Познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие.
ЗНАНИЕ — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира.

Содержание

1. Теория познания………………………………………………………………….3
1.1 Основные формы познания и учение об истине……………………………...5
1.2 Состав, структура и динамика знания…………………………………………9
2. Гносеология как Философская дисциплина. Ее база и цель………………….13
Литература………………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

контр филос.doc

— 93.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

По  дисциплине: «Философия»

Тема: «Познание»

 
 
 
 
 

                                            

                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

1. Теория познания………………………………………………………………….3

1.1 Основные формы  познания и учение об истине……………………………...5

1.2 Состав, структура  и динамика знания…………………………………………9

2. Гносеология  как Философская дисциплина. Ее  база и цель………………….13

Литература………………………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теория познания 

    Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие.

    ЗНАНИЕ  — объективная реальность, данная в сознании человека, который в  своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира.

    ПОЗНАНИЕ  — обусловленный прежде всего  общественно-исторической практикой  процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это  такое взаимодействие объекта и  субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

    ТЕОРИЯ  ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) — это раздел философии, в котором изучаются  такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение  субъекта и объекта познания, исследуются  условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д.

    Термин  «гносеология» в современной  литературе употребляется в двух основных значениях:

    1) как учение о всеобщих механизмах  и закономерностях познавательной  деятельности человека, о «знании  вообще», независимо от его форм и видов;

    2) как философская концепция, предметом  исследования которой является  научное познание в его специфических  характеристиках. 

    Теория  познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология  — учение о бытии и диалектика — учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно преобразуется в подлинное социально-гуманитарное исследование.

    При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и др. При осмыслении этого материала недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и абсолютизировать какой-либо один из источников. Так, строить теорию познания только и исключительно на основе анализа математического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) — значит поступать односторонне и, следовательно, ошибочно.

    История познания показывает, что знания всегда обусловлены потребностями общества, прежде всего запросами материального  производства и практики. Поэтому на каждом из этапов общественного развития они впитывают в себя все то новое, что приносит с собой каждый из них и приобретают специфический облик. Так, содержание гносеологических представлений конца XX в. определяется особенностями информационного общества и, в частности, опирается на данные т. н. «постнеклассической» науки.

    Для этого этапа характерны: изменение  объектов исследования (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся  «человеко-размерные» системы), широкое  распространение идей и методов синергетики — науки о таких системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом познания; соединение объективного мира и мира человека; внедрение времени во вое науки, их глубокая диалектизация и др.

    Что касается МЕТОДОВ, с помощью которых  гносеология исследует свой предмет, то она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые  окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это прежде всего философские методы — диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией — системный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы.

    Это общелогические методы — анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук (и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом ее специфики.

    Все названные и другие методы в гносеологических исследованиях используются в тесном единстве и динамичном взаимодействии.

    ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение  реальной действительности, стала центральной  категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности. С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений познает ее. Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества. Важнейшие ФОРМЫ ПРАКТИКИ:

    · материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

    · социальные действия — преобразование общественного бытия, изменение  существующих социальных отношений  определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т. п.);

    · научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему  исследовать интересующие его свойства объективного мира.

    ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны  к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т. д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания и т. п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.

    2. Практика выступает как ОСНОВА  ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она  пронизывает все стороны, моменты,  формы, ступени познания от  его начала и до его конца.  Весь познавательный процесс,  начиная от элементарных ощущений  и кончая самыми абстрактными  теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.

    Практика  служит основой познания и в том  смысле, что обеспечивает его техническими средствами — приборами, оборудованием  и т. п., без которых оно не может  быть успешным.

    3. Практика опосредованно является  ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для создания полноценной жизни людей.

    4. Практика представляет собой  решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т. е.  позволяет отделять истинные  знания от заблуждений (об этом — ниже).

    Открытие  практической обусловленности человеческого  познания позволило выявить диалектику познавательного процесса. Оказалось, что познание нельзя рассматривать  как нечто готовое, застывшее, неизменное. Следует выяснять, как из незнания появляется знание, как в ходе практики неполное, неточное знание трансформируется в более полное, точное, глубокое и совершенное.

1.1 Основные формы познания и учение об истине.

    Познание  как разновидность духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений из одной только сферы — научной, в т. ч. из «высокоразвитого естествознания».

    Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

    Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т. д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т. п. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

    Одна  из исторически первых форм — ИГРОВОЕ  ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В  ходе игры (деловой, спортивной, актерской  и др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую любознательность детей, формируют их духовный мир, дают определенные знания, вырабатывают навыки общения и т. п.

    Важную  роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика — в фантастическом отражении реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т. д.

    В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т. д.

    К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции). Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научной и философской форм познания — рациональность, которая эмоции и веру содержит в качестве подчиненных моментов.

    ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным  основаниям (критериям). Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т. п. Некоторые из этих форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.

Информация о работе Познание