Посткласическая философия 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:08, реферат

Описание работы

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др.

Содержание

Вступление 3
Причины появления и основная характеристика этапа 4
Материализм 5
Философия позитивизма 7
Философия жизни 10
Прагматизм 11
Остальные философские движения 12
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Постклассическая философия XIX века.docx

— 33.71 Кб (Скачать)

Міністерство освіти і науки України

Київський національний університет імені  Тараса Шевченка

Кафедра Міжнародної економіки 
 
 
 
 
 
 

Реферат

З курсу  філософії

На тему: ”Посткласична філософія 19-го століття” 
 
 
 
 

Виконав студент  1-го курсу

Спеціальність МЕ-3

Цюпко Артем  Ігорович

Викладач: Іщенко О. М. 
 
 

Київ 2011

Оглавление 

Вступление 3

Причины появления и основная характеристика этапа 4

Материализм 5

Философия позитивизма 7

Философия жизни 10

Прагматизм 11

Остальные философские движения 12

Заключение 13

Список  литературы 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление

 

К постклассической философии относят ряд философских  учений XIX - начала XX в., в которых  переосмысливаются центральные  положения классической философии  и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями  этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия  воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских  учений этого периода (пожалуй, за исключением  марксизма) является иррационализм, связанный  с переосмыслением категории  бытия. Бытие перестает отождествляться  с разумом и предстает в  виде воли, жизни, практики, опыта и  т. п. Постепенно происходит трансформация  взглядов на природу человека, который  более не рассматривается как  существо, главной характеристикой  которого является разумность, и предстает  во всем богатстве своих жизненных  воплощений. Постклассическая философия  предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс  на материалистических началах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная характеристика этапа

 
 

Еще во времена Гегеля появились философы, не принадлежавшие к его лагерю, резко выступавшие  против его философии, смело бросавшие  вызов необыкновенной популярности великого философа. К таким мыслителям относятся прежде всего немец  Артур Шопенгауэр и датчанин Серен  Кьеркегор. В отношении их философии  можно говорить о резком изменении  философской проблематики, о появлении  так называемой постклассической философии, которая пыталась радикально, в отличие  от немецкой классики, пересмотреть проблему смысла человеческого бытия, места  человека в мире, его отношения  к Богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения.

Многие философы объединяют этот этап философии с  современным. Действительно, целый  ряд философских школ и направлений, заложенных в XIX в., продолжали развиваться  и в XX в. Некоторые направления  были предвосхищены в постклассической философии и получили развитие лишь в наши дни. Так, большинство специалистов считают предшественником экзистенциализма С. Кьеркегора, однако экзистенциализм  как крупное направление философской  мысли сформировался лишь в 50-е  гг. XX столетия.

Поэтому можно разделить эти две философские эпохи потому, что каждая из них имела и свои собственные философские школы, отчасти потому, что направления, перешедшие в XX в., порой трансформировались до неузнаваемости их современными адептами. Тем не менее отмеченную преемственность надо постоянно иметь в виду, изучая философские направления двух последних веков. Более того, ее надо искать, что создаст полноту представлений об изучаемой философской школе. Впрочем, преемственность — общий закон истории, в том числе и истории философии, и ее учет полезен в процессе любого познания. 
 

Материализм 

 Если бы  не было марксизма, материализм  трудно было бы даже назвать  философским направлением. Скорее  это способ осмысления мира. Хронологически  этот способ прослеживается от  античности до современности  и наблюдается практически во  все философские эпохи.

Его основные постулаты:

• Мир материален;

• Мир объективен и не зависит от сознания;

• Материя первична, вечна, несотворенна;

• Сознание —  свойство материи;

• Мир познаваем.

Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в  применении материализованной гегелевской  диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика — это отражение — верное или  неверное — в головах людей  свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического  понимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотрении материалистической диалектики как критической и  революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.

Слабости марксизма  достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения в нашей  стране. Тезис «практика — критерий истины» сработал против тех, кто  его выдвинул. Эти слабости —  в преувеличении роли экономики  и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного  развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.

Антропологизм. В XIX в. единственным крупным представителем антропологии является Л. Фейербах, которого практически всегда относят к  немецким классикам. Конечно, его идеи вышли из гегельянства и во многом используют его, чаще всего отталкиваясь от взглядов Гегеля. Тем не менее  философия Фейербаха столь своеобразна, настолько противоположна гегелевской, что отнести ее к немецкой классической философии можно лишь с большой натяжкой.

Начать с того, что Фейербах, в отличие от всех немецких классиков, материалист, хотя сам и не считал себя таковым. В  центре его философствования — человек, как продукт природы. Психика  человека зависит от его телесной организации, не сводимой, однако, к  физиологии. Главное в человеке —  чувство любви в философском  понимании этого слова. В основе этого возвышенного чувства взаимной любви лежит религия. Фейербах, как  и все его далекие последователи, именно в человеке искал основы переустройства мира на разумных и нравственных началах, началах любви и справедливости. Философия будущего в его представлениях сольется с религией и станет антропологией  — всесторонним учением о человеке. Это будет знаменовать новую  эпоху в развитии человечества, когда  отношения любви претворятся  в повседневную жизнь.

Принцип поиска начал переустройства мира в человеке был подхвачен через столетие достаточно влиятельным современным  направлением — философской антропологией. Что именно в человеке послужит основой  такого переустройства, философские  антропологи считают по-разному. Однако принцип поиска основ мира в человеке у них един, и этим они обязаны оригинальному философу XIX в. опередившему свое время, Л. Фейербаху. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия позитивизма 

 
30-90-е годы  ХIХ века характеризуются интенсивным  развитием науки, причем основной  тон задают точные науки –  математика, геометрия, физика. Вместе с тем, значительных успехов достигает химия, биология, медицина. Этот зримый прогресс науки служит установлению за ней репутации гаранта достоверности знания. Уже Маркс трактует науку подобным образом: так, свою модель социализма (первой стадии коммунистической формации) он называет научной, противопоставляя ее утопическому социализму предшественников – Сен-Симона, Фурье, Оуэна. В своей социальной теории Маркс стремится реализовывать естественнонаучные критерии строгости и точности, что, по представлениям того времени, придает ей недостижимый другими средствами статус незыблемого, фундаментального знания. 
В 30-е годы формируется философское направление, в полной мере выражающее закономерный для той ситуации оптимизм по поводу возможностей науки, как в познании мира, так и в решении человеческих проблем. Это направление получило название позитивизм. Разнообразие идей, высказанных в рамках позитивизма снимается общей верой в бесконечные возможности науки и связанными с ней претензиями на сферу философского мышления, которое должно быть подчинено науке или же оставлено в прошлом за ненадобностью. 

Основателем позитивизма  является французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). Доктрина Конта раскрывается в свете выдвинутого им закона трех стадий. Согласно этому закону, человечество (как и сознание отдельного человека) проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии. На теологической стадии все явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов (сил). На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (намек на гегелевскую метафизику). На третьей – позитивной – стадии берут верх трезвые, прагматические устремления, человек отказывается от объяснения необъяснимого, трансцендентного, переходя к получению твердого, надежного знания об окружающем мире (которое доставляет наука). Позитивную науку (которой, с небольшими оговорками, тождественна философия) отличает стремление к выявлению законов, которыми управляется окружающая человека действительность, метафизические же проблемы, то есть вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми и даже бессмысленными. 
Конт говорит, что теологические и метафизические методы уже никого не увлекают, разве что в сфере социальных явлений. И потому насущной задачей становится основание позитивной науки об обществе, которую Конт называет социологией. Как физика устанавливает законы природных феноменов, так социология посредством наблюдения и рассуждения устанавливает законы общественных феноменов. Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, одинаковые для обществ любой эпохи, социальная динамика – законы развития общества, главные из которых – закон трех стадий и закон прогресса. 
Наряду с Контом крупнейшими представителями позитивизма являются английские философы Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903). Милль, продолжая традиции английского эмпиризма, развивает его в позитивизм. Единственным источником познания им признается опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция. Милль дает свою классификацию наук со специфически позитивистским стремлением подчинить и уподобить историческое, гуманитарное знание естественнонаучному. Милль, в соответствии с духом позитивистской философии, развивает концепцию утилитаризма (основатель утилитаризма – английский мыслитель Иеремия Бентам (1738-1832)), развертывая ее прежде всего в сфере моральной теории. Принцип пользы (утилитарности) утверждает, говорит Милль, что действия являются правильными в той пропорции, в какой способствуют счастью, и неправильными в той пропорции, в которой отвращают от счастья. Счастье желательно, и доказательство этого состоит в том, что люди действительно желают его: каждое доброе дело человека – счастье для этого человека и общее счастье.  
Заметную роль в развитии позитивистской доктрины сыграл Спенсер. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, т.е. высшей ступени познания закона, управляющего миром.

Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюции). Развитие подчиняется закону сохранения силы и материи и является накоплением вещества при одновременном  рассеивании движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной однородности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности. Разрушение есть обратная сторона любого развития. Оно заключается в поглощении движения и сопровождающем его распадении на составные части соответствующих образований. Поскольку в универсуме господствуют антагонистические силы, то он должен вечно следовать этому ритму развития и разрушения. 
Позитивизм стал общеевропейским явлением и приобрел сторонников во всех странах, однако, едва ли не больше было тех, кто критиковал «одномерность» позитивистского мышления. Программа позитивной философии оказалась во многом нереализуемой и ошибочной, последующее развитие науки привело к необходимости ее радикального пересмотра. Однако очередные успехи науки вновь неоднократно поднимали позитивистскую волну, на чем мы еще остановимся в дальнейшем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия жизни 

Это философское  направление конца XIX — начала XX вв., основным понятием и предметом  философствования в котором является понятие «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия. Основные представители  этого направления по-разному  истолковывают это основополагающее понятие: как противоположное рассудочному (Ф. Ницше, Л. Фробениус и др.), как  космический «жизненный порыв» (А. Бергсон), как исторический процесс, реализуемый  в неповторимых, уникальных культурах (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер). У  последнего культура противопоставляется  цивилизации. Основные способы познания — иррационализм и интуиция. 

Жизнь целостна и находится в непрерывном  становлении. Поскольку она целостна, ее нельзя познать рациональными, а  потому односторонними методами науки. Поскольку она развивается, в  нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии (например, у Шпенглера  это цивилизация как застывшая  форма культуры). Поскольку жизнь  — это спонтанный поток становления  живого, она не имеет целесообразности, а соответственно в истории как  части целостной жизни нет  объективных законов. История, как  и человек, имеет только свою судьбу. 

Что же делает человек  в этом неуправляемом, спонтанном потоке жизни? Он ее переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление — вырваться за рамки  своего бытия, особенно социального, возвыситься  над собственной судьбой. Отсюда трагичность его существования, ибо судьбу победить нельзя. Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден. Такой человек  стремится к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее  других, постоянно ищет целостность  своего существования, максимально  приближает его к целостности  жизни.

Информация о работе Посткласическая философия 19 века