Практика как основы всех форм общественной жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 05:30, реферат

Описание работы

Постижение истины не посредственная высшая цепь познания. Однако стремление к бесконечному познанию –это только одна из сторон человеческой сущности. Знание само по себе еще ничего не меняет в действительности и не является абсолютной самоцелью человека. Конечной целью человеческого познания служит применение знаний для преобразованиямира в необходимом для человеческого существования направлении. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его.

Содержание

Введение. Понятие практики……………………………………….3
Практика, как форма преобразования мира……………………….4
Общественно-историческая практика…………………………..…6
Формы практик……………...………………………………………8
Истина, как критерий практики…………………………………...11
Заключение…………………………………………………………...13
Библиографический список ……………………………………..…..14

Работа содержит 1 файл

реферат философия наташи.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ СПО «Сибирский Государственный Технологический университет»

Лесосибирский филиал 
 

Кафедра ГСПД

Реферат

По дисциплине: Философия

Тема: Практика как основы всех форм  общественной жизни человека

                                               (ГСПД 000 000 022 ПЗ) 
 
 
 
 
 

                                                                               Руководитель:

                                                                                         _________ Л.А Шарова

                                                                   (подпись) 

                                                                                                         ___________

                                                                                                            (оценка)    

 

                                                                                                            Разработал :

студент ГР-75-2 

                                                                                         ________ Н.А.Матвеева

                                                                   (подпись) 
 
 
 
 
 
 

Лесосибирск 2009 г. 

Содержание 
 

        Введение. Понятие практики……………………………………….3

  1. Практика, как форма преобразования мира……………………….4
  2. Общественно-историческая практика…………………………..…6
  3. Формы практик……………...………………………………………8
  4. Истина, как критерий практики…………………………………...11

     Заключение…………………………………………………………...13

     Библиографический  список ……………………………………..…..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Постижение  истины не посредственная высшая цепь  познания. Однако стремление к бесконечному познанию –это только  одна из сторон человеческой сущности. Знание само по себе еще ничего  не меняет  в действительности и не является абсолютной самоцелью человека. Конечной целью человеческого познания служит применение знаний для преобразованиямира  в необходимом для человеческого существования направлении. Мир не удовлетворяет человека,  и человек своим  действием  решает изменить его.

     Средством и процессом преобразования мира является  общественно-историческая практика. Способность  к практической деятельности, практическому  преобразованию  мира и самого себя,  определяется  сторона человека и смысл его  существования в познании и практическом  преобразовании мира и самого себя.

     Так как практика возникает  исторически  в процессе  становления человечества, как специфический способ удовлетворения жизненных потребностей. Однако в практике заложены возможности развития нового бытия в мире, который открывает перспективу в отношении человека и окружающей среды. Прорывая узкие рамки приспособления  к среде, вырываясь из  унаследованной  от животных предков «экологической ниши» человек благодаря производству искусственно созданных средств и орудий в принципе оказывается способом на универсальное практически преобразовательное отношение к миру. Эта универсальность, открытость реального отношения к миру в практике имеет своим следствием тем, что  в принципе  отсутствует  какой либо заданный предел  познавательных возможностей человека, тем самым практика позволяет человеку  беспредельно втягивать в сферу практики новые возможности. 
 
 
 
 
 

1 Практика, как форма преобразования мира

     Практика—это  материальная деятельность людей. Иными  словами, она  представляет  собой трудовую деятельность человека.  

     Практика  как материальный труд есть высшая и универсальная форма материальной активности. Практика отличается от всех других видов материальной активности, физической, химической, биологической — прежде всего тем, что она в принципе приложима к любым материальным объектам, явлениям, отношениям бесконечна многообразного мира. Практика, труд--это сущность человека в действии, выражение всеобщей, универсальной природы человека как микрокосма, высшей ступени развития материи.

     Практика  поэтому обладает всеобщностью, несет в себе всеобщее содержание, всеобщие черты материального мира. В то же время практика всегда выступает как непосредственная конкретная деятельность человека. Практика — выше (теоретического) познания!

     Если  всеобщность практики делает ее приложимой к любым предметам или явлениям бесконечно многообразного мира, то непосредственность практики обеспечивает ее приложимость, ее контакт с каждым особенным или единичным предметом или явлением.

     Практика  способна к бесконечному развитию. Это обусловлено, как уже отмечалось, единством всеобщего особенного и единичного человеке иследовательнопрактике. Безграничное развитие практики обусловлено заложенным в ее природе «гранитом» практика осуществляется путем присоединений. В своей практической деятельности человек становится в отношение не только определенным единичным и особенным вещам, но и к бесконечному миру в целом, к его сущности. Живое только приспосабливается к среде, становится в отношение к природной среде. Человек обладает уникальной способностью преобразовывать вещи, а эта способность может принадлежать только существу, являющемуся итогом бесконечного развития материи, несущему в себе бесконечность, поставленному в отношение  

к бесконечности  самим процессом своего возникновения  из этой бесконечности, бесконечного мира. Бесконечная эволюция материи создает высшую форму материи—человека, причастного к судьбам бесконечного мира.

     Практика  — не только процесс преобразования материального мира и поэтому средство человеческого существования, она есть также сам способ и процесс человеческого существования, тождественна с человеческим существованием, бытием человека как материального существа. Преобразуя мир, человек преобразует самого себя, проходит путь от примитивного существа первобытнообщинного строя, «частичного» и «разделенного» человека эпохи антагонистических эксплуататорских обществ к целостному всестороннему человеку со «свободной индивидуальностью» эпохи коммунистического общества.

       В процессе преобразования мира  радикальным образом развиваются  человеческие способности и потребности, труд, мысль и социальность, индивидуальность и коллективность и т. д.

     Вместе  с тем,  будучи средством преобразования практика, выступает в качестве средства сохранения, воспроизведения и развития всеобщих человеческих родовых, сущностных свойств. Практика непрерывно воспроизводит человеческую сущность, обусловливает идентичность человеческой сущности. В процессе развития человек сохраняет свою общую сущность, остается мыслящим и практическим существом, творящим свое собственное бытие, собственную сущность. Непрерывно воспроизводя человека в процессе преобразования мира, практика тем самым непрерывно определяет, производит и реальное место человека в бесконечном мире, и смысл его существования. Смысл человеческого существования, с его главенствующей, определяющей стороны заключается в практической деятельности. Иными словами, в познании и труде, практическом преобразовании мира и самого себя—всеобщий смысл человеческого существования. Человек не только познающее существо, он — сосредоточие бесконечной материальной мощи. 
 
 
 

     2 Общественно-историческая практика

     

              Будучи способом и сутью человеческого существования, практика выступает в качестве основы всего процесса познания. Понятие основы познания означает что :1) практическое отношение к миру и к самому себе делает возможным и необходимым познание мира и самого себя; 2) практика порождает потребность в знании; 3) практика создает материальные  средства  познания; 4) практическое применение—конечная цель познания. Чтобы процесс познания мог осуществиться, человек должен встать в реальное практическое (материальное) отношение к определенным вещам, явлениям, процессам человечество пришло к осознанию своей родовой сущности, «человека вообще» лишь вместе с христианством. Если для древних греков существовала пропасть между рабами и рабовладельцами, греками и варварами, то в христианстве существуют уже единый бог и единый абстрактный человек вообще. Человечество ставит перед собой только такие познавательные задачи, которые поставлены ходом развития практики. Так, с началом освоения космоса возникли новые конкретные проблемы космонавтики, которые не могли бы появиться ранее.

     Потребности практического развития человечества порождают потребности в знании все более широкого круга предметов и явлений, погружения в структуру глубокого микромира.

     Встать  в практическое отношение к тем  или иным областям реального мира — это значит, что существование человека становится зависимым от данных областей действительности, которыми человек должен практически овладеть. Лишь когда практика поставит человека в отношение к все более широким и сложным областям действительности, человек становится способным их познавать. Практическое отношение в этом смысле определяет познавательное отношение человека к действительности

Практика, далее, вооружает процесс познания техническими и другими материальными средствами, без которых развитие науки принципиально не возможно. 

Наконец, полученные в результате познавательной деятельности знания воплощаются в определенные практические действия, служат средством практической переделки реального мира.

     Общественно-историческая практика, как и познание, --является единством абсолютного и относительного. Как самостоятельность «высшего цвета» материи, несущего в себе бесконечное богатство содержания, практика всегда абсолютна, универсальна. Будучи всегда исторически ограниченной, она оказывается относительной. Поэтому критерий общественно-исторической практики является абсолютным и относительным: подтверждая в принципе "правильность определенных представлений, практика ни могла не дать абсолютно исчерпывающего подтверждения истинности или ложности тех или иных человеческих знаний. Практика возникает исторически в процессе становления человечества как специфический способ удовлетворения жизненных потребностей. Однако в специфике этого способа заложены возможности развития принципиально нового типа бытия в мире, который открывает перспективу преодоления диктата окружающей среды по отношению к человеку. Созданные человеком искусственные орудия и средства преобразования окружающей реальности являются своего рода «неорганическим телом» человека, позволяющим ему втягивать в сферу практики все новые слои действительности. Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах реального материального мира и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности практически-преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей.  
 

  3 Формы практики

     Практика  выступает в разнообразных формах. Основная форма практической деятельности –материальное производств, которое есть одновременно производство материальных благ и производство самого человека. Материальная практика существует как самостоятельный род деятельности  человека или в качестве компонента или условия какой-либо духовной деятельности. Материальная производственная деятельность, практически-преобразовательная деятельность, социальная практика. Деятельность (социальная, классовая борьба, революции и т.п.), техническая деятельность. Объекты расчленяются по своим функциям на предмет труда, средства труда и продукты труда. Труд как преобразованное человеком вещество природы предполагает взаимодействие всех этих элементов. 

  Исходной  формой практической деятельности, лежащей  в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение материальной производственно-практической деятельности явилось исходной предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру, преодоления рамок животного существования.

  Преобразуя  природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения, преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.

  Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органически связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется единая практическая деятельность, включающая две стороны — отношение людей к природе и отношение людей к самим себе.

  Однако  в процессе общественного развития эти стороны практической деятельности дифференцируются. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений — социальная, классовая борьба, революционное движение и т. д.,— выступает как особая форма практики.

  Важнейшей формой социальной практической деятельности в современных условиях является осуществляемая в нашем обществе перестройка. Перестройка носит революционный характер и направлена на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей.

Информация о работе Практика как основы всех форм общественной жизни человека