Позиции технократизма в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Традиционный технократический взгляд на мир ставит акцент на развитие техники и технологии и представляет технику как основу социального прогресса.

Работа содержит 5 файлов

~$держание.doc

— 162 байт (Открыть, Скачать)

~$лософия_реферат.doc

— 162 байт (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованной литературы и прочие источники.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

философия_реферат.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Введение

Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Традиционный технократический взгляд на мир ставит акцент на развитие техники и технологии и представляет технику как основу социального прогресса.

Наш способ взаимодействия с природой, базирующийся преимущественно  на механических принципах, заложенных в технике, диктует человеку определенный способ поведения и мышления. Технократическое понимание человека как элемента системы, как «винтика», не обладающего собственной ценностью, может быть преодолено лишь с изменением социально-политической, ситуации, с изменением взгляда на сущность и роль техники в современном мире. Данное понимание нашло выражение в отделении человека от условий его существования, адекватных человеческой природе. Мы имеем на данный момент предельную социализацию человека. Он стал жить в несвойственном ему пространстве, и это стало им восприниматься как должное. Его отношения с природой стали регулироваться обществом, культурой. Это приводит к неадекватности его сущности и связей с миром, противоречит стремлению к целостности.

Глобальный характер технократического подхода, технократического способа мышления и деятельности, наконец, превращение его в некий образ жизни человека требуют глубокого и внимательного рассмотрения этого явления. Попробуем проанализировать технократизм как глобальное общественное явление, а также противостоящие ему тенденции.

 

 

 

 

Технократизм. История понятия  и его толкования. Технократические тенденции в истории.

История и толкования понятия «технократизм»

 

В философско-политической мысли технократическая традиция имеет давнюю историю. Четко оформленная идея общества, управляемого носителями знания, впервые встречается у Платона, который в труде «Государство» отстаивает тезис о том, что государством должны управлять носители знания — сословие философов.

В XVII веке идея использования научных знаний для управления обществом получила развитие в трудах Ф.Бэкона и Т.Кампанеллы. Однако это всё было лишь намёком на технократические идеи, которые проявились только на определенной стадии общественного развития.

Первую целостную концепцию о влиянии науки, производства и технических специалистов на социально-политическое развитие создал в конце XVIII века французский философ Клод Анри де Сен-Симон. Приход к власти носителей научного знания рассматривался им как закономерный результат общественного развития. Для описания такого общества им вводится термин «промышленно-научная система».

Термин «технократия» впервые был применен американским исследователем Уильямом Генри Смиттом в серии статей, опубликованных в 1919 г. в журнале «Industrial Managment». Однако Смитт ссылался на индустриальную демократию: движение, направленное на объединение рабочих с целью интеграции их в управление предприятиями через существующие организации или революцию.

Первоначально же идея технократии (от греч. techne — мастерство, ремесло и kratos — власть) как власти инженеров была развита в социальной утопии «Инженеры и система цен» (1921) Веблена и других произведениях, в которых технические специалисты были представлены служителями промышленного и социального прогресса, способными во имя общей пользы в сфере социального управления сменить буржуазию и финансистов.

Далее идеи Веблена развивали  А. Берл, А. Фриш, Дж. Бернхейм и другие философы и социологи.

В 1930-е гг. в США в  обстановке экономического кризиса возникло общественное движение технократии, организационные принципы и программа которого были направлены на построение «совершенного социального механизма».

Существовали и другие движения, так же поддерживающие технократические взгляды, в том числе во Франции, группа X-Crise, сформированная в 1925 году Эрнестом Мерсьером.

Активный слой технократов  существовал в Германии в период Веймарской республики и времен Третьего Рейха. Они активно участвовали, как действующая сила, в политике Третьего Рейха. Это считается главной причиной мощного технологического рывка фашистской Германии.

С течением времени понятие  «технократия» неоднократно трансформировалось в зависимости от целей использовавших его деятелей, и в итоге получило несколько обще употребляемых толкований:

1. Теоретическая концепция власти, основанная не на идеологии, а на научно-техническом знании;

2. Направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности;

3. Тип социально-политического устройства общества, практически реализующий принципы этой концепции (политический режим, практически реализующий постулаты технократического управления).

4. Социальный слой носителей научно-технического знания, выполняющих функции управления (высшие функционеры промышленного производства и государственного аппарата).

Таким образом, термин «технократия»  носит обобщённый характер и служит определением сразу нескольким явлениям современного общества. Поэтому достаточно сложно проанализировать его в отношении влияния на общество в целом, и на каждого человека по отдельности.

Технократические  тенденции

 

Тенденции технократизма  были оформлены в соответствующих технократических концепциях, которые абсолютизируют значение науки и техники в жизни общества, утверждая что они преобразуют его непосредственно и прямо минуя социальные факторы. 

В 1949 г. вышла в свет книга Ж.Фурастье "Великая надежда XX века", ставшая знаменем буржуазно-реформистского технократизма. По мнению Фурастье, интенсивное техническое и научное развитие открывают перед человечеством возможность эволюции в сторону создания так называемого "научного общества", избавленного от бремени политических, социальных, религиозных и прочих антагонизмов. Наука и техника в этом грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только социального организма как целого, но в равной мере и отдельных индивидов, входящих в состав этого целого. Фурастье был один из первых, кто привлек внимание мировой общественности к современным проблемам, называемыми глобальными, в том числе и к проблеме человека и его будущего в связи с процессами развития науки и техники. 

Взгляды Ж.Фурастье являются своеобразным истоком многих других технократических воззрений. В этом легло можно  убедиться, обратившись к образцам технократического мышления, представленным, в частности, в труда американского социолога Д.Белла, который говорит о грядущем "новом обществе", построенном структурно и функционально в прямой зависимости от науки и техники. Д.Белл, полагает, что в этом, как он его назвал, постиндустриальном обществе определяющими оказываются в конечном счете разные виды используемого в экономике научного знания и поэтому главной проблемой становится организация науки. В соответствии с этим "постиндустриальное общество" по Беллу, характеризуется новой социальной структурой, базирующейся не на отношениях собственности, а на знании и квалификации. 

Имеется немало сторонников линии "технократического мышления", которые считают, что воздействие  науки и техники на человека и общество, особенно в наиболее развитых странах мира, становится сильным источником современных перемен. Так, З.Бжезинский в своей книге "Между двумя веками" утверждает, что постиндустриальное общество становится технотронным обществом в результате непосредственного влияния техники и электроники на разные стороны жизни общества, его нравы, социальную структуру и духовные ценности. 

Технократические тенденции отчетливое развитие получили у Г.Кана и У.Брауна: "Следующие 200 лет. Сценарий для Америки и всего мира". Затрагивая в ней вопрос о роли и значении науки и техники (являются они силами добра или зла), авторы говорят о "фаустовской сделке", которая якобы существует между человечеством и наукой и техникой. Обретя могущество с помощью науки и техники, человечество подвергает себя опасности, которая в них заключена. Авторы, однако, выступают против проведения политики направленной на прекращение или замедление научно-технического прогресса. Напротив, они считают необходимым в отдельных случаях ускорять это развитие, сохраняя осторожность и бдительность с целью предотвращения или уменьшения возможных неблагоприятных последствий. Как полагают авторы, при этом, в будущем, в ходе возникновения в сравнительно полном объеме "супериндустриальной экономики", многосторонняя тенденция развития западной культуры выразится в непрерывном экономическом росте, технологических усовершенствованиях, рационализме и ликвидации предрассудков, наконец, в открытом бесклассовом обществе, где утвердится вера в то, только люди и человеческая жизнь являются абсолютно священными. 

В западной философии все в большей  степени обнаруживается стремление избежать популяризации технократизма. К.Ясперс отмечает, что в Европе почти исчез прометеевский интерес перед техникой. Отвергая представление о "демонизме" техники, К.Яперс считает, что она направлена на то, чтобы в ходе преобразования трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Более того, по его мнению, вся дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического развития. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, она лишь игрушка в руках человека. 

К.Ясперс сформулировал  ясную программу, которая в особенности касается новой техники, способной коренным образом изменить структуру человеческой деятельности. Использование "высоких технологий" создает принципиально новую ситуацию в сфере производства, быта, отдыха, во многом меняет мировоззрение и психологию людей. 

В последние годы получили распространение и прямо противоположные концепции технофобии, то есть страха перед всепроникающей и всепоглощающей сило техники. Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" научно-технического прогресса. С этой точки зрения научно-технический прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе, как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих самому человечеству.

Технократическое движение сегодня. Технократическое мышление и его  влияние на культуру и сознание.

Технократическое  движение сегодня

 

Технократические взгляды  разделяют современные трансгуманисты, они пользуются популярностью у  футурологов, хотя последние не всегда ссылаются на технократию, как таковую, в то же время приходя к выводам, практическим идентичным технократической концепции. Примером может служить работа польского философа-футоролога и писателя фантаста Станислава Лема «Сумма Технологии» (1963).

Популярный документальный фильм обличительного характера  «Дух времени», а в особенности  в его продолжениях — «Дух времени: Приложение» — излагают, среди прочего, идеи технократии и даже предлагают аналог проекта «Технат», так называемый «Проект Венера» разработанный футурологом Жаком Фреско. Сам Фреско признаёт, что ранее состоял в технократическом движении, но покинул его из идеологических соображений. По мнению марксистов, проект Венера близок к утопическому социализму.

Целью проекта является создание «ресурсо-ориентированной  экономики», основанной, по утверждению  автора, на всеобщем праве собственности  на природные ресурсы и широком применении технических и технологических решений различных социальных и экономических проблем, использовании исключительно альтернативных источников энергии, освоение новых для человека сфер обитания, снижении необходимости задействования человека в производственной сфере.

Предполагается, что опора  на существующие природные ресурсы  и технологические новшества  обеспечит для человеческого  общества устойчивое развитие. При  этом либо игнорируются, либо сознательно  отвергаются экономические законы товарного обмена, в том числе Закон стоимости. Фреско считает, что производство денег не имеет отношения к Закону стоимости. По его мнению, кредитно-денежная политика современных государств строится на абсурдной формуле: X=X+Y (где Х-это имеющиеся в данный момент в государстве деньги, а Y-это проценты, которые подлежат уплате по кредитам).Y- это деньги, которые в данный момент отсутствуют, но должны быть напечатаны, поскольку иначе невозможно будет погасить проценты по кредитам. Таким образом, денежная система — это саморазрушающаяся система, поскольку она является ничем иным как финансовой пирамидой. Автор, вслед за классиками технократии, критикует систему экономики, основанной на эквивалентном обмене на основе стоимости, утверждая, что планетарные запасы ресурсов и энергии используемые «с новой современной технологией и разумной эффективностью» могли бы удовлетворить потребности всего населения планеты в достаточной степени.

Проект достаточно эклектичен и включает взгляды автора на все  стороны общественной жизни и  различные технологии, в частности на архитектуру и градостроительство.

Технократическое  мышление и его влияние на культуру и сознание.

 

Наш век — это эпоха  научно-технической революции, невиданного  взлета научной мысли. Социально-исторические предпосылки веры человека и человечества в разум и науку в XXI веке не менее, а более прочны и широки, чем в предшествующей истории. Рациональное знание, в особенности научное, стало важнейшей составляющей нововведений, кардинальных социально-исторических преобразовании, основной формой повышения производительности труда и изменения всех форм человеческого бытия. Научно-техническая революция, широко развернувшаяся во второй половине XX века, породила не только проблемы и противоречия, но и надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут наконец разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили в наше время название «сциентистских» и «техницистских».

Информация о работе Позиции технократизма в современной культуре