Понятие "совершенный человек" в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:50, реферат

Описание работы

Теология, философия, психология, естественные и социальные науки — некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……….3
Представления о совершенном человеке в различных культурах……4
Образ совершенного человека в духовной и художественной традиции круга культур……………………………………………………………..7
Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии……………………………………………………………..13
Православная аскеза – ключ к новому видению человека……………15
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 42.22 Кб (Скачать)
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ:

ПОНЯТИЕ «СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ. 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовил: Мустафин Э.А. НР-10

Проверил(а): Тухтиева  Г.Т. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Нижневартовск  2011 г.

     Содержание 

  1. Введение…………………………………………………………..……….3
  2. Представления о совершенном человеке в различных культурах……4
  3. Образ совершенного человека в духовной и художественной традиции круга культур……………………………………………………………..7
  4. Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии……………………………………………………………..13
  5. Православная аскеза – ключ к новому видению человека……………15
  6. Заключение……………………………………………………………….16
  7. Список литературы………………………………………………………17

 

     Введение 

     Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

     Теология, философия, психология, естественные и  социальные науки — некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

     Проблема  человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период революционного обновления нашего общества. Главное направление возрождения — это его гуманизация. 

 

     

     1. Представления о совершенном человеке в различных культурах. 

     Обращаясь к культурам прошлого и современности  можно увидеть отсутствие единого  представления о совершенном  человеке. Данный факт может привести либо к релятивизму, либо к догматизму. В первом случае признание относительности  общезначимых норм чрезвычайно затрудняет совместную жизнь людей, которая  основывается на общих или взаимодополнимых ценностях, идеалах, смыслах. Во втором, может насаждаться такая культура, которая, рассматривая богатство, многообразие действительности как помеху к единению, будет стремиться все унифицировать, сделать единообразным. И релятивизм и догматизм не нацеливают на поиск  истины, а это опасно для человеческого  существования. Поэтому общество, где  люди свободны, т.е. определяют свою жизнь  сами, заинтересовано в том чтобы  они самостоятельно умели мыслить, выбрать из множества представлений  оптимальное, творить наилучшее.

     Античность: Сократ. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый  мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет  по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное  счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в  неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме  жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно  принять неизбежное.

     По  мнению древних, вышеперечисленным  требованиям отвечала фигура Сократа. С одной стороны он был добропорядочным  гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан  давать самоотчет по поводу собственной  жизни и указывал на ее истинный смысл. За свою философскую деятельность Сократ подвергся судебному преследованию. На суде он виртуозно защищался, играя  жизнью как мячом, но был осужден  на смертную казнь. Однако в тюрьме Сократ отказался от побега. Во-первых, он доказывал, что всего более  надо ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую. Во-вторых, побег  означал бы причинение зла его  родным, близким, т.к. нарушение закона, приводит к подрыву закона вообще, что несправедливо по отношению  к родному городу. Ведь зло всегда остается злом, и его надо избегать всегда.

     Для европейцев этот афинский философ до сих пор является образцом человека. Сократа часто сравнивают даже с  Христом. Истинность духовных исканий  Сократа, подтвержденная им жизнью и  смертью, немеркнущим светом выделяет его имя. 

1.1 Христианство: Иисус Христос. 

     Наполеон  говорил, что всю жизнь стремился  завоевать сердца людей, а Христос  это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Итак, совершенный человек в христианстве - это второй Адам, Иисус Христос. Особую роль в данной религиозной  традиции отводят не столько человеческому  разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога. Согласно Библии человек это прах и пепел, глина, которая оживлена Божьим дыханием. Таким образом, человек полностью  зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. Однако первый человек  Адам, нарушив Божий закон любви, отделил себя от Жизни. Для того чтобы  вернуть людям утраченное положение, Бог наказание за совершенное  преступление перенес на Себя. Сын  Божий (Второе Лицо Троицы, Бог Слово) в определенное время стал человеком. Одним из самых тяжелых искушений  для Него было, пожалуй, смирение. Но, там, где первый Адам пал, второй Адам победил: Бог Сын подавил стремления плотского "Я" помыкать другими, жить для себя. Иисус, находясь в грешном  теле, полностью исполнил волю Отца, искупив своей смертью человеческий род от наказания. Своей жизнью и  смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает  силой Божией свои грехи, тем самым  освобождаясь от власти беззакония и  смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря  Христу человек становится личностью, богом. 

1.2 Новое время: Фауст. 

     В Новое время с ослаблением  античного и средневекового чувства  греховности появилось представление  о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством  которого он может господствовать над  природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать  мир явлений и т.д. Наряду с  возвеличиванием человека и его  разума, происходит обожествление природы  и культуры. Совершенный человек  эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца  совершенного человека этой эпохи может  быть приведен Фауст Гете и сам  творец одноименного произведения, в  личности которого тесно переплелись  поэтическое творчество, научные  изыскания и философско-мировоззренческие  поиски. Образ Фауста символичен и  трагичен. Он стремится к познанию, которому не видно конца. Испробовав в жизни все, он чувствует себя счастливым лишь будучи слепым стариком, когда слышит как по его приказу  дьявол (Мефистофель) преобразует окружающий мир. Однако слепец ошибается: черти  не роют канал, а копают могилу для Фауста. Аналогичная судьба постигла и представление о совершенном человеке в Новое время. Под воздействием натурализма к ХХ в. человек утратил понимание своей природы, т.к. естественнонаучная традиция, снабдив человека массой эмпирического материала, бессильна прояснить его смысл. 

1.3 ХХ век: Сизиф. 

     Научное миропонимание включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования  эмпирических наблюдений и общих  логических операций для построения теоретической модели мира в целом  на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному  направлению, мир сам по себе не имеет  разумности и цели, нравственное существование  человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного  во мгле бытия "собою заменять свет звезд". Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство самопонимания (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в  экзистенциализме А. Камю преодоление  абсурда является важнейшей задачей  человека. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении  между нашей любовью к жизни  и неизбежностью смерти. Поэтому  для части наших современников  совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный  труд. Перефразируя Тертуллиана можно  так выразить лозунг атеистического экзистенциализма:"Живу, ибо абсурдно". 

 

     

     2.Образ совершенного человека в духовной и художественной традиции круга культур. 

     Образ Совершенного Человека не укладывается в русло привычных антропологических  суждений о нем. Преодолевая границы  антропологии, образ Совершенного Человека наиболее полно может быть охарактеризован  в горизонте мета-антропологических  характеристик. Выработка данной позиции  позволила по новому сформулировать понятие символ (В. Малявин), осмыслить назначение Человека в мистике православия (С. Хоружий) и аргументировать богочеловеческие истоки образа Совершенного Человека в суфизме (Ш. Шукуров).

     Полученные  независимо друг от друга и принципиально  сходные выводы об образе Совершенного Человека в иудейской, христианской, мусульманской традициях и даже у Декарта получают свое разрешение в блестящей по мысли и выводам  статье Дана Шапира (Иерусалим). Им убедительно  обосновываются и указываются истоки столь заметной близости в манифестации образа Совершенного Человека в текстах  авраамического цикла религий. Зороастрийский образ Совершенного Человека явился тем оселком, о который затачивалась тайная и явная мудрость ближневосточных  и европейских представний (включая  Моцарта, Ницше, Малевича).

     Образ Совершенного Человека становится объектом мысли о нем. Вовсе не предметом  философствования, теоретизирования и  вольной рефлексии, а подлинным  объектом теологических и философских  рассуждений в контексте максимально  широкого круга воззрений в различных  культурах Востока и Запада. И  в этом смысле Совершенный Человек  есть исток и сердце всякой традиции как передачи опыта (света) подлинности  Бытия, как вечнопреемственности духа. Свет, свеча, свет лампады, нимб - все  это образы (символы или метафоры) Совершенного Человека. А потому бытие  Совершенного Человека совпадает с  предельной открытостью и, стало  быть, высшей просветленностью, осиянностью  духа. Оно есть, таким образом, универсальное  условие очеловечивания человека, но путем его, так сказать, распредмечивания, возведения к непредметной полноте  бытийствования. Совершенный Человек (но не его конкретные образы) опознается через выявление внутренних разрывов опыта, он - темный двойник всех внешних  и известных образов Человека и даже Вселенной.

     Он  есть как бы прото- и сверхчеловек, который собственно и делает возможным  само человеческое начало Бытия. А, следовательно, бытие Совершенного Человека не столько  антропоморфное, человекообразное, сколько  антропогенное – человеко-порождающее. Таковы наиболее характерные черты образа Совершенного Человека, присущие в большей или меньшей степени, но всем без исключения эзотерическим традициям Востока. Такой образ уместнее всего соотнести с представлениями о парадигматической личности. Данное понятие удобно связывает мифологию, теологию и философию предвечного человека с нормами и условиями культурной практики. Ибо парадигматический человек - это тот ценностный образец, который задает меру сознания и практики, непрерывно возобновляет себя в течении осознанной жизни, что, собственно, и составляет традицию.

     Пространство  мысли об образе Совершенного Человека в результате проведенного исследования оказалось отмеченным определенным набором, так сказать, родовых черт или, если еще точнее, некоторым количеством  мета-характеристик.

     За  экспликацией образа Заратуштры в "Волшебной  флейте" Моцарта и у Ницше  скрывается мощнейший пласт псевдо-зороастрийской литературы в средневековой Европе и не менее значительные намеки в  греческой, еврейской и христианской литературе.

     Весьма  существенным фактом для фронтального описания образа Совершенного Человека во всех из представленных в проекте  разделов является то, что иранское религиозное сознание было, как говорит  Д.Шапира, "замкнуто на образе Совершенного Человека" и эта важнейшая особенность  восходит к временам индо-иранского  единства. Нет поэтому ничего удивительного  в том, что практически все  соседствующие с Ираном культуры так или иначе вбирают в  свою теологическую и антропологическую  доктрины черты зороастрийской концепции  о Совершенном Человеке. И самым  важным на этом пути оказывается то, что "в Иране нет острых переходов  между человеческим и божественным". Это обстоятельство, по словам автора, весьма однозначно сказалось на мусульманской  эзотерической доктрине - суфизме. Отсылка  к суфийской теории сколь необязательна, столь же и важна. Ибо в соответствующем  разделе суфийская концепция  Совершенного Человека раскрывает именно этот аспект взаимоотношений между  божественным и человеческим началами.

Информация о работе Понятие "совершенный человек" в различных культурах