Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа
В формирующемся современном мире информация выступает важнейшим компонентом развития общества. Нынешнее гражданское общество постепенно превращается из информированного в информационное, поэтому можно смело констатировать, что XX век по праву считается веком информации. Информация приобретает глобальный характер; не существует границ для потока информации; информация является значимой как для себя лично, так для государства и общества в целом; каждый может искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Информационное общество развивается стремительными темпами, и это развитие сказывается на характере общественных отношений, которые формируется между людьми, а также между ними и государством.
В данном законодательном акте предлагается так же включить следующие обязательные разделы:
12. Предлагается уточнить п. 7 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно:
А) Пункт 7 ч. 1 ст. 15 изложить в следующей редакции:
« 1. Гражданский служащий обязан:
7) не разглашать сведения,
ставшие ему известными в
Б) Пункт 9 ч. 1 ст. 17 изложить в следующей редакции:
« 1.В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
9) разглашать или использовать
в целях, не связанных с
13. Предлагается внести в главу 30 Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» самостоятельную статью, предусматривающую ответственность за незаконные действия со сведениями, составляющими служебную тайну, и назвать – «Незаконные действия со сведениями, составляющими служебную тайну».
14. Предлагается дополнить главу 19 Уголовного кодекса РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» статьей, устанавливающей ответственность за незаконное использование и распространение персональных данных, и назвать – «Незаконные действия с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение и иные незаконные действия».
15. Предлагается изложить ст. 13.14. Кодекса РФ об административных правонарушениях в следующей редакции:
Статья 13.14. «Незаконные действия (операции) с информацией ограниченного доступа.
Незаконные действия (операции) с информацией, доступ к которой ограничен федеральным законом, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение».
Предлагается изложить ст. 13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях в следующей редакции:
Статья 13.11. «Незаконные действия (операции) с персональными данными.
Незаконные действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные предложения позволяют использовать их в законотворческой деятельности с целью устранения выявленных пробелов, недостатков и коллизий оборота информации конфиденциального характера в сфере государственного управления. Диссертантом было предложено ряд изменений в действующем законодательстве.
Сделанные в исследовании теоретические выводы и положения могут быть использованы в качестве формирования методологического материала при подготовке учебных пособий по информационному праву, а также дать толчок в дальнейших исследованиях в этом научном направлении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, полученные в ходе исследования, можно использовать в нормотворческой деятельности органов государственного управления и для совершенствования действующего законодательства. Материалы диссертационного исследования могут использоваться в преподавании курса «Информационное право», а также при подготовке лекций и учебных пособий по данной тематике.
Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах: опубликование основных положений диссертации в научных статьях, внедрение основных положений проведенного исследования в методическое обеспечение учебного процесса ряда российских вузов (Московского гуманитарного университета, Международной академии предпринимательства, Международный юридический институт и др.), а также практику ряда организаций, выступления с докладами на научно-практических конференциях и семинарах (Конференция «Эффективный документооборот в органах государственной власти и местного самоуправления» (26 - 27 апреля 2006 года, г. Москва); Восьмая международная конференция «Право и Интернет» (19 - 20 октября 2006 года, г. Москва); Третий евразийский форум «Международные аспекты информационной безопасности» (14 - 15 июня 2007 года, г. Москва)).
Структура и объем диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, а также списка нормативных правовых актов и использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследовании, определяются цели и задачи исследования, характеризуется эмпирическая база диссертации, ее научная новизна, а также степень разработанности проблемы, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, содержатся сведения об апробации результатов исследования.
Первая глава диссертационного исследования «Информация с ограниченным доступом (конфиденциальная информация): понятие, виды и особенности информационно-правового регулирования», содержащая три параграфа, направлена на исследование вопросов, касающихся теоретических основ и правовых аспектов основных понятий исследуемой темы, а так же особенностей правового регулирования порядка документирования и установления режима доступа к конфиденциальной информации.
Анализируя мнения ряда ученых (Смирнова Н.А., Ушакова Д.Н., Хартли Р., Клода Э. Шеннон, Уивера У., Винера Н., Стрельцова А.А., Закупеня Т.В., Соболя С. Ю., Нисневича Ю.А., Городова О.А., Копылова В.А. и др.), диссертант формулирует комплексное определение термина «информация» – это особо значимый объект, представляющий собой сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления, о фактах, событиях, явлениях и обеспечивающий процесс государственного управления в различных сферах общественной жизни. Диссертант рассматривает основные признаки информации конфиденциального характера в целях определения понятия, делает выводы и предлагает законодателю соответствующие теоретические конструкции включить в законодательство Российской Федерации.
Изучаются разнообразные мнения ученых (Боташева Ф.Н., Строганова И.В., Лопатина В.Н., Коломиеца А., Салихова И.И.) о классификации информации конфиденциального характера. Можно встретить классификацию по видам тайн (коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна), по степени обработанности информации (первичная и производная), по основанию критерия правовой отраслевой классификации (частноправовая и публично-правовая), по критериям совместимости информационных ресурсов (интероперабелъная и неинтероперабелъная), по степени управления (неинтегрированная и интегрированная).
Диссертантом исследуются различные определения правового режима, а именно таких ученых, как Матузов Н.И., Малько А.В., Бахрах Д.Н., Алексеев С.С. Исследуется вопрос классификации всех правовых режимов на режим свободного доступа и режим ограниченного доступа. Критериями этой классификации выступает мера важности и мера доступности сведений. Абсолютно доступных сведений, на которых установлен какой-либо правовой режим, не существует, так как всегда есть вероятность, что доступ к сведениям будет ограничен либо фактически, либо юридически.
Диссертант затрагивает вопрос о правовом режиме документированной информации. Этот режим не подпадет под основную классификацию, так как зависит от материального носителя. Поэтому режим документированной информации может быть отнесен и к режиму свободного доступа, и к режиму ограниченного доступа. Специальную оговорку требует режим информационных ресурсов. В процессе использования информации в сфере деятельности органов власти соответствующие правоотношения нуждаются в особой направленности правового регулирования, что достигается за счет существования правовых режимов информационных ресурсов.
Исследуется общая характеристика правовых режимов информации конфиденциального характера, а именно: режим государственной тайны, банковской тайны, аудиторской тайны, коммерческой тайны, профессиональной тайны, изобретательской тайны и авторской тайны. Выделяется режим персональных данных из режима служебной тайны, так как считается, что информация конфиденциального характера в сфере деятельности органов государственного управления неоднородна, имеет исключительную значимость и специфичный уровень правового регулирования. Исследуется вопрос взаимодействия режима служебной тайны с другими режимами информации конфиденциального характера (коммерческой, профессиональной, банковской, аудиторской, врачебной и др.). Информации конфиденциального характера (коммерческая, профессиональная, банковская, аудиторская, врачебная тайна и др.) при предоставлении их в органы государственной власти не прекращает свое функционирование, а дополняет режим служебной тайны.
Рассматривается официальное и научное определение понятие «документ» и «документированная информация», а также три их основных признака: наличие материального носителя информации, идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений и возможность изменения форм ее закрепления. Исследуется порядок документирования информации, документооборот и основные требования к документационному обеспечению деятельности органов исполнительной власти. Также в органах исполнительной власти, при массивном документообороте, нужно подтвердить электронный документ в равнозначности с документом на бумажном носителе, и поэтому диссертантом был исследован вопрос об использовании электронной цифровой подписи в органах исполнительной власти. Следует признать, что при документировании информации, которая будет носить режим тайны, орган исполнительной власти добивается ее конфиденциальности путем создания специальных (дополнительных) реквизитов, требований к регистрации и учету размноженных копий документов, исключения определенных способов передачи документов.
Вторая глава диссертации «Совершенствование нормативно-правового регулирования порядка оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в Российской Федерации» посвящена исследованию особенностям регулирования порядка оборота информации с ограниченным доступом, а именно: режима информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации), режима конфиденциальной информации, составляющей служебную тайну и режима конфиденциальной информации, составляющей персональные данные граждан.
Исследуются мнение ученых (Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А, Гаврилов Э., Огородов Д.В., Коломиец А., Городов О.А.) о правовом феномене тайны и соотношение информации с «тайной», делаются выводы и предлагаются свои умозаключения. Информация не может составлять тайны, она может находиться в тайне, то есть в особом правовом режиме. Тайна – это особый правовой режим информации, устанавливаемый в отношении третьих лиц и обладателей закрытых сведений, который основан на определенных запретах и позитивных обязываний в ее использовании, и обеспечивается системой ее охраны.
В диссертации исследуется вопрос правового регулирования режима общедоступной информации. Это нужно для того, чтобы показать пробелы и противоречия законодательства в области ограниченного доступа к информации. Подробно исследуется принцип реализации права на информационную открытость, который выражается: в равенстве права на доступ к информации, независимо от статуса пользователя; в доступности для граждан и организаций информации, непосредственно затрагивающей права и свободы – у граждан, права и обязанности – у организаций; граждане и организации не обязаны обосновывать необходимость получения такой информации; в достоверности предоставляемой информации; в доступности и открытости общедоступной информации.
Делаются существенные выводы и предлагаются соответствующие изменения в законодательстве. Также исследуется следующий принцип – установление ограничений доступа к информации только федеральными законами, а также рассматривается вопрос об ограничении доступа к информации конфиденциального характера в государственных информационных системах. В процессе ограничения доступа к информации конфиденциального характера в государственных информационных системах должны быть решены определенные в исследовании вопросы, после чего это ограничение будет законно.
Предлагается все нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся информации конфиденциального характера, объединить в одном законодательном акте и установить в нем определенные в диссертации обязательные нормы.
Информация о работе Правовые основы оборота информации с ограниченным доступом