Позднее конфуцианство о человеке. Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сюнь-цзы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:21, реферат

Описание работы

Что такое человек? Какова природа человека? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Конфуций о человеке
1.1 Человек…………………………………………………………………..4
1.2 Конфуцианские начала, знание………………………………………...5
1.3 Ритуал и воспитание……………………………………………………6
1.4 Низкий человек и благородный муж…………………………………..7
1.5 Достойный правитель…………………………………………………..8
1.6 Гуманность Конфуция………………………………………………...10
Глава II. Позднее конфуцианство о человеке
Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сюнь-цзы…………12
2. Позднее конфуцианство
1.1 Хань Юй…………………………………………………………….14
1. 2 Чжу Си……….……………………………………………………...16
1. 3.Ван Янмин…………………………………………………………...17
3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя……………………………18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Человек в философии древнего Китая.реферат.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Содержание.

   Введение…………………………………………………………………………..3

    Глава I. Конфуций о человеке

         1.1 Человек…………………………………………………………………..4

         1.2 Конфуцианские начала, знание………………………………………...5

         1.3 Ритуал и воспитание……………………………………………………6

         1.4 Низкий человек и благородный муж…………………………………..7

         1.5 Достойный правитель…………………………………………………..8

         1.6 Гуманность Конфуция………………………………………………...10

    Глава II. Позднее конфуцианство о человеке

  1. Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сюнь-цзы…………12

         2.   Позднее конфуцианство

             1.1 Хань Юй…………………………………………………………….14

            1. 2 Чжу Си……….……………………………………………………...16

            1. 3.Ван Янмин…………………………………………………………...17

          3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя……………………………18

 Заключение……………………………………………………………………..20

Список  литературы……………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Введение.

     Что такое человек? Какова природа человека?  От чего зависят  смысл  и  ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся  в  философских  текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная  наука, ни философия, ни религия не могут в  полной  мере  выявить  тайну  человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в  различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить  и  др.),  но одно из них является главным. Выявить эту черту  означает  постичь  сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим?  Есть  ли

вообще в человеке какое-то внутреннее устойчивое ядро? Философы отвечают  на эти  вопросы  по-разному.  Многое   зависит  от   общей   мировоззренческой установки, то есть от того, что данное философское направление  выдвигает  в качестве высшей ценности. Конкретные позиции обуславливаются и тем,  как  рассматривается  человек  –  «извне»  или  «изнутри».  Изучение человека  «извне»  предполагает  осмысление  его   отношений   с   природой (космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение  к тайне человека «изнутри»   сопряжено   с   постижением   его   телесного,   эмоционального, нравственного и духовного бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Конфуций о человеке.

1.1 Человек.

     Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства  вышли  на  первый  план.  Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём  неизменный  порядок -  вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не  сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное  место.  Поэтому учение о человеке неотделимо от  учения  об  управлении  государством.  Цель конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести  себя  человек в различных  ситуациях,  т.е.  учение  имеет  ярко  выраженную  практическую направленность, а  теоретический  аспект  является  подчиненным:  обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил  поведения  и  отношений  между людьми.  Достаточно  познакомиться  с  произведением  «Лунь-юй»  (Беседы   и высказывания),  которое  все  исследователи  считают  наиболее   достоверным выражением  взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для  него  нет  проблемы человека, а есть набор практических советов, которые  подает  учитель  (цзы) Кун.

     Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун- цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских  взглядов на устройство мира. Человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся  ей,  но и умеющий ей противостоять. Это объясняется  срединным  положением  человека относительно  Неба  и  Земли:  с  одной  стороны,  человек   вписывается   в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном  между Небом  и Землей, а с другой  –  человек  занимает  в  мироздании  уникальное место, позволяющее  ему  соотнести  себя  как  с  Небом,  так  и  с  Землей. Традиционные  для  китайских  мировоззренческих  систем категории   –   дао (истинный путь) и дэ (одаренность) –  также  используются  в  «Лунь-юй»  без обсуждения и дополнительных комментариев.  Вообще  Конфуций  предпочитал  не заниматься вопросами мироздания и  мировоззрения,  в  частности,  отказывался высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.

     Обсуждать вопрос о природе человека,  как  свидетельствует  «Лунь-юй», Конфуций  избегал,  ограничившись  расплывчатым  высказыванием:  «По   своей природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки  друг  от друга». 

      1. Конфуцианские начала, знание.

     Конфуций  четко разграничивает людей, обладающих  различным  социальным статусом  в  зависимости  от  моральных  качеств,  которым  он   приписывает надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает  неизбежность  и незыблемость  социального  расслоения.  По  его  мнению,  небо   следит   за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

     Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных  начал, или постоянств:

     «жэнь» – гуманность, человеколюбие;

       «синь» - искренность, прямота,  доверие;

       «и» – долг, справедливость;

       «ли» – ритуал, этикет;

     «чжи» – ум, знание.

     Основа  человеколюбия  –  «жэнь»  –  «почтительность  к  родителям   и

уважительность  к старшим братьям»,  «взаимность»  или «забота о людях»  - основная заповедь конфуцианства. «Не делай  другим  того,  чего  не  желаешь себе».

  Конфуций обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной категории.  «Управляя  царством,  имеющим  1000  боевых  колесниц,   следует серьезно относиться к делу и опираться  на  доверие,  соблюдать  экономию  в расходах и заботиться о людях; использовать народ в  соответствующее  время». Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.

     Все эти начала опираются на знания в конфуцианском смысле. Имеются  в виду не теоретические знания,  а  знания  правил  поведения  с  обязательным применением  их  на  практике.  Конфуцианское учение  о знании   подчинено социальной проблематике. Знать – «значит знать людей». Познание природы  его не интересует. Его вполне  удовлетворяет  то  практическое  знание,  которым обладают  те,  кто  непосредственно  общается  с  природой  –   земледельцы, ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно  редко:  «Те,  кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а  за  ними  следуют  те,  кто приобрел знание благодаря учению».  Учение  у  Конфуция  должно  обязательно дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что  отождествлять  конфуцианскую

ученость с  книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в  конфуцианстве авторитет мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда  высок,  на первый план  выходит  правильное  поведение,  а  не  знание  само  по  себе. Ценность знания в том, чтобы способствовать правильному поведению. 

1.3 Ритуал и воспитание.

       Применяются конфуцианские знания  по правилам этикета, без   которых  их использование не  будет  «правильным»,  а  человеческое  поведение  окажется нерегулируемым. Задача воспроизведения норм возлагается на самого  человека: «Сдерживать себя с тем, чтобы во всем соответствовать требованиям   ритуала, - это и есть человеколюбие…Осуществление  человеколюбия  зависит  от  самого

человека, разве  оно зависит от других людей?»  Так гуманность  связывается  с ритуалом,  человек  должен  приложить  определенные  усилия,   чтобы преодолеть себя, включиться  в  систему  отношений,  регулируемых  правилами этикета, и добиться того, чтобы дальше проявлять себя наилучшим образом  без дополнительных усилий, то есть стать «благородным мужем» (Цзюн  - цзы).

     Все это  указывает  на  необходимость  воспитания,  предусматривающего деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать  воспитанным. Но  это  не  означает  отказа  от  ответственности.  Естественность обеспечивает  проявление искренности: «После того  как  воспитанность  и  естественность  в  человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».

     Таким  образом,  создавая  концепцию  ритуальной   формы   организации общества, Конфуций   выводит  ритуал  из  предфилософской  мировоззренческой традиции. Он берет из Ритуала все лучшее и приспосабливает  его  к  условиям классового общества. Ритуал как  слово,  музыка  и  движение  становиться  у Конфуция главным способом теоретического и  практического  воплощения  своих идей среди верхов и низов.

  Осуществляя ритуализацию политики, нравственности, семейных отношений, Конфуций замечает еще одну силу,  способствующую  успеху  Ритуала,  -  культ предков. Их имеет каждый из живущих людей.  Семейные  узы  самые  крепкие  и искренние  среди  всех  прочих  отношений.  Конфуций  и   здесь   стремиться осуществить  ритуализацию,   находя   в   почитании   предков  как  основы политических устоев, так и морали. 

1. 4 Низкий человек и благородный муж.

     Природа человека в китайской традиции включает в  себя как   бы   два    уровня:    врожденные    качества    и    способность    к самосовершенствованию. Человеку мало обладать  некоторыми  качествами,  надо еще уметь их применить, сконцентрировав волю и регулируя свое поведение.

     При сходстве  врожденных  качеств люди оказываются представителями  различных  слоев,  определяемых  моральным статусом.

  Поскольку способности людей  регулировать  свое  поведение  признаются различными от  природы,  каждому  слою  предъявляются  особые  требования  и предписываются различные правила поведения. Конфуций связывает  общественное положение человека не  с  богатством  или  знатностью,  а  с  его  моральной характеристикой. Он дает развернутый образ человека,  соответствующего конфуцианским  моральным  заповедям.  Это  цзюнь - цзы  («благородный   муж»), которому противопоставляется «низкий человек». Низкий  человек  не  обладает должным знанием, поэтому его поведение не  регулируется  этикетом.  «Кун - цзы сказал: Благородный муж боится трех вещей: он боится неба, великих  людей  и слов совершенно мудрых. Низкий человек не знает  веления  неба  и  не  боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое  положение;  оставляет  без внимания слова мудрого человека». Низкий человек оказывается негуманным,  т. е. неспособным правильно  вести  себя  с  людьми.  «Есть  благородные  мужи, которые  не  обладают  человеколюбием,  но  нет  низких  людей,  которые  бы обладали  человеколюбием».  Гуманность  остается  прерогативой  благородного мужа, способного и обязанного поступать надлежащим образом: иначе  все  дела расстроятся. 

1.5 Достойный правитель.

     На  благородного мужа Конфуций возлагает  ответственность за поддержание порядка в Поднебесной. Исходя из этого,  особое  значение  Конфуций  придает описанию  правителя,  для  которого   гуманность   превращается   в   умение разбираться в людях, отличать достойных  от  недостойных  и  управлять  ими, подавая хороший пример. Отвечая на вопрос о том, следует ли убивать людей  в целях улучшения управления государством, Конфуций заявил:  «Зачем,  управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то  и  народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру;  мораль  низкого  мужа

подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

     Конфуций  не объясняет, откуда берется  достойный  правитель.  По  всей вероятности, он считает его таким же  проявлением  всеобщей  закономерности, как и любую вещь в природе. Подобный  талант  нельзя сформировать, но его можно выявить,  чтобы  человек,  обладающий  им,  занял подобающее место в государстве.  Отсюда  своеобразие  системы  экзаменов  на должность,  предусматривающих  лишь  отбор   наиболее   достойных,   но не воспитание или обучение их.

     Правитель  может   стать   благородным   мужем,   если   соответствует

Информация о работе Позднее конфуцианство о человеке. Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сюнь-цзы