Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 05:30, реферат
Постижение истины не посредственная высшая цепь познания. Однако стремление к бесконечному познанию –это только одна из сторон человеческой сущности. Знание само по себе еще ничего не меняет в действительности и не является абсолютной самоцелью человека. Конечной целью человеческого познания служит применение знаний для преобразованиямира в необходимом для человеческого существования направлении. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его.
Введение. Понятие практики……………………………………….3
Практика, как форма преобразования мира……………………….4
Общественно-историческая практика…………………………..…6
Формы практик……………...………………………………………8
Истина, как критерий практики…………………………………...11
Заключение…………………………………………………………...13
Библиографический список ……………………………………..…..14
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ СПО «Сибирский Государственный Технологический университет»
Лесосибирский
филиал
Кафедра ГСПД
Реферат
По дисциплине: Философия
Тема: Практика как основы всех форм общественной жизни человека
(ГСПД 000 000 022 ПЗ)
студент
ГР-75-2
Лесосибирск
2009 г.
Содержание
Введение. Понятие практики……………………………………….3
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список ……………………………………..…..14
Введение
Постижение истины не посредственная высшая цепь познания. Однако стремление к бесконечному познанию –это только одна из сторон человеческой сущности. Знание само по себе еще ничего не меняет в действительности и не является абсолютной самоцелью человека. Конечной целью человеческого познания служит применение знаний для преобразованиямира в необходимом для человеческого существования направлении. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его.
Средством и процессом преобразования мира является общественно-историческая практика. Способность к практической деятельности, практическому преобразованию мира и самого себя, определяется сторона человека и смысл его существования в познании и практическом преобразовании мира и самого себя.
Так
как практика возникает исторически
в процессе становления человечества,
как специфический способ удовлетворения
жизненных потребностей. Однако в практике
заложены возможности развития нового
бытия в мире, который открывает перспективу
в отношении человека и окружающей среды.
Прорывая узкие рамки приспособления
к среде, вырываясь из унаследованной
от животных предков «экологической ниши»
человек благодаря производству искусственно
созданных средств и орудий в принципе
оказывается способом на универсальное
практически преобразовательное отношение
к миру. Эта универсальность, открытость
реального отношения к миру в практике
имеет своим следствием тем, что в принципе
отсутствует какой либо заданный предел
познавательных возможностей человека,
тем самым практика позволяет человеку
беспредельно втягивать в сферу практики
новые возможности.
1 Практика, как форма преобразования мира
Практика—это материальная деятельность людей. Иными словами, она представляет собой трудовую деятельность человека.
Практика как материальный труд есть высшая и универсальная форма материальной активности. Практика отличается от всех других видов материальной активности, физической, химической, биологической — прежде всего тем, что она в принципе приложима к любым материальным объектам, явлениям, отношениям бесконечна многообразного мира. Практика, труд--это сущность человека в действии, выражение всеобщей, универсальной природы человека как микрокосма, высшей ступени развития материи.
Практика поэтому обладает всеобщностью, несет в себе всеобщее содержание, всеобщие черты материального мира. В то же время практика всегда выступает как непосредственная конкретная деятельность человека. Практика — выше (теоретического) познания!
Если всеобщность практики делает ее приложимой к любым предметам или явлениям бесконечно многообразного мира, то непосредственность практики обеспечивает ее приложимость, ее контакт с каждым особенным или единичным предметом или явлением.
Практика
способна к бесконечному развитию. Это
обусловлено, как уже отмечалось, единством
всеобщего особенного и единичного человеке
иследовательнопрактике. Безграничное
развитие практики обусловлено заложенным
в ее природе «гранитом» практика осуществляется
путем присоединений. В своей практической
деятельности человек становится в отношение
не только определенным единичным и особенным
вещам, но и к бесконечному миру в целом,
к его сущности. Живое только приспосабливается
к среде, становится в отношение к природной
среде. Человек обладает уникальной способностью
преобразовывать вещи, а эта способность
может принадлежать только существу, являющемуся
итогом бесконечного развития материи,
несущему в себе бесконечность, поставленному
в отношение
к бесконечности самим процессом своего возникновения из этой бесконечности, бесконечного мира. Бесконечная эволюция материи создает высшую форму материи—человека, причастного к судьбам бесконечного мира.
Практика — не только процесс преобразования материального мира и поэтому средство человеческого существования, она есть также сам способ и процесс человеческого существования, тождественна с человеческим существованием, бытием человека как материального существа. Преобразуя мир, человек преобразует самого себя, проходит путь от примитивного существа первобытнообщинного строя, «частичного» и «разделенного» человека эпохи антагонистических эксплуататорских обществ к целостному всестороннему человеку со «свободной индивидуальностью» эпохи коммунистического общества.
В процессе преобразования
Вместе
с тем, будучи средством преобразования
практика, выступает в качестве средства
сохранения, воспроизведения и развития
всеобщих человеческих родовых, сущностных
свойств. Практика непрерывно воспроизводит
человеческую сущность, обусловливает
идентичность человеческой сущности.
В процессе развития человек сохраняет
свою общую сущность, остается мыслящим
и практическим существом, творящим свое
собственное бытие, собственную сущность.
Непрерывно воспроизводя человека в процессе
преобразования мира, практика тем самым
непрерывно определяет, производит и реальное
место человека в бесконечном мире, и смысл
его существования. Смысл человеческого
существования, с его главенствующей,
определяющей стороны заключается в практической
деятельности. Иными словами, в познании
и труде, практическом преобразовании
мира и самого себя—всеобщий смысл человеческого
существования. Человек не только познающее
существо, он — сосредоточие бесконечной
материальной мощи.
2 Общественно-историческая практика
Будучи способом и сутью человеческого существования, практика выступает в качестве основы всего процесса познания. Понятие основы познания означает что :1) практическое отношение к миру и к самому себе делает возможным и необходимым познание мира и самого себя; 2) практика порождает потребность в знании; 3) практика создает материальные средства познания; 4) практическое применение—конечная цель познания. Чтобы процесс познания мог осуществиться, человек должен встать в реальное практическое (материальное) отношение к определенным вещам, явлениям, процессам человечество пришло к осознанию своей родовой сущности, «человека вообще» лишь вместе с христианством. Если для древних греков существовала пропасть между рабами и рабовладельцами, греками и варварами, то в христианстве существуют уже единый бог и единый абстрактный человек вообще. Человечество ставит перед собой только такие познавательные задачи, которые поставлены ходом развития практики. Так, с началом освоения космоса возникли новые конкретные проблемы космонавтики, которые не могли бы появиться ранее.
Потребности практического развития человечества порождают потребности в знании все более широкого круга предметов и явлений, погружения в структуру глубокого микромира.
Встать в практическое отношение к тем или иным областям реального мира — это значит, что существование человека становится зависимым от данных областей действительности, которыми человек должен практически овладеть. Лишь когда практика поставит человека в отношение к все более широким и сложным областям действительности, человек становится способным их познавать. Практическое отношение в этом смысле определяет познавательное отношение человека к действительности
Практика,
далее, вооружает процесс познания техническими
и другими материальными средствами, без
которых развитие науки принципиально
не возможно.
Наконец, полученные в результате познавательной деятельности знания воплощаются в определенные практические действия, служат средством практической переделки реального мира.
Общественно-историческая
практика, как и познание, --является
единством абсолютного и относительного.
Как самостоятельность «высшего цвета»
материи, несущего в себе бесконечное
богатство содержания, практика всегда
абсолютна, универсальна. Будучи всегда
исторически ограниченной, она оказывается
относительной. Поэтому критерий общественно-исторической
практики является абсолютным и относительным:
подтверждая в принципе "правильность
определенных представлений, практика
ни могла не дать абсолютно исчерпывающего
подтверждения истинности или ложности
тех или иных человеческих знаний. Практика
возникает исторически в процессе становления
человечества как специфический способ
удовлетворения жизненных потребностей.
Однако в специфике этого способа заложены
возможности развития принципиально нового
типа бытия в мире, который открывает перспективу
преодоления диктата окружающей среды
по отношению к человеку. Созданные человеком
искусственные орудия и средства преобразования
окружающей реальности являются своего
рода «неорганическим телом» человека,
позволяющим ему втягивать в сферу практики
все новые слои действительности. Совершенствуя,
преобразуя окружающий мир, люди строят
новую реальность, прорывают горизонты
налично-данного бытия. Однако, подчеркивая
активно преобразующее начало практической
деятельности человека, необходимо помнить,
что она определенным образом вписывает
человека в материальную действительность,
объемлющую его и всегда выходящую за
пределы актуальных возможностей ее практического
освоения. Человек при всех перспективах
и возможностях своей активной преобразовательной
деятельности остается в пределах реального
материального мира и не может не сообразовывать
свою деятельность с его объективными
законами. Творческие конструктивные
возможности практически-преобразовательной
деятельности в реальном мире всегда опираются
на использование объективных закономерностей.
3 Формы практики
Практика
выступает в разнообразных формах. Основная
форма практической деятельности –материальное
производств, которое есть одновременно
производство материальных благ и производство
самого человека. Материальная практика
существует как самостоятельный род деятельности
человека или в качестве компонента или
условия какой-либо духовной деятельности.
Материальная производственная деятельность,
практически-преобразовательная деятельность,
социальная практика. Деятельность (социальная,
классовая борьба, революции и т.п.), техническая
деятельность. Объекты расчленяются по
своим функциям на предмет труда, средства
труда и продукты труда. Труд как преобразованное
человеком вещество природы предполагает
взаимодействие всех этих элементов.
Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение материальной производственно-практической деятельности явилось исходной предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру, преодоления рамок животного существования.
Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения, преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.
Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органически связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется единая практическая деятельность, включающая две стороны — отношение людей к природе и отношение людей к самим себе.
Однако в процессе общественного развития эти стороны практической деятельности дифференцируются. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений — социальная, классовая борьба, революционное движение и т. д.,— выступает как особая форма практики.
Важнейшей формой социальной практической деятельности в современных условиях является осуществляемая в нашем обществе перестройка. Перестройка носит революционный характер и направлена на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей.
Информация о работе Практика как основы всех форм общественной жизни человека