических форм и учреждений,
в желании устремиться в область моральной
жизни поверх насильственных рамок правового
закона, без юридических гарантий.
Кризис правосознания
обнажил духовные основы той веры,
что питала политическую мысль XIX
века: веры в абсолютную реализацию правового
государства. П.И. Новгородцев показывает,
что потеряна вера в такое правовое государство,
которое будет совершенным, абсолютным,
став неким подобием царства Божия на
земле.