Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:21, реферат
Что такое человек? Какова природа человека? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Конфуций о человеке
1.1 Человек…………………………………………………………………..4
1.2 Конфуцианские начала, знание………………………………………...5
1.3 Ритуал и воспитание……………………………………………………6
1.4 Низкий человек и благородный муж…………………………………..7
1.5 Достойный правитель…………………………………………………..8
1.6 Гуманность Конфуция………………………………………………...10
Глава II. Позднее конфуцианство о человеке
Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сюнь-цзы…………12
2. Позднее конфуцианство
1.1 Хань Юй…………………………………………………………….14
1. 2 Чжу Си……….……………………………………………………...16
1. 3.Ван Янмин…………………………………………………………...17
3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя……………………………18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы……
Как и другие категории, «ци» – неоконфуцианского происхождения. Скорее это категория общекитайской культуры, в первую очередь натурфилософии, т.е. философии природы.
В центре конфуцианства находится человек, «ци» выступает как наполнитель человеческого сердца; именно сердце в китайских мировоззренческих системах считается сосредоточием человеческой природы, органом мысли и чувства. В качестве такового «ци» оказывается чем-то средним между физическим материалом и способностью человека пользоваться им. Из разъяснений Чжу Си получается, что человеческая природа существует благодаря «ци», но его нельзя приравнивать не к природе, не к воле Неба.
Поскольку «ци» – обязательный элемент индивидуальной природы, можно сделать вывод о том, что дальнейшая судьба человека определяется «ци», которое ему досталось и перед которым он бессилен. Но Чжу Си изыскивает возможность смягчить фатализм и упрочить идею самосовершенствования. Для этого он указывает, что всем людям, вне зависимости от «ци», свойственны желания. «Даже если ци, которым наделен человек, чистое, он подвластен желаниям при ослаблении бдительности и контроля над собой».
Отличие от буддизма Чжу Си призывает не полностью отказаться от желаний, а поддерживать их в равновесии, не допуская ни чрезмерности, ни недостатка, подобно даосам. В этой способности и состоит, по мнению Чжу Си, отличительная особенность человека по сравнению с любой другой частью Вселенной, благодаря которой человек родственен и Небу, и Земле.
Самосовершенствуясь,
человек очищает заложенные
в нем небесные принципы
и тем самым заслуживает
благосклонность Неба. Это положение
направлено против даосизма, утверждавшего
безразличие Неба к человеку.
1.3 Ван Янмин.
Китайский философ Ван Янмин (1472-1529) продолжает развивать конфуцианство за счет освоение идей даосизма и буддизма. Подобно Чжу Си, Ван Янмин продолжает считать человеческую природу доброй. Как и все конфуцианцы, он исходит из сущностного единства человеческой природы и мироздания, благодаря которому человек отличается от других элементов природы, как одушевленных, так и неодушевленных, не своими моральными качествами и не разумом, а срединным положением. Прочие характеристики объединяют человека с другими существами. Благодаря этому человек постигает свою природу как самоочевидность. Будучи естественным достоянием такого человека, данное знание не может быть передано другому.
Все вещи составляют единое тело с человеком не только как проявление принципа («ли»), но и как проявление «ци». Ван Янмин, как и Чжу Си, трактует «ци» как начало и духовное и телесное одновременно. Под «личностью» Ван Мин понимает целостное существо, и духовное, и телесное, способное к деятельности.
Поскольку природа человека воплощена в его сердце, то зло исходить из него не может. Зло появляется в стремлениях и мыслях. Поэтому исправлять надо не сердце, а стремления и мысли. Цель очищения – осознание чистоты и совершенства сердца и правильные деяния.
Ван Янмин критикует
даосизм и буддизм за допущение эгоизма.
Имея в виду Лао-цзы и Будду, Ян
Ванмин признает, что они тоже стремились
к совершенству, но этому помешала
несдержанность их эгоистических желаний,
в результате чего они вступили
на ошибочный путь отрешенности и бездеятельности,
с чем Ван Янмин, как конфуцианец, согласиться
не может.
3. Современное конфуцианство Чэнь Юланя.
Возрождение конфуцианства начинается в 20 в. и связано главным образом с именем Фэн Юланя. Он развивает его принципы, осовременивая их и обогащая некоторыми достижениями современной философии, благодаря чему учение вступает в новый этап – постконфуцианство.
Осовременивание конфуцианских взглядов состояло в том, что Фэн Юлань признал двойственность человеческой природы: логическую и биологическую. Логическую природу он считает истинной; благодаря ей человек родственен Небу и Земле (по аналогии с природой-принципом Чжу Си). Биологическая природа не является собственно человеческой, она выступает как естественные задатки (осовремененная трактовка «ци»). Переосмысление природы человека понадобилось Фэн Юланю, чтобы указать человеку «путь к внутренней святости и внешней царственности», к «высшей просветленности и непоколебимому спокойствию». Достижение этой цели состоит в слиянии с мировой гармонией,
для чего необходимо
поэтапное
Заключение.
Проблема человека на Востоке появилась задолго до создания таких
философских учений, как конфуцианство и Чань-буддизм. Во многом понимание природы человека у Конфуция соответствует таковому в предфилософских произведениях Китая.
Предметом размышления и областью действий Конфуция выступает социальная Поднебесная. В «Лунь юй» Конфуций проделал одну из мировоззренческих попыток, которую не делал никто до него. Современник Конфуция мудрец Лао цзы идеи своего учения замыкал на природное тело. Конфуций переносит центр внимания в сферу жизни социального субъекта, сохраняя при этом все традиционные мировоззренческие структуры. Он полагается не на природный объективизм Неба и Земли, а на самосознание верхов и низов общества. Он первым из китайских философов обратился к совести человека, к его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию, доверию как закону человеческого общежития. Задачу гармонизации Поднебесной следовало решить в сфере противостояний верхов и низов.
После Конфуция в философских произведениях, в частности в
конфуцианском памятнике «Книга обрядов», высшие основы ритуала, как и в переходную эпоху, будут связываться с природой Поднебесной, поскольку сущность человека будет пониматься по преимуществу как природная сущность: «Человеку присущи качества земли и неба, в нем совокупляются совершенные «ци» пяти стихий».
Конфуций неустанно проповедует необходимость учиться, он осуждает лень, праздность, хвастовство, тупость.
Главное средство управления народом Конфуций видел в силе примера и даже в убеждении, а не в голом принуждении.
Для человека в восточных учениях характерно неизменное чувство
ответственности за свои действия на более высоком, «космическом» уровне. В этих учениях мир создан не ради человека, но человек драгоценнее всего, он предпоследнее звено саморазвития мира. Человек – не царь Вселенной, он не может диктовать ей свою волю, «покорять» и распоряжаться. Наилучшая стратегия – «недеяние» и следование «естественности».
В наше время люди все чаще задумываются, как и зачем они жили, что сделали, как нужно вести себя перед концом света. У них нет уверенности, что они все делали правильно, так как в религиях «Бог дал человеку инстинкты, и, сделав столь экстраординарный подарок, поменял правила игры». Следовать им очень сложно. Человек разрывается между желаниями природными, животными и вполне естественными нормами морали и права.
Несомненно, чтобы понять и правильно истолковать религии, необходимо обратиться к первоисточнику, к старейшему, неисправленному потомками, варианту, и читать его нужно на том языке, на котором он был написан. Это, конечно же, неприемлемо для большинства: нельзя всех вдруг заставить говорить и понимать чужой, да еще и «мертвый» язык. С этой точки зрения главное конфуцианское произведение «Лунь юй» больше подходит в качестве «учебника жизни». Оно практически не исправлялось, но дополнялось учениями поздних конфуцианцев. И самое главное, оно не только дает конкретные рекомендации, но и определяет обязанности и права человека, правила поведения («ритуализация»), лишает человека сомнений по поводу
смысла жизни, цели существования.
Конфуцианство отвечает на все вопросы, которые встают перед человеком в его сложной и запутанной жизни, помогает ему определить его место во Вселенной, роль в истории, положение среди людей. Это, несомненно, связано с тем, что учение было создано в результате долгих размышлений над своей непростой жизнью человеком, который нашел душевное равновесие и обрел спокойную уверенность в правильности своих поступков. Он разработал собственную систему правил, которые позволяли жить и трудиться в этом противоречивом мире. Эта система, не слишком упорядоченно изложенная учениками в «Лунь юй», в течение 25 веков поддерживает моральный дух китайского народа, позволяет ему выжить, несмотря на огромные трудности. И
они борются с ними,
они покорно воспринимают их как наказание.
Список используемой литературы: