Позитивистская социальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Одними из основополагающих направлений философии являются философия науки, социальная философия, философия истории, философская антропология.

Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой, занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований – человеческие отношения во всех их формах проявления. Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Позитивистская социальная философия О. Конта…………………….……...5

Суть органической теории общества Г. Спенсера…………………………….8

Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона…………………...11

Заключение ……………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Автономная некоммерческая образовательная организация.docx

— 44.30 Кб (Скачать)

               Таким образом, благодаря объединению  двух направлений - функционализма и структурализма, двух способов мышления и анализа в единую теорию, он разработал более конкретные и действенные концепции социальной структуры, отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов и др. Как считает социолог, любая структура не только сложна, но и внутренне асимметрична: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжения, противоречия.

          Теория функционализма Мертона  состоит как бы из двух взаимосвязанных   аспектов:   критического   и   творчески-новаторского.

          Мертон    считает    неверным    применение    трех взаимосвязанных  постулатов в функциональном  анализе, которое имело широкое  распространение в антропологии, а затем и в социологии.

          1. "Постулат функционального единства  общества".   Из этого утверждения  следует, что любая часть социальной  системы функциональна для всей  системы. Однако Мертон утверждает, что в сложных, сильно дифференцированных  обществах это "функциональное  единство" сомнительно. Например, в обществе с разнообразием  верований религия имеет тенденцию  скорее разделять, чем объединять.

          Далее, идея функционального единства  предполагает, что перемена в  одной из частей системы приведет  к изменениям во всех других. И снова Мертон утверждает, что  это нельзя принимать как должное,  настаивая на конкретном исследовании. Он утверждает, что в сильно  дифференцированных обществах его  институты могут иметь высокую  степень "функциональной автономии".

          2. "Постулат     универсальности     функционализма" утверждает, что  "все стандартизированные социальные  или культурные" нормы имеют  позитивные функции". Мертон же  считает, что это утверждение  является не только упрощенным, но может быть и неправильным. Социолог предлагает исходить  из посылки, что любая часть  общества может быть функциональна,  дисфункциональна или нефункциональна.

          3. Мертон подверг критике и  "постулат обязательности", согласно  которому некоторые институты  или социальные oбpaзoвания являютcя атрибутами для общества, (в этом свете функционалисты часто рассматривали религию). Критикуя этот постулат, Мертон утверждает, что те же самые функциональные требования    могут    удовлетворяться    альтернативными институтами. По его мнению, нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия являются атрибутами всех человеческих обществ. Для замены идеи обязательности, социолог предлагает концепцию "функциональных     эквивалентов" или "функциональных альтернатив".

          Концепцию Мертона о явных  и латентных (скрытых.) функциях  можно рассматривать в качестве  наиболее позитивного и весомого  его вклада в функциональный  анализ. Только узко мыслящий    практик-эмпирик ограничивается  изучением явных функций. Вооруженный  понятием скрытой функции, социолог  направляет свое исследование  именно в ту область, которая  не является видимой.

         Таким образом, определяя место  Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не  только органично объединил теорию, метод и факты, создав "теорию  среднего уровня", но его теоретические  положения приобрели характер  метода в эмпирическом и теоретическом  аспектах. Тем самым он во многом  преодолел абстрактность теории  Парсонса. 

Заключение

    Если  вдуматься в суть позитивизма  во всех его разновидностях, то следует  сказать: это реальность развития философской  мысли. Позитивистские устремления  выражают попытку усилить опору  на достижения науки, доходя до их отождествления. Эта тенденция усиления связи  философии и конкретных наук постоянно  абсолютизируется, начиная с позитивизма  О.Конта. Слабая сторона позитивизма  связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Позитивизм, начиная уже с О.Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия  по сути (и предмету, и методу) является самостоятельной областью знания, опирающейся  на весь массив культуры, в том числе  и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский  опыт человека.

    Весь  ход исторического развития общественного  сознания и самопознания людей, как  в зеркале, отражается в истории  философии и, прежде всего, в истории  социальной философии. Именно в рамках социальной философии происходит осмысление и объяснение социального мира и  самого человека.  Вся история  философии есть история развития человеческого духа, человеческого  сознания. Человеческое самосознание и самопознание реализуются не только через социальную философию. Оно  осуществляются через духовную культуру, через всю духовную жизнь общества. Задача социальной философии состоит, прежде всего, в том, чтобы выдвинуть  перед человечеством и помочь ему осознать объединяющие человеческий род идеи и направить человеческие усиления на их реализацию. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. - 736 с.
  2. Философский энциклопедический словарь/Гл. ред: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.
  3. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 – XIV+ 162 с.
  4. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб.,1910
  5. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. В 2т. Т.1. СПб.,1898
  6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004 — 511 с.
  7. Новейший философский словарь, Минск 1999, Научное издание.
  8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 584с.

Информация о работе Позитивистская социальная философия