Позитивизм в ХХ в.: нео- и постпозитивизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

XX в. был веком значительных перемен в жизни человечества. Эти перемены затронули материальную, политическую и духовную сферы общественной жизни.
Особенности духовной жизни общества в разных странах породили ее отражение в философских течениях. Ведущими философскими течениями мировой философии XX в. выступили: марксизм, прагматизм, неопозитивизм, постпозитивизм, фрейдизм и неофрейдизм и др.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Сущность позитивизма……………………………………………………………...4
3. Неопозитивизм………….……………………………………………………………9
4. Постпозитивизм……..……………………………………………………………...12
5. Заключение………………………………………………………………………….16
6. Список использованной литературы...…………………….……………………...17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа_Философия_готовая.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Сибирский университет потребительской  кооперации

Кафедра философии и культурологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Философия»

Тема: «Позитивизм в ХХ в.: нео- и постпозитивизм» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка Бурина З.Н.

2 курс (3,5 года)

группа  4БХ-12

специальность 080109.65

«Бухгалтерский  учет, анализ и аудит»

шифр БХ-09-037-Д 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск – 2011

Оглавление 

1. Введение……………………………………………………………………………...3

2. Сущность  позитивизма……………………………………………………………...4

3. Неопозитивизм………….……………………………………………………………9

4. Постпозитивизм……..……………………………………………………………...12

5. Заключение………………………………………………………………………….16

6. Список использованной литературы...…………………….……………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   XX в. был веком значительных перемен  в жизни человечества. Эти перемены затронули материальную, политическую и духовную сферы общественной жизни.

   Особенности духовной жизни общества в разных странах породили ее отражение в  философских течениях. Ведущими философскими течениями мировой философии XX в. выступили: марксизм, прагматизм, неопозитивизм, постпозитивизм, фрейдизм и неофрейдизм и др. После разочарования ученых в метафизических концепциях натурфилософии в формировавшейся, как самостоятельное направление философии, надолго возобладала тенденция к гипертрофии значения рациональных элементов в научном познании. Это привело к феноменологизации философии, рассмотрению науки как «вещи в себе», существующей и развивающейся изолированно от остального мира по своим собственным законам, что нашло свое воплощение в системах позитивизма, а позднее – неопозитивизма. Однако «статичность» создаваемой ими картины, невозможность адекватного отражения ни генезиса знания, ни закономерностей и динамики развития науки в целом привело к тому, что к середине ХХ века потенциал этих систем оказался в значительной степени исчерпан. Попытка исправить сложившееся положение была предпринята представителями нового направления в философии - постпозитивизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  позитивизма

   Позитивизм - направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

   Будучи  реакцией на схоластически-умозрительную философию, позитивизм тем самым считает, что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука - сама себе философия.

   В качестве причины появления позитивизма  можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже XIX—XX столетий и доминирование в области методологии спекулятивных философских воззрений, которые по своим принципам не соответствовали конкретным целям и задачам естествоиспытателей. Философские вопросы, считают позитивисты, - это псевдовопросы, не имеющие никакой познавательной ценности; единственным источником истинного действительного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины. Оформившись в особое направление в 30-х гг. XIX в. в трудах французского мыслителя О. Конта (который и ввел сам этот термин), позитивизм сохранял субъективно-идеалистическую и антидиалектическую основу, а также ориентацию на естественно-математические науки (их методы, способы построения знания, на их язык и т.п.). При этом было выражено откровенное пренебрежение к гуманитарным наукам как к «неточным, несовершенным и неразвитым наукам второго сорта» (по сравнению с естествознанием). Говоря о позиции позитивизма, современный философ Георг Xенрик фон Вригт выделяет три его основные догмы. Первая из них - методологический монизм, т.е. идея единообразия научного метода независимо от различия областей научного исследования. Вторая догма выражается в том, что точные естественные науки, в частности, математическая физика, дают методологический идеал или стандарт, по которому измеряют степень развития и совершенства всех других наук, включая гуманитарные. Наконец, третья догма связана с особым пониманием научного объяснения. Она, согласно Вригту, заключается в подведении индивидуальных случаев под гипотетические общие законы природы, включая «природу человека». Попытка трактовать факты в терминах намерений, целей, стремлений позитивистами либо отвергается вовсе как «ненаучная», либо делаются попытки преобразовать их в казуальные или иные естественно-научные объяснения.

   Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

    1. познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;
    2. вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;
    3. следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

   Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

  1. в противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы;
  2. наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности;
  3. позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное;
  4. для позитивизма характерна вера в прогресс.

   Представителями классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер, французы П. Лаффит, Э. Ренан и др. Были позитивисты «первой волны» и в России (П. Лавров, Н. Михайловский). Поскольку Огюст Конт - создатель, основоположник такого мощного философского направления, основные принципы позитивизма сформулировал именно он.

   О. Конт полагал, что «метафизика» как  учение о сущности явлений, об их началах  и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Последнюю он мыслил как  синтез, «совокупность общих научных положений» всего обширного положительного естественно-научного и социального материала. Вот почему созданная Контом философия называлась позитивной (положительной). Основная ее характеристическая черта состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам. Поиски же первых или последних причин французский философ считает «абсолютно недоступным и бессмысленным» занятием. Применяя принцип историзма, т.е. полагая, что «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей», Конт показывает, что человечество пришло к позитивной философии в ходе развития его ума. В этой связи он выделяет три основных стадии (состояния) интеллектуальной (теоретической) эволюции человечества. В первом, теологическом (или фиктивном) состоянии человеческий дух объясняет природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов. Во втором, метафизическом (или абстрактном) состоянии сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями («олицетворенными абстракциями»), с помощью которых и объясняются все наблюдаемые явления. В третьем, научном (или положительном) состоянии человек стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений. При этом, согласно Конту, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений. Прохождение трех указанных состояний (стадий) Конт называет главным, основным законом развития человеческого ума в различных сферах его деятельности. Исходя из этого общего закона, он определяет истинную природу положительной философии. Эта природа состоит, по его мнению, в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех познавательных усилий. В качестве примера Конт приводит ньютоновский закон тяготения, с помощью которого объясняются все общие явления Вселенной. Указывая на «разъедающее влияние» специализации научного труда, Конт выводит отсюда необходимость «новой науки» (т.е. положительной философии), которая и призвана к тому, чтобы «предупредить разрозненность человеческих понятий». Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства. Во-первых, изучение положительной философии дает, по его мнению, единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых применялись малопригодные средства. Во-вторых, прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности. Особенно важным Конт считает глубокое освоение того, что составляет суть частных наук - их главные методы и наиболее важные результаты. В-третьих, специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук. В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии состоит в том, что ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования.

   Представители позитивизма доказывали, что классические философские проблемы, связанные с познанием сущности вещей, с неизбежностью ведут к агностицизму (невозможности познания метафизических истин) либо к разным философским спекуляциям. Вопросы абстрактных сущностей - это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами. И изучать эти конкретные предметы можно лишь конкретными методами. Выход за пределы этой конкретной реальности с неизбежностью приводит к тому, что сущее подменяется должным. А там, где рассмотрение предмета осуществляется под углом зрения должного, нет места науке. Там господствует идеология. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Неопозитивизм

   Неопозитивизм («логический атомизм», «логический  позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением, одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30—60-е гг. XX в. «Логический позитивизм зародился в так называемом «Венском кружке», который образовался в начале 20-х гг. под руководством М. Шлика, в который входили Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др. Наряду с «Венским кружком» и берлинским «обществом эмпирической философии» (Г. Рейхенбах) в 30-х гг. возникали: группа «аналитиков» в Англии (Дж. Райл и др); львовско-варшавская школа в Польше (К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский).

   Представители неопозитивизма внесли определенный вклад  в решение целого ряда сложных  и актуальных философско-методологических проблем. В их числе: роль знаково-символических средств в научном познании, возможности математизации знания, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки и др. Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание, а задача философии - анализ языковых форм последнего, и прежде всего языка науки. Однако элиминация из науки традиционных философских вопросов («метафизики») как бессмысленных, сведение философии только к логическому анализу языка науки, абсолютизация формальной логики - эти и ряд других установок неопозитивизма впоследствии обнаружили свою ограниченность.

   Важное  значение неопозитивисты придавали  принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) — процедура установления истинности научных положений в  процессе их эмпирической проверки, т.е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной логике и методологии науки различают непосредственную верификацию (наиболее тесно и прямо «выходящую» на факты) и опосредованную (через логические следствия из проверяемого положения). Однако, строго говоря, любая верификация является опосредованной (косвенной), ибо факты всегда так или иначе «теоретически нагружены». «Чистого опыта», зафиксированного в так называемых «протокольных предложениях», быть не может, как полагали представители логического позитивизма. Тем не менее верифицируемость научных выводов может быть отнесена к одному из важных признаков (критериев) научности.

   Рассмотрим  кратко идеи одного из крупных представителей неопозитивизма Р. Карнапа. Карнап Рудольф (1891—1970) — австрийский философ  и логик, один из лидеров логического  позитивизма. Преподавал в Венском  и Пражском университетах, с 1931 г . работал  в США. Основные работы: «Значение и необходимость», «Философские основания физики. Введение в философию науки», «Введение в символическую логику». Обосновывая свою концепцию, Карнап считал важным уточнение основных понятий философии и науки с помощью аппарата формальной (математической) логики. Опираясь на идеи Витгенштейна и Рассела, главную задачу философии науки он видел в анализе структуры естественнонаучного знания формально-логическими средствами. Некоторые результаты этого анализа были использованы в исследованиях по кибернетике. Карнап активно участвовал в разработке неопозитивистской модели научного знания. Ее суть - все предложения науки должны быть верифицированы, т. е, сведены к «протокольным предложениям». Последние абсолютно достоверны, выражают «чистые» чувственные переживания субъекта, лежат в основе научного знания, нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, гносеологически первичны. Предложения, которые верифицировать невозможно, - не имеют смысла и должны быть устранены из науки. Такая же судьба уготована традиционной философии. Философско-логические представления Карнапа менялись в ходе его творческой эволюции. Так, «поздний» Карнап делает предметом исследования не только формальный, но и смысловой аспект языка науки, пытаясь на основе исходных понятий логической семантики построить единую систему формальной логики. В последние годы жизни Карнап более решительно, чем раньше, высказывал положение о существовании «ненаблюдаемых материальных объектов» как основы для построения логических систем, близкое к естественнонаучной материалистической тенденции. Постепенно отходил он и от неопозитивистской модели научного знания.

   Таким образом, неопозитивизм сводит задачи философии не к систематизации конкретного  естественно-научного знания, как это делал «классический» позитивизм, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирается на логику. Знание для него является действительным только тогда, когда оно может быть адекватным образом представлено в языке.

   Историки  философии при анализе построений позитивизма особое внимание уделяют  рассмотрению представителями этого  течения вопроса о проверке истинности знания. Процесс установления истинности научных утверждений осуществляется неопозитивистами с помощью принципа верификации, обозначающего установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. В соответствии с этим принципом всякое научно осмысленное высказывание о мире должно предоставлять возможность его сведения к совокупности высказываний, фиксирующих данные чувственного опыта. Этот принцип показался недостаточно эффективным, что послужило поводом для отказа от него со стороны представителей постпозитивизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Позитивизм в ХХ в.: нео- и постпозитивизм