Позиции технократизма в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Традиционный технократический взгляд на мир ставит акцент на развитие техники и технологии и представляет технику как основу социального прогресса.

Работа содержит 5 файлов

~$держание.doc

— 162 байт (Открыть, Скачать)

~$лософия_реферат.doc

— 162 байт (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованной литературы и прочие источники.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

философия_реферат.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучные познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности.

В конце 19 века сциентизм  утверждается в буржуазной культуре, причём одновременно возникает и  противоположная мировоззренческая  позиция — антисциентизм. Последний  подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях научно-технической революции и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создаёт питательную почву для сциентизма и антисциентизма. При этом сциентизм выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные противоречия.

Марксистская философия  отвергает обе эти формы абсолютизации  социальной роли науки. Подчёркивая  исключительную роль науки в общественной жизни, марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с др. формами общественного сознания и показывает сложный, многосторонний характер этой связи. С этой точки зрения, наука выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем — как один из главных источников и стимуляторов истинного прогресса самой культуры, материальной и духовной. Отсюда глубокая взаимосвязь науки с мировоззрением, огромное влияние, которое оказывают общественные науки на весь ход общественного развития, на борьбу идей в современном мире. В марксистско-ленинской философии оценка социальной роли науки даётся в реальном контексте конкретных социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль научного знания в жизни общества.

Техницизм - мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры. Техницизм провозглашает науку и технику основными двигателями социального прогресса и связывает с их развитием разрешение всех социальных проблем и противоречий. Сущность техницизма проявляется в отождествлении научно-технического и социального прогресса, в наделении техники и науки способностью к саморазвитию, в некритической вере в позитивную социальную роль техники и силу разума, которые, по сути дела, якобы с неизбежностью обеспечат скорое увеличение материальных благ для людей и сделают человеческую жизнь более обеспеченной и счастливой.

Техницизм возник на рубеже 19-20 веков в науке и массовом сознании как отражение возрастающей роли научно-технического прогресса  и признание того, что технические достижения имеют колоссальные последствия для человека, совершенствуют его образ жизни, формируют строй мышления. С каждой новой ступенью в развитии техники якобы наступает и новая стадия в развитии общества. Вся история цивилизации делится на три основных периода: традиционное, технологическое, или индустриальное, и постиндустриальное общество, различающиеся степенью развития техники. Общество трактуется здесь как производное от технической системы, а культура понимается как научно-техническая культура, покоящаяся на рационализме. Таким образом, развитие науки и техники автоматически ведет к более гармоничному обществу.

 

 

 

 

Заключение

Технический прогресс, несомненно, имеет свои издержки в области  культуры. В связи с этим, широкое распространение в наши дни получило так называемое технократическое мышление. "Техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в иную сферу, сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету - в единую фабрику".

 

Человек становится жителем  Земли без родины, теряет преемственность  традиций. Дух сводится к способности  обучаться и совершать полезные функции. Таким образом техника отрицательно воздействует на самого ее создателя. Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека, преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. И совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности.

  •  

     






    Информация о работе Позиции технократизма в современной культуре