Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:50, реферат
Теология, философия, психология, естественные и социальные науки — некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей.
Введение…………………………………………………………..……….3
Представления о совершенном человеке в различных культурах……4
Образ совершенного человека в духовной и художественной традиции круга культур……………………………………………………………..7
Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии……………………………………………………………..13
Православная аскеза – ключ к новому видению человека……………15
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………17
Отсутствие
в религиозной традиции Египта обособленной
фигуры Совершенного Человека, как
это произошло в зороастризме,
заставляет обратиться к предельно
близкой, но все же несколько иной
теме. Это центральный мотив
Можно вести речь о "древнем монотеизме". Основанием тому является утверждаемое в Текстах Пирамид и Текстах Саркофагов (а также и в иных текстах) состояние обожанья, что типологически сближается с более поздним христианским теозисом.
Появление людей из глаза Бога является достаточно убедительным свидетельством единения Бога и Человека в древнеегипетских представлениях. Человек в Древнем Египте - добытийная божественная сущность, но этого великолепного звания человек сохранить не смог. Стремление восстановить утраченную божественность главный нерв и смысл жизни египтян. То есть стремление к совершенствованию, достижение божественного совершенства (обоженья) характеризует смысл египетской антропологии. Центральной фигурой, у кого тема совершенства и Совершенного Человека проявилась наиболее отчетливо, был Платон. Таким образом, понятия совершенства и совершенного человека - из греческого ареала.
Приступая к освещению темы совершенствования и образа Совершенного Человека в христианской антропологии сразу можно заметить, эти понятия не входят в число ключевых терминов. Важным, однако представляется другое словосочетание - новый человек. Вместе с тем, разница между новым и совершенным человеком - "скорее в тональности и расстановке акцентов, нежели в существе содержания". Для христианина истинное совершенство есть истинное соединение с Богом. Из этого следует, что смысл совершенствования состоит во вхождении в божественное бытие, в некоторый эсхатологический, метаисторический и мета-антропологический горизонт.
Понятие
совершенства в христианской доктрине
не есть понятие антропологического,
но прежде всего мета-антропологического
плана. Мета-антропологический
Звучит она следующим образом: "понятие "совершенства человека", в истинном и полном смысле понятия совершенства, не является чуждым Новому Завету и может вводиться христианским богословием, однако же - как понятие не антропологического, а мета-антропологического плана, предполагающее обобщенную и расширенную трактовку феномена человека". Не менее важным следует назвать выделение двух типов совершенства: совершенство-устремление (в контексте энергийного дискурса исихазма) и совершенство-соединение. В основе последнего утверждено важнейшее понятие обожения. Совершенство-соединение - это высший тип духовного опыта, его квинтэссенция.
Следует
обращать внимание на неоднозначность
понятия совершенства/полноты
В
отличие от всех описанных выше традиций,
в исламе образ Совершенного Человека
выявляется не в процессе совершенствования
человека, т.е. его духовного продвижения
от греха к божественной полноте
бытийственности. В суфизме существует
самостоятельное понятие и
Сам же Совершенный Человек отъединен от мира Творения, будучи рожденным в божественном сне и воплощая собой само Творение в свернутом виде. Следовательно, с полным на то основанием можно утверждать о существовании бого-человеческой идеи в недрах мусульманской теолого-философской мысли. Это утверждение кардинально расходится с ортодоксальными представлениями ислама, а также известным неприятием христианской концепции богочеловечества. Мета-антропологическое и богочеловеческое измерения образа Совершенного Человека - понятия родственные и предельно сопряженные, позволяющие по новому взглянуть на существо проблемы. В частности, выработанная позиция позволяет более плодотворно исследовать уровни сближения исламской точки зрения о совершенстве и Совершенном Человеке и соответствующие взгляды иудаизма и христианства. На этом пути, в частности, выясняется, что хилиастический образ Совершенного Человека в исламе и христианстве предельно совпадает, отражая собой много более потаенные движения эзотерической мысли в авраамической традиции. Быть может, прав Д.Шапира, предельно сближая эсхатологию зороастризма со всеми религиозными традициями авраамического цикла, а в нашем случае утверждая концептуальное единство (в силу преемственности) образа Совершенного Человека в ирано-семитской религиозно-культурной среде. Кстати, очень похоже на то, что именно тамплиеры знали существо тайной доктрины ирано-семитского происхождения (включая сюда манихейство и ближневосточный гносис) и они же трансплантировали ее на Запад (розенкрейцеры, масоны, Сведенборг).
Исходный образ даосского Совершенного Человека типологически весьма напоминает суфийский. Этот человек знаменует собой предельную целостность и полноту бытия, бесконечное разнообразие жизни. Отталкиваясь от принципов реальности антропокосма (Дао-Человека), формулируется теория символизма, присущую создавшемуся положению вещей: "В отличие от позитивистской науки символизм не преследует цель приобретение теоретического знания, а находит свое основание непосредственно в культурной практике".
Основой нового понимания символа является интуиция антропокосма, понимаемая как "взаимная обратимость человеческого опыта и природного бытия". Виртуальная природа даосского человека и есть первооснова символического бытия, древнего бытия не в хронологическом смысле, а в онтологическом, разумеющем истинную полноту бытия Космоса еще до сотворения мира.
Совершенной Человек у Конфуция. Отмечается особое значение срединного Пути в деле духовного продвижения. Человека надобно понимать как целое, ибо целое, составленное из частей, неминуемо подвержено разрушению. Отсюда в Китае отсутствует идеал борьбы начал (как, например, в Греции). А потому, говорил Конфуций, только человек волен преобразовать свой путь: "Человек может расширить Путь, а не Путь человека". Следовательно, Путь совершенствования- это движение к себе самому.
Р.Декарт. Темой является метафизика света так, как она представлена не только у Декарта, но и у его современника – французского художника караваджиста Жоржа де Латура. Свет – это Событие. А красочный слой, которым художник покрывает вещи является рассказом о Событии. Отсюда - тень караваджистов есть необходимая среда, необходимая для явления света. Свет Декарта – это свет внутренний, божественный, это способ познания Мира, свет внутренних страстей Человека.
Cogito – это не просто мысль в размышлении или существование в мысли, cogito – это определенный порядок страстей. Страсти: 1/ удивление (предготовность к познанию), 2-3/ сомнение/приостановка, 4/ восхищение. Когитальная логика мысли восхищается совершенством божественного устроения Мира, избыточной полнотой совершенства. Человек же, будучи несовершенен нуждается в высшем Совершенстве и домогается его.
Интеллектуальная аналитика cogito и метафизики света заставляет взглянуть совсем иначе и на Декарта, и на творчество Жоржа де Латура, и на всю культуру барокко.
Постницшенская
эпоха в разработке идеи Совершенного
Человека. В центре внимания – супрематическая
теория К.Малевича и его неизвестный до
настоящего времени трактат Совершенный
Человек. Рассуждения самого Малевича
во многом основываются на философии Вл.
Соловьева. Однако мировоззренческие
амбиции таких ярких фигур новой России
как Малевич и Лисицкий простирались много
дальше. Они заявляли, что на смену ветхому
и новому Заветам пришел новый – коммунистический,
а на смену последнему грядет супрематический.
В теоретических рассуждениях самого
Малевича буквально "сквозят" не
только идеи ведущих философов и теософов,
но все эти идеи получают и свое визуальное
воплощение. Идея Адама Кадмона и абстрактного
образа Совершенного Человека находят
свои следственные аллюзии в теории беспредметности
и значении пустоты. Отсюда - знаменитые
пустолицые образы в живописи художника.
3.
Концепция совершенного
человека в перспективе
исихастской антропологии.
В кругу понятий и представлений христианства совершенство присутствует изначально. Откроем "Симфонию" к Новому Завету - и она скажет нам, что в синоптических евангелиях нет существительного "совершенство", и всего в двух случаях, у Матфея, употреблено прилагательное "совершенный". Но оба случая крайне важны: это – слова Христа, из тех, что во все эпохи служили и указанием для верующих, и предметом мысли для богословов и философов. Речь Евангелия о совершенстве открывается обращением Нагорной Проповеди: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф 5,48); и затем, уже уча в Иудее, богатому юноше Христос говорит: "Хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною" (Мф 19,21). Это все; и еще однажды, согласно Евангелию от Иоанна, Спаситель говорит о совершенстве на тайной вечери: "Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино" (Ин 17,23). Синодальный перевод уверяет накс, что "совершенный" употреблено у Иоанна еще трижды (в трех почти идентичных местах, говорящих о «совершенной радости», – Ин 15,11; 16,24; 17,13), однако вводит в заблуждение: во всех этих местах греческий оригинал говорит не о совершенстве, а о полноте, употребляя производные от, а не от. Но в Посланиях о человеческом совершенстве говорится значительно больше и чаще; и уже явственно можно выделить основные аспекты и грани того содержания, какое апостолы вкладывали в это понятие.
Начнем,
впрочем, с ограничивающего замечания.
Также и в Посланиях
4.
Православная аскеза
– ключ к новому видению
человека.
Еще
одним продвижением в направлении
христианской антропологии было отчетливое
тяготение стоицизма к
Стоит,
однако, указать, что само ядро стоицизма,
идеал атараксии, лишь в очень
ограниченной мере приближался к
будущим христианским представлениям.
Он был слишком тесно связан с
дуалистическим типом антропологии,
чуждым христианству. Если в антропологии
христианства - наиболее чисто, аутентично
представленной в мистико-аскетической
традиции, обсуждаемой ниже, - путь духовного
восхождения связывается с
Заключение
В
эволюции человека имеется стадия,
которая непосредственно
Информация о работе Понятие "совершенный человек" в различных культурах