Познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие.
ЗНАНИЕ — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира.

Содержание

1. Теория познания………………………………………………………………….3
1.1 Основные формы познания и учение об истине……………………………...5
1.2 Состав, структура и динамика знания…………………………………………9
2. Гносеология как Философская дисциплина. Ее база и цель………………….13
Литература………………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

контр филос.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

    ПОНЯТИЕ — форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Наиболее общие понятия — это философские категории (материя, качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы и др.).

    СУЖДЕНИЕ  — форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным (Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел — столица России).

    УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, посредством  которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

    1. Все люди смертны (посылка).

    2. Сократ — человек (обосновывающее  знание).

    3. Следовательно, Сократ смертен  (выводное знание, называемое заключением или следствием).

    Важнейшей характеристикой знания является его  ДИНАМИКА, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Развитие знания —  сложный диалектический процесс, имеющий  определенные качественно различные  этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Гносеология как  Философская дисциплина. Ее база и цель.  

    ЗНАНИЕ — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира.

    ПОЗНАНИЕ  — обусловленный прежде всего  общественно-исторической практикой  процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

    ТЕОРИЯ  ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) — это раздел философии, в котором изучаются  такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д.

    Термин  «гносеология» в современной  литературе употребляется в двух основных значениях:

    1) как учение о всеобщих механизмах  и закономерностях познавательной  деятельности человека, о «знании  вообще», независимо от его  форм и видов; 

    2) как философская концепция, предметом  исследования которой является  научное познание в его специфических характеристиках.

    Теория  познания (в обоих значениях этого  термина) тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология  — учение о бытии и диалектика — учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с  логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно преобразуется в подлинное социально-гуманитарное исследование.

    При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и др. При осмыслении этого материала недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и абсолютизировать какой-либо один из источников. Так, строить теорию познания только и исключительно на основе анализа математического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) — значит поступать односторонне и, следовательно, ошибочно.

    История познания показывает, что знания всегда обусловлены потребностями общества, прежде всего запросами материального  производства и практики. Поэтому  на каждом из этапов общественного  развития они впитывают в себя все то новое, что приносит с собой каждый из них и приобретают специфический облик. Так, содержание гносеологических представлений конца XX в. определяется особенностями информационного общества и, в частности, опирается на данные т. н. «постнеклассической» науки.

    Для этого этапа характерны: изменение  объектов исследования (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся  «человеко-размерные» системы), широкое  распространение идей и методов  синергетики — науки о таких  системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом познания; соединение объективного мира и мира человека; внедрение времени во вое науки, их глубокая диалектизация и др.

    Что касается МЕТОДОВ, с помощью которых  гносеология исследует свой предмет, то она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это прежде всего философские методы — диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией — системный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы.

    Это общелогические методы — анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др. Это  также эмпирические и теоретические  средства и приемы, характерные для  частных наук (и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом ее специфики.

    Все названные и другие методы в гносеологических исследованиях используются в тесном единстве и динамичном взаимодействии.

    ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности. С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений познает ее. Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества. Важнейшие ФОРМЫ ПРАКТИКИ:

    · материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

    · социальные действия — преобразование общественного бытия, изменение  существующих социальных отношений  определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т. п.);

    · научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

    ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т. д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания и т. п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.

    2. Практика выступает как ОСНОВА  ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она  пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.

    Практика  служит основой познания и в том  смысле, что обеспечивает его техническими средствами — приборами, оборудованием и т. п., без которых оно не может быть успешным.

    3. Практика опосредованно является  ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется  не ради простого любопытства,  а для того, чтобы в той или  иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для создания полноценной жизни людей.

    4. Практика представляет собой  решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т. е.  позволяет отделять истинные  знания от заблуждений (об этом  — ниже).

    Открытие  практической обусловленности человеческого  познания позволило выявить диалектику познавательного процесса. Оказалось, что познание нельзя рассматривать  как нечто готовое, застывшее, неизменное. Следует выяснять, как из незнания появляется знание, как в ходе практики неполное, неточное знание трансформируется в более полное, точное, глубокое и совершенное. 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература 
 

  1. Алексеев  П.В.,Панин А.В. Теория познания и  диалектика. М., 2001.
  2. Границы науки: о возможности альтернативных  моделей познания. М., 2003.
  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 2007.

4.  Рушквич  М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и  теория познания. М.,2005.

Информация о работе Познание