Позитивизм в ХХ в.: нео- и постпозитивизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

XX в. был веком значительных перемен в жизни человечества. Эти перемены затронули материальную, политическую и духовную сферы общественной жизни.
Особенности духовной жизни общества в разных странах породили ее отражение в философских течениях. Ведущими философскими течениями мировой философии XX в. выступили: марксизм, прагматизм, неопозитивизм, постпозитивизм, фрейдизм и неофрейдизм и др.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Сущность позитивизма……………………………………………………………...4
3. Неопозитивизм………….……………………………………………………………9
4. Постпозитивизм……..……………………………………………………………...12
5. Заключение………………………………………………………………………….16
6. Список использованной литературы...…………………….……………………...17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа_Философия_готовая.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Постпозитивизм

   Постпозитивизм  — течение западной философско-методологической мысли XX века, пришедшее на смену неопозитивизму (логическому позитивизму). Постпозитивизм исторически восходит к работам К. Поппера 50-х гг. XX в. и последующих представителей «философии науки» (Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, С. Тулмина и др.).

   Основные черты данного течения: ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний; активное обращение к истории науки как диалектическому процессу, переключение усилий с анализа структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, развития, его противоречий; отказ от каких бы то ни было жестких разграничений, а попытки гибко сочетать их, «смягчить» их противопоставление - эмпирии и теории, науки и философии; стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных и качественных изменений (научные революции); анализ социокультурных факторов возникновения и развития научного знания; резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования; замена верификации фальсификацией - методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки (в наблюдении, измерении или эксперименте). Обратившись лицом к развитию науки (а не только к ее формальной структуре), представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов, совершающихся в мире. Первой из этих концепций стала концепция основателя постпозитивизма – Карла Раймунда Поппера (1902-1994 гг.), австрийского и британского философа и социолога. Абсолютизируя фактор относительной истинности знания, Поппер выдвигает положение о том, что научными считаются лишь те теории, которые в принципе могут быть опровергнуты, и что опровергаемость - фундаментальное свойство научного знания. Утверждая, что любая научная теория заинтересована в том, чтобы быть опровергнутой, Поппер абсолютизировал действительно присущую процессу развития науки характеристику. Он представляет собой не простое количественное накопление фактов в рамках одной-единственной теории, объясняющей законы мироздания или прибавление новых теорий к старым, а последовательный процесс смены теоретических конструкций, существенно отличающихся друг от друга, часто принципиально отвергающих предшествующие научные объяснения. Поппер обрисовал яркую и драматичную картину научной жизни, в которой происходит борьба теорий, их отбор и эволюция. Он считал, что если теория опровергнута, она должна быть немедленно отброшена и выдвинута новая, поэтому научная жизнь представляет собой поле борьбы теорий, которые могут возвыситься только посредством «убийства» противостоящих им.

   Необходимо  отметить, что для постпозитивизма говорить о научности теорий - не одно и то же, что говорить об их истинности. Так, хотя истина, по Попперу, объективно существует, она в принципе недостижима вследствие предположительного, и, в конечном итоге, ложного (ибо каждая теория будет опровергнута) характера любого знания. Человеческое знание может создавать лишь более или менее правдоподобные теории.

   Взгляды Поппера на познание имеют различия с теми, которые свойственны сторонникам  неопозитивизма. Эти различия заключаются в следующем:

   1) неопозитивисты источником познания  считали данные чувственного  опыта, для Поппера равноправны  любые источники познания; Поппер  не различает, как это делают  неопозитивисты, термины эмпирического и теоретического познания;

   2) неопозитивисты в качестве критерия  размежевания между истинным  и ложным знанием выдвигали  верифицируемость, т. е. проверяемость, а Поппер фальсифицируемость, т. е. опровергаемость;

   3) неопозитивисты стремились дискредитировать  значение метафизики, а Поппер относился к ней терпимо;

   4) в качестве основного метода  науки логические позитивисты выделяли индукцию, а Поппер - метод проб и ошибок, включающий только дедуктивные рассуждения;

   5) у логических позитивистов философия  науки сводится к логическому анализу языка науки, а у Поппера - к анализу процесса развития знания;

   6) многие представители неопозитивизма (Р. Карнап, К. Гемпель и др.) допускали применение идеи закономерного  к явлениям общественной жизни,  а К. Поппер в своих работах  «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма» доказывал обратное.

   Идеи  Поппера о процессе развития науки  подверглись критике уже со стороны  одного из его последователей —  Т. Куна, который в книге «Структура научных революций» выдвигает собственную  модель ее развития. Кун вводит понятия научного сообщества и парадигмы. Научное сообщество - это группа ученых, профессионалов, объединенных общей научной парадигмой - образцом решения научных задач и отбора значимых проблем. Научная парадигма включает в себя также понимание картины мира, общих ценностей научного поиска, образцов обучения. Так, в качестве примера Кун приводит парадигмы Ньютона, Лавуазье, Эйнштейна. С развитием науки в рамках парадигмы обнаруживаются аномалии, противоречащие ей факты, либо парадоксы самой парадигмы, которые невозможно решить ее собственными средствами. Наступает период научной революции, в ходе которого старая парадигма отбрасывается и из альтернативных возможностей выбирается новая. Именно в этот период, по мысли Куна, работает принцип фальсификации. Однако Кун отрицает принцип преемственности, прогрессивного развития знания, выдвигая положение о несоизмеримости парадигм, невозможности сравнения их уровня истинности.

   Другой  вариант развития научного знания был  предложен И. Лакатосом в книге «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Основной единицей описания модели развития науки у него является «научно-исследовательская программа», которая состоит из «жесткого ядра», «защитного пояса» и совокупности методологических правил - «негативной эвристики», определяющей предпочтительные пути исследования. «Жесткое ядро» рассматривается в рамках исследовательской программы как состоящее из неопровержимых утверждений. При этом «защитный пояс» выполняет роль средства предохранения «жесткого ядра» от опровержения. Однако сам он изменяется и совершенствуется благодаря правилам «позитивной эвристики», а также с помощью фальсификации и подтверждения. По мнению Лакатоса исследовательская программа развивается прогрессивно в том случае, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост. Если же наблюдается обратное, то она регрессирует. Исследователи считают, что концепция, предложенная Лакатосом, более совершенна, так как предлагает более глубокое понимание динамизма развития науки. Развитие науки представляется философом как постепенный процесс роста знаний на основе научной деятельности, опирающейся на развивающиеся научно-исследовательские программы.

   Иная  точка зрения на развитие науки была представлена П. Фейерабендом. Философ полагает, что развитие научного познания и науки осуществляется благодаря взаимной критике несовместимых теорий перед лицом наличествующих фактов. Научная работа, по Фейерабенду, должна быть направлена на создание альтернативных теорий и ведение полемики между ними. При этом необходимо следовать, с одной стороны, принципу пролиферации, означающему, что нужно изобретать и разрабатывать концепции, несовместимые с существующими признанными научной общественностью теориями, а с другой - принципу несоизмеримости, гласящему, что теории невозможно сравнивать. Фейерабенд выступил против диктата методологий и признания каких бы то ни было правил в научных исследованиях. Он выдвинул мнение, согласно которому наука ничем не отличается от мифа. Следует отметить, что восстание Фейерабенда против рационализма в познании означает восстание против науки, так как безответственное уравнивание в правах псевдонаучных построений и результатов деятельности ученых-профессионалов означало бы конец научного прогресса, а за этим и окончание технического и социального прогресса вообще. 
 
 
 

Заключение

   Говоря  о позитивизме в целом, следует  сказать, что это сложный, неоднозначный  феномен. Во всех своих формах он оказал значительное влияние на естественные, гуманитарные науки и науки о познании, мышлении. Положительное влияние позитивизма проявилось, в частности, в следующем: критика умозрительного типа философствования, разработка ряда теоретико-методологических проблем (формализация, язык, лингвистика, формальная логика и др.), стремление «подключить» философию к общим процессам развития точного знания: убрать из нее «общие слова», «неясные рассуждения, усложненный язык, мистические понятия» (абсолютный дух, чистый разум и т.д. и т.п.), попытка осуществить процесс математизации в гуманитарных науках и т.п. Вместе с тем позитивизм проявил и свою ограниченность: сведение философской методологии к частно научной, а самой философии - к анализу языка науки; абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании; преувеличение принципа верификации; антиисторизм, агенетизм - анализ лишь готового, «ставшего» знания, вне и помимо его возникновения и развития; игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. А. Зотов. Современная западная философия: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2008;

2. В. Кохановский. История философии: Учебник. – Р.: Феникс, 2006;

3. Ю.Хрусталев.  История и философия науки:  Учебное пособие. – Р.: Феникс, 2004.

Информация о работе Позитивизм в ХХ в.: нео- и постпозитивизм