Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:21, реферат
Что такое человек? Какова природа человека? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Конфуций о человеке
1.1 Человек…………………………………………………………………..4
1.2 Конфуцианские начала, знание………………………………………...5
1.3 Ритуал и воспитание……………………………………………………6
1.4 Низкий человек и благородный муж…………………………………..7
1.5 Достойный правитель…………………………………………………..8
1.6 Гуманность Конфуция………………………………………………...10
Глава II. Позднее конфуцианство о человеке
Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сюнь-цзы…………12
2. Позднее конфуцианство
1.1 Хань Юй…………………………………………………………….14
1. 2 Чжу Си……….……………………………………………………...16
1. 3.Ван Янмин…………………………………………………………...17
3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя……………………………18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы……
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Конфуций о человеке
1.1 Человек……………………………………………………………
1.2 Конфуцианские начала, знание………………………………………...5
1.3 Ритуал и воспитание……………………………………………………
1.4 Низкий человек и благородный муж…………………………………..7
1.5 Достойный правитель…………………………………………………..
1.6 Гуманность Конфуция………………………………………………...
Глава II. Позднее конфуцианство о человеке
2. Позднее конфуцианство
1.1 Хань Юй…………………………………………………………….14
1. 2 Чжу Си……….……………………………………………………...
1. 3.Ван Янмин…………………………………………………………...
3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя……………………………18
Заключение…………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Что такое человек? Какова природа человека? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли
вообще в человеке
какое-то внутреннее устойчивое ядро?
Философы отвечают на эти вопросы
по-разному. Многое зависит
от общей мировоззренческой
установки, то есть от того, что данное
философское направление выдвигает
в качестве высшей ценности. Конкретные
позиции обуславливаются и тем, как
рассматривается человек –
«извне» или «изнутри». Изучение
человека «извне» предполагает
осмысление его отношений
с природой (космосом), обществом, богом
и самим собой. Приобщение к тайне
человека «изнутри» сопряжено
с постижением его
телесного, эмоционального, нравственного
и духовного бытия.
Глава I. Конфуций о человеке.
1.1 Человек.
Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок - вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением «Лунь-юй» (Беседы и высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы) Кун.
Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун- цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов на устройство мира. Человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей. Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории – дао (истинный путь) и дэ (одаренность) – также используются в «Лунь-юй» без обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не заниматься вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.
Обсуждать
вопрос о природе человека, как
свидетельствует «Лунь-юй», Конфуций
избегал, ограничившись расплывчатым
высказыванием: «По своей природе
(люди) близки друг другу; по своим привычкам
(люди) далеки друг от друга».
Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения. По его мнению, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.
Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств:
«жэнь» – гуманность, человеколюбие;
«синь» - искренность, прямота, доверие;
«и» – долг, справедливость;
«ли» – ритуал, этикет;
«чжи» – ум, знание.
Основа человеколюбия – «жэнь» – «почтительность к родителям и
уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Конфуций обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной категории. «Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время». Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.
Все эти начала опираются на знания в конфуцианском смысле. Имеются в виду не теоретические знания, а знания правил поведения с обязательным применением их на практике. Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать – «значит знать людей». Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, которым обладают те, кто непосредственно общается с природой – земледельцы, ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко: «Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто приобрел знание благодаря учению». Учение у Конфуция должно обязательно дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять конфуцианскую
ученость с
книжной премудростью не совсем справедливо.
Хотя в конфуцианстве авторитет мудрецов
древности и изложенного ими учения был
всегда высок, на первый план
выходит правильное поведение,
а не знание само по себе.
Ценность знания в том, чтобы способствовать
правильному поведению.
1.3 Ритуал и воспитание.
Применяются конфуцианские
человека, разве оно зависит от других людей?» Так гуманность связывается с ритуалом, человек должен приложить определенные усилия, чтобы преодолеть себя, включиться в систему отношений, регулируемых правилами этикета, и добиться того, чтобы дальше проявлять себя наилучшим образом без дополнительных усилий, то есть стать «благородным мужем» (Цзюн - цзы).
Все это указывает на необходимость воспитания, предусматривающего деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать воспитанным. Но это не означает отказа от ответственности. Естественность обеспечивает проявление искренности: «После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».
Таким образом, создавая концепцию ритуальной формы организации общества, Конфуций выводит ритуал из предфилософской мировоззренческой традиции. Он берет из Ритуала все лучшее и приспосабливает его к условиям классового общества. Ритуал как слово, музыка и движение становиться у Конфуция главным способом теоретического и практического воплощения своих идей среди верхов и низов.
Осуществляя
ритуализацию политики, нравственности,
семейных отношений, Конфуций замечает
еще одну силу, способствующую успеху
Ритуала, - культ предков. Их имеет
каждый из живущих людей. Семейные
узы самые крепкие и искренние
среди всех прочих отношений.
Конфуций и здесь стремиться
осуществить ритуализацию, находя
в почитании предков как
основы политических устоев, так и морали.
1. 4 Низкий человек и благородный муж.
Природа человека в китайской традиции включает в себя как бы два уровня: врожденные качества и способность к самосовершенствованию. Человеку мало обладать некоторыми качествами, надо еще уметь их применить, сконцентрировав волю и регулируя свое поведение.
При сходстве врожденных качеств люди оказываются представителями различных слоев, определяемых моральным статусом.
Поскольку способности
людей регулировать свое поведение
признаются различными от природы,
каждому слою предъявляются
особые требования и предписываются
различные правила поведения. Конфуций
связывает общественное положение
человека не с богатством или
знатностью, а с его моральной
характеристикой. Он дает развернутый
образ человека, соответствующего
конфуцианским моральным заповедям.
Это цзюнь - цзы («благородный
муж»), которому противопоставляется «низкий
человек». Низкий человек не
обладает должным знанием, поэтому его
поведение не регулируется этикетом.
«Кун - цзы сказал: Благородный муж боится
трех вещей: он боится неба, великих
людей и слов совершенно мудрых. Низкий
человек не знает веления неба
и не боится его, презирает высоких
людей, занимающих высокое положение;
оставляет без внимания слова мудрого
человека». Низкий человек оказывается
негуманным, т. е. неспособным правильно
вести себя с людьми. «Есть
благородные мужи, которые не
обладают человеколюбием, но
нет низких людей, которые
бы обладали человеколюбием». Гуманность
остается прерогативой благородного
мужа, способного и обязанного поступать
надлежащим образом: иначе все дела
расстроятся.
1.5 Достойный правитель.
На благородного мужа Конфуций возлагает ответственность за поддержание порядка в Поднебесной. Исходя из этого, особое значение Конфуций придает описанию правителя, для которого гуманность превращается в умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая хороший пример. Отвечая на вопрос о том, следует ли убивать людей в целях улучшения управления государством, Конфуций заявил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа
подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».
Конфуций не объясняет, откуда берется достойный правитель. По всей вероятности, он считает его таким же проявлением всеобщей закономерности, как и любую вещь в природе. Подобный талант нельзя сформировать, но его можно выявить, чтобы человек, обладающий им, занял подобающее место в государстве. Отсюда своеобразие системы экзаменов на должность, предусматривающих лишь отбор наиболее достойных, но не воспитание или обучение их.
Правитель может стать благородным мужем, если соответствует