Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:50, реферат
Теология, философия, психология, естественные и социальные науки — некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей.
Введение…………………………………………………………..……….3
Представления о совершенном человеке в различных культурах……4
Образ совершенного человека в духовной и художественной традиции круга культур……………………………………………………………..7
Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии……………………………………………………………..13
Православная аскеза – ключ к новому видению человека……………15
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………17
ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НЕФТЕГАЗОВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ: ПОНЯТИЕ
«СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»
В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ. Подготовил: Мустафин Э.А. НР-10 Проверил(а):
Тухтиева Г.Т. Нижневартовск 2011 г. |
Содержание
Введение
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Теология, философия, психология, естественные и социальные науки — некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Проблема
человека, его сущности, его личностных
качеств, перспектив его развития является
одной из самых актуальных в наше
время. Эти вопросы приобретают особую
значимость в период революционного обновления
нашего общества. Главное направление
возрождения — это его гуманизация.
1.
Представления о совершенном
человеке в различных
культурах.
Обращаясь
к культурам прошлого и современности
можно увидеть отсутствие единого
представления о совершенном
человеке. Данный факт может привести
либо к релятивизму, либо к догматизму.
В первом случае признание относительности
общезначимых норм чрезвычайно затрудняет
совместную жизнь людей, которая
основывается на общих или взаимодополнимых
ценностях, идеалах, смыслах. Во втором,
может насаждаться такая
Античность: Сократ. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное.
По
мнению древних, вышеперечисленным
требованиям отвечала фигура Сократа.
С одной стороны он был добропорядочным
гражданином, храбрым и выносливым
воином, веселым товарищем, с другой
проводил время в беседах, в ходе
которых принуждал сограждан
давать самоотчет по поводу собственной
жизни и указывал на ее истинный
смысл. За свою философскую деятельность
Сократ подвергся судебному
Для
европейцев этот афинский философ до
сих пор является образцом человека.
Сократа часто сравнивают даже с
Христом. Истинность духовных исканий
Сократа, подтвержденная им жизнью и
смертью, немеркнущим светом выделяет
его имя.
1.1
Христианство: Иисус
Христос.
Наполеон
говорил, что всю жизнь стремился
завоевать сердца людей, а Христос
это сделал без войска и миллионы
его последователей умирают за него.
Итак, совершенный человек в
1.2
Новое время: Фауст.
В
Новое время с ослаблением
античного и средневекового чувства
греховности появилось
1.3
ХХ век: Сизиф.
Научное
миропонимание включает в себя объяснение
Вселенной и человека путем использования
эмпирических наблюдений и общих
логических операций для построения
теоретической модели мира в целом
на основе принципа натурализма. Ориентация
на последний привела к крушению
антропоцентризма. Согласно естественнонаучному
направлению, мир сам по себе не имеет
разумности и цели, нравственное существование
человека в нем возможно лишь на
основе мыслящего самосознания, призванного
во мгле бытия "собою заменять свет
звезд". Человек, вынужденный искать
опору лишь в себе, теряет ориентацию
и единство самопонимания (Х. Ортега-и-Гассет,
Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в
экзистенциализме А. Камю преодоление
абсурда является важнейшей задачей
человека. Ведь мы движемся к небытию,
но в то же время надо выдержать,
выстоять в напряженном соотношении
между нашей любовью к жизни
и неизбежностью смерти. Поэтому
для части наших современников
совершенным человеком является
образ древнегреческого героя Сизифа,
упорно совершающим свой бессмысленный
труд. Перефразируя Тертуллиана можно
так выразить лозунг атеистического
экзистенциализма:"Живу, ибо абсурдно".
2.Образ
совершенного человека
в духовной и художественной
традиции круга культур.
Образ
Совершенного Человека не укладывается
в русло привычных
Полученные независимо друг от друга и принципиально сходные выводы об образе Совершенного Человека в иудейской, христианской, мусульманской традициях и даже у Декарта получают свое разрешение в блестящей по мысли и выводам статье Дана Шапира (Иерусалим). Им убедительно обосновываются и указываются истоки столь заметной близости в манифестации образа Совершенного Человека в текстах авраамического цикла религий. Зороастрийский образ Совершенного Человека явился тем оселком, о который затачивалась тайная и явная мудрость ближневосточных и европейских представний (включая Моцарта, Ницше, Малевича).
Образ
Совершенного Человека становится объектом
мысли о нем. Вовсе не предметом
философствования, теоретизирования и
вольной рефлексии, а подлинным
объектом теологических и философских
рассуждений в контексте
Он есть как бы прото- и сверхчеловек, который собственно и делает возможным само человеческое начало Бытия. А, следовательно, бытие Совершенного Человека не столько антропоморфное, человекообразное, сколько антропогенное – человеко-порождающее. Таковы наиболее характерные черты образа Совершенного Человека, присущие в большей или меньшей степени, но всем без исключения эзотерическим традициям Востока. Такой образ уместнее всего соотнести с представлениями о парадигматической личности. Данное понятие удобно связывает мифологию, теологию и философию предвечного человека с нормами и условиями культурной практики. Ибо парадигматический человек - это тот ценностный образец, который задает меру сознания и практики, непрерывно возобновляет себя в течении осознанной жизни, что, собственно, и составляет традицию.
Пространство мысли об образе Совершенного Человека в результате проведенного исследования оказалось отмеченным определенным набором, так сказать, родовых черт или, если еще точнее, некоторым количеством мета-характеристик.
За
экспликацией образа Заратуштры в "Волшебной
флейте" Моцарта и у Ницше
скрывается мощнейший пласт псевдо-
Весьма
существенным фактом для фронтального
описания образа Совершенного Человека
во всех из представленных в проекте
разделов является то, что иранское
религиозное сознание было, как говорит
Д.Шапира, "замкнуто на образе Совершенного
Человека" и эта важнейшая особенность
восходит к временам индо-иранского
единства. Нет поэтому ничего удивительного
в том, что практически все
соседствующие с Ираном культуры
так или иначе вбирают в
свою теологическую и
Информация о работе Понятие "совершенный человек" в различных культурах