Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:25, реферат
Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Традиционный технократический взгляд на мир ставит акцент на развитие техники и технологии и представляет технику как основу социального прогресса.
Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Традиционный технократический взгляд на мир ставит акцент на развитие техники и технологии и представляет технику как основу социального прогресса.
Наш способ взаимодействия с природой, базирующийся преимущественно на механических принципах, заложенных в технике, диктует человеку определенный способ поведения и мышления. Технократическое понимание человека как элемента системы, как «винтика», не обладающего собственной ценностью, может быть преодолено лишь с изменением социально-политической, ситуации, с изменением взгляда на сущность и роль техники в современном мире. Данное понимание нашло выражение в отделении человека от условий его существования, адекватных человеческой природе. Мы имеем на данный момент предельную социализацию человека. Он стал жить в несвойственном ему пространстве, и это стало им восприниматься как должное. Его отношения с природой стали регулироваться обществом, культурой. Это приводит к неадекватности его сущности и связей с миром, противоречит стремлению к целостности.
Глобальный характер технократического подхода, технократического способа мышления и деятельности, наконец, превращение его в некий образ жизни человека требуют глубокого и внимательного рассмотрения этого явления. Попробуем проанализировать технократизм как глобальное общественное явление, а также противостоящие ему тенденции.
В философско-политической мысли технократическая традиция имеет давнюю историю. Четко оформленная идея общества, управляемого носителями знания, впервые встречается у Платона, который в труде «Государство» отстаивает тезис о том, что государством должны управлять носители знания — сословие философов.
В XVII веке идея использования научных знаний для управления обществом получила развитие в трудах Ф.Бэкона и Т.Кампанеллы. Однако это всё было лишь намёком на технократические идеи, которые проявились только на определенной стадии общественного развития.
Первую целостную концепцию о влиянии науки, производства и технических специалистов на социально-политическое развитие создал в конце XVIII века французский философ Клод Анри де Сен-Симон. Приход к власти носителей научного знания рассматривался им как закономерный результат общественного развития. Для описания такого общества им вводится термин «промышленно-научная система».
Термин «технократия» впервые был применен американским исследователем Уильямом Генри Смиттом в серии статей, опубликованных в 1919 г. в журнале «Industrial Managment». Однако Смитт ссылался на индустриальную демократию: движение, направленное на объединение рабочих с целью интеграции их в управление предприятиями через существующие организации или революцию.
Первоначально же идея технократии (от греч. techne — мастерство, ремесло и kratos — власть) как власти инженеров была развита в социальной утопии «Инженеры и система цен» (1921) Веблена и других произведениях, в которых технические специалисты были представлены служителями промышленного и социального прогресса, способными во имя общей пользы в сфере социального управления сменить буржуазию и финансистов.
Далее идеи Веблена развивали А. Берл, А. Фриш, Дж. Бернхейм и другие философы и социологи.
В 1930-е гг. в США в обстановке экономического кризиса возникло общественное движение технократии, организационные принципы и программа которого были направлены на построение «совершенного социального механизма».
Существовали и другие движения, так же поддерживающие технократические взгляды, в том числе во Франции, группа X-Crise, сформированная в 1925 году Эрнестом Мерсьером.
Активный слой технократов существовал в Германии в период Веймарской республики и времен Третьего Рейха. Они активно участвовали, как действующая сила, в политике Третьего Рейха. Это считается главной причиной мощного технологического рывка фашистской Германии.
С течением времени понятие «технократия» неоднократно трансформировалось в зависимости от целей использовавших его деятелей, и в итоге получило несколько обще употребляемых толкований:
1. Теоретическая концепция власти, основанная не на идеологии, а на научно-техническом знании;
2. Направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности;
3. Тип социально-политического устройства общества, практически реализующий принципы этой концепции (политический режим, практически реализующий постулаты технократического управления).
4. Социальный слой носителей научно-технического знания, выполняющих функции управления (высшие функционеры промышленного производства и государственного аппарата).
Таким образом, термин «технократия» носит обобщённый характер и служит определением сразу нескольким явлениям современного общества. Поэтому достаточно сложно проанализировать его в отношении влияния на общество в целом, и на каждого человека по отдельности.
Тенденции технократизма
были оформлены в соответствующих
технократических концепциях, которые
абсолютизируют значение науки и техники в жизни общества, утверждая что они преобразуют
его непосредственно и прямо минуя социальные
факторы.
В 1949 г. вышла в свет книга Ж.Фурастье
"Великая надежда XX века", ставшая
знаменем буржуазно-реформистского технократизма.
По мнению Фурастье, интенсивное техническое
и научное развитие открывают перед человечеством
возможность эволюции в сторону создания
так называемого "научного общества",
избавленного от бремени политических,
социальных, религиозных и прочих антагонизмов.
Наука и техника в этом грядущем обществе
станут основой жизнедеятельности не
только социального организма как целого,
но в равной мере и отдельных индивидов,
входящих в состав этого целого. Фурастье
был один из первых, кто привлек внимание
мировой общественности к современным
проблемам, называемыми глобальными, в
том числе и к проблеме человека и его
будущего в связи с процессами развития
науки и техники.
Взгляды Ж.Фурастье являются своеобразным
истоком многих других технократических
воззрений. В этом легло можно
убедиться, обратившись к образцам технократического
мышления, представленным, в частности,
в труда американского социолога Д.Белла,
который говорит о грядущем "новом обществе",
построенном структурно и функционально
в прямой зависимости от науки и техники.
Д.Белл, полагает, что в этом, как он его
назвал, постиндустриальном обществе
определяющими оказываются в конечном
счете разные виды используемого в экономике
научного знания и поэтому главной проблемой
становится организация науки. В соответствии
с этим "постиндустриальное общество"
по Беллу, характеризуется новой социальной
структурой, базирующейся не на отношениях
собственности, а на знании и квалификации.
Имеется немало сторонников линии
"технократического мышления",
которые считают, что воздействие
науки и техники на человека и общество,
особенно в наиболее развитых странах
мира, становится сильным источником современных
перемен. Так, З.Бжезинский в своей книге
"Между двумя веками" утверждает,
что постиндустриальное общество становится
технотронным обществом в результате
непосредственного влияния техники и
электроники на разные стороны жизни общества,
его нравы, социальную структуру и духовные
ценности.
Технократические тенденции
В западной философии все в большей
степени обнаруживается стремление
избежать популяризации технократизма.
К.Ясперс отмечает, что в Европе почти
исчез прометеевский интерес перед техникой.
Отвергая представление о "демонизме"
техники, К.Яперс считает, что она направлена
на то, чтобы в ходе преобразования трудовой
деятельности человека преобразовать
и самого человека. Более того, по его мнению,
вся дальнейшая судьба человека зависит
от того способа, посредством которого
он подчинит себе последствия научно-технического
развития. Техника не зависит от того,
что может быть ею достигнуто, она лишь
игрушка в руках человека.
К.Ясперс сформулировал
ясную программу, которая в особенности касается новой техники, способной
коренным образом изменить структуру
человеческой деятельности. Использование
"высоких технологий" создает принципиально
новую ситуацию в сфере производства,
быта, отдыха, во многом меняет мировоззрение
и психологию людей.
В последние годы получили
распространение и прямо
Технократические взгляды
разделяют современные
Популярный документальный фильм обличительного характера «Дух времени», а в особенности в его продолжениях — «Дух времени: Приложение» — излагают, среди прочего, идеи технократии и даже предлагают аналог проекта «Технат», так называемый «Проект Венера» разработанный футурологом Жаком Фреско. Сам Фреско признаёт, что ранее состоял в технократическом движении, но покинул его из идеологических соображений. По мнению марксистов, проект Венера близок к утопическому социализму.
Целью проекта является создание «ресурсо-ориентированной экономики», основанной, по утверждению автора, на всеобщем праве собственности на природные ресурсы и широком применении технических и технологических решений различных социальных и экономических проблем, использовании исключительно альтернативных источников энергии, освоение новых для человека сфер обитания, снижении необходимости задействования человека в производственной сфере.
Предполагается, что опора
на существующие природные ресурсы
и технологические новшества
обеспечит для человеческого
общества устойчивое развитие. При
этом либо игнорируются, либо сознательно
отвергаются экономические
Проект достаточно эклектичен и включает взгляды автора на все стороны общественной жизни и различные технологии, в частности на архитектуру и градостроительство.
Наш век — это эпоха научно-технической революции, невиданного взлета научной мысли. Социально-исторические предпосылки веры человека и человечества в разум и науку в XXI веке не менее, а более прочны и широки, чем в предшествующей истории. Рациональное знание, в особенности научное, стало важнейшей составляющей нововведений, кардинальных социально-исторических преобразовании, основной формой повышения производительности труда и изменения всех форм человеческого бытия. Научно-техническая революция, широко развернувшаяся во второй половине XX века, породила не только проблемы и противоречия, но и надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут наконец разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили в наше время название «сциентистских» и «техницистских».
Информация о работе Позиции технократизма в современной культуре