Посткласическая философия 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:08, реферат

Описание работы

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др.

Содержание

Вступление 3
Причины появления и основная характеристика этапа 4
Материализм 5
Философия позитивизма 7
Философия жизни 10
Прагматизм 11
Остальные философские движения 12
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Постклассическая философия XIX века.docx

— 33.71 Кб (Скачать)

Философия жизни, зародившись в XIX в., имела своих  крупных последователей (А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет) и в XX в. Поэтому, рассматривая философские направления XX в., нельзя упускать из виду философию жизни.

Прагматизм 

 Это философское направление возникло в 70-е гг. XIX в. в США, его основными представителями были Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи. По мнению Пирса, название направления происходит от «прагматической веры» Канта, когда человек действует, не обладая полным знанием и основываясь на вере, которую Кант и назвал «прагматической». 

В основе прагматизма, так же как и во многих других учениях этого времени, лежат  интересы человека. Поскольку истины классической науки далеко не всегда эффективны, а теоретическое знание необходимо, хотя бы в конечном счете, для удовлетворения потребностей человека, прагматики считают что «истина  — то, что полезно». С этой позиции  ранжируются и научные идеи, которые  делятся на истинные — те, которые  полезны, и ложные — те, которые  приносят вред. Наука — «служанка» человека, нужная ему для достижения своих интересов и целей. 

В терминологическом  аппарате прагматиков есть понятия  «вера» и «воля». Вера в данном случае противопоставляется сомнению, т.е. не является только религиозной, и считается  критерием истины (Пирс). В этом смысле наука трактуется как коллективная вера. Воля необходима для руководства  знанием, постановки нужных целей и  обеспечения их достижения. 

Прагматизм —  дитя своего времени и даже своей  культуры. Но его не следует путать с более субъективным и циничным практицизмом, с философией «американской  мечты» и т.п. Прагматизм ориентирован на благо для человека, он учит эффективно преодолевать трудности, он возвращает знание в процесс жизни. Прагматизм оптимистичен, воля, провозглашаемая  им, носит созидательный характер.  
 

Остальные философские движения 

Иррационализм. Под иррационализмом имеется в виду философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т.п. Принципом иррационализма пользовались многие философские направления, в частности, философия жизни, экзистенциализм и др. Но иррационализм существовал как особое философское учение XIX в. Основным его представителем был А. Шопенгауэр. 

Неокантианство. Довольно существенное воздействие на формирование интеллектуальной атмосферы ХХ века оказали философские движения, исходящие из переосмысления и возрождения философии Канта и получившие название неокантианства или неокритицизма. Неокантианство формируется в 60-х годах прошлого века, наибольший вес приобретает в первые два десятилетия нашего века в лице марбургской и баденской школ. 

Основные принципы неокантианства сводятся к: 1) трактовке  философии исключительно как  критики познания, 2) ограничению  познания сферой опыта и отказу онтологии  от притяза-ний на статус научной  дисциплины, 3) признанию обусловливающих  познание априорных форм. 

Выше перечислены  лишь основные философские движения данного исторического них, но, стоит  отметить, что кроме них в 19-м  столетии существовало множество других философских учений и направлений. 
 

Заключение

 

В заключение хочется  сказать, что философия 19 столетия является необычайно интересной и многогранной. Она дала миру множество новых направлений, взглядов на наш мир. В этот период зародились и активно развивались мощные философские движение, который остаются актуальными и по сей день. Стоит отметить, что философия данного периода является очень обширным понятием и её невозможно раскрыть в одной работе, в данном же реферате наведены только самые популярные и значимые учения данного периода.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
    1. Алексеев  П. В., Панин А. В. Философия: учеб. - 3-е  изд., - М. : Проспект, 2006. - 504 с.
    2. Бессонов Б. Н. Философия. История и современные задачи. Учебник для вузов. М., НОРМА, 2006.
    3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2006. - 376 с.
    4. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. - М., 1990.
    5. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22770/22886/
    6. www.tezis.info/filosof/09.php
    7. bibliotekar.ru/filosofiya/54.html

Информация о работе Посткласическая философия 19 века